• Авторизация


Удивительный художник Павел Корин 23-03-2021 19:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Лулу_Прада Оригинальное сообщение

Удивительный художник Павел Корин

 

Павел Корин. Моя Родина 

За несколько столетий род Кориных дал немало живописцев, но самым выдающимся был Павел Дмитриевич Корин. Прежде чем стать по призванию художником , он был им уже по рождению. Вспоминая детство, Корин рассказывал о том, как работали его отец и старшие братья, как на специальных досках, приготовленных матерью, возникали чудесные картины - яркие и красочные. Обычно в создании икон трудилась вся семья. Еще ребенком Павел научился растирать краски, готовить доски, на которых писали иконы. Но не только иконопись была источником художественного образования Павла Корина. Сам быт палешан, их дома с деревянной резьбой, расписными стенами, окружающая природа отмечены особой красотой.


Живописный образ Александра Невского хорошо знаком нам с детства – он сурово смотрит со страниц учебников истории. Эта картина – часть триптиха, созданного в годы Великой Отечественной войны художником Павлом Кориным в поддержку советских солдат. Бывший иконописец, которому довелось украшать станции советского метро, он писал портреты маршалов и всю жизнь мечтал завершить собственный «Реквием»…


Дом Кориных в Палехе. Со стороны огорода.
Дом Кориных в Палехе. Со стороны огорода.

Биография Павла Корина кажется невероятной. В его творчестве были иконопись и портреты знаменитых людей СССР, метрострой и знакомство с представителями династии Романовых, исторические полотна и мозаика с портретом Ленина… Казалось, будто Павел Корин прожил несколько жизней в одной и удивительным образом оказался успешным советским художником открыто православного вероисповедания. Но – обо всем по порядку.

Он появился на свет в 1892 году, в семье потомственных иконописцев, в Палехе, по сей день славящимся своими мастерами лаковой миниатюры. В 1911 году Корин решил, что называется, «оторваться от корней» - перебрался в Москву, где оказался в ученичестве у художника Михаила Нестерова. Вместе они трудились над созданием фресок в Марфо-Мариинской обители. От Нестерова молодой живописец перенял отношение к искусству как духовному подвигу, возможному в любое время, при любой власти.

Спас Ярое Око.

Спас Ярое Око.

 

В 1916 году он выполнял росписи усыпальницы на территории обители по заказу Великой княгини Елизаветы Федоровны. Знакомство с ней оказало немалое влияние на жизнь художника. И дело даже не в том, что по ее совету он пристально изучал церковные фрески центральной части России. Именно Елизавета Федоровна познакомила Корина с его будущей женой. Прасковья Петрова приехала в обитель из Чувашии, чтобы обучиться ремеслу сестры милосердия, но как-то обмолвилась в присутствии княгини, что мечтает обучиться рисованию. А княгиня нашла ей подходящего учителя – молодого художника Павла Корина… Спустя три года после знакомства он сделал Прасковье предложение, а вот согласия ждал… целых семь лет. Лишь в 1926 году влюбленные смогли обвенчаться в православной церкви на Арбате.



Реквием. Русь уходящая. 1935-1959


Годом ранее, в 1925, уже после революции и гражданской войны, в стране, раздираемой противоречиями, Корин перенес собственное потрясение, наложившее глубокий отпечаток на все его творчество. Он присутствовал на похоронах патриарха Тихона. Толпы православных христиан со всей страны, люди, чья вера подвергалась теперь осмеянию, а святыни – уничтожению, были невероятно стойки и едины в своем горе… Теперь он уверовал по-настоящему. Именно в то время у художника возник замысел масштабного полотна, которое он планировал назвать «Реквием». На протяжении десятилетия Павел Корин писал портреты деятелей церкви, участвовавших в крестном ходе во время похорон патриарха. В тридцатые годы эти подготовительные работы увидел Максим Горький, друживший с художником. Он предложил назвать работу «Русь уходящая», что позволяло несколько завуалировать «антисоветские» взгляды Корина. Да и сама по себе дружба с «буревестником революции» защищала художника от нападок. Корин написал драматичный, даже театрализованный портрет Горького. После смерти писателя он все не решался завершить свой «Реквием», опасаясь реакции властей.

Образы деятелей русской православной церкви.
Образы деятелей русской православной церкви.

Зато в эти годы Корин получал немало заказов на портреты. Он пишет художников и ученых, актеров и музыкантов…

Портрет художника Ренато Гуттузо. Портрет М.В.Нестерова.
Портрет художника Ренато Гуттузо.             Портрет М.В.Нестерова.



Во время Великой отечественной войны для Корина пришло время истинного шедевра. В 1941 году, на параде 7 ноября, он услышал слова Иосифа Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». Так он нашел еще одну свою тему, позволявшую и – совершенно искренне – послужить родине, и остаться верным себе.

Пересвет и Ослябя.
Пересвет и Ослябя.

В 1942 году он начал работу над триптихом «Александр Невский», центральная часть которого известна, пожалуй, каждому жителю России. Монументальная фигура князя, опирающегося на меч, заслоняет собой город с белокаменными церквями, за спиной воина – хоргувь с ликом Спаса. Еще две части – «Старинный сказ» и «Северная баллада» - более поэтичны, хотя все так же прославляют мощь и отвагу русских воинов. В числе образов триптиха – портрет известной северной сказительницы Кривополеновой.

Старинный сказ и Северная баллада.

Старинный сказ и Северная баллада.

 

Кисти Павла Корина принадлежит портрет маршала Жукова, созданный уже в 1945 году.
Во всех живописных работах Корина ощущается влияние иконописи и палехской миниатюры. Его цвета локальны, линии отличаются жесткостью, формы всегда кристаллизованы, фигуры вытянуты, даже диспропорциональны, они словно нависают над зрителем, словно образы святых на стенах храма.

Портрет маршала Жукова. Портрет Максима Горького.
Портрет маршала Жукова.            . Портрет Максима Горького.


Тему героев земли русской Корин продолжал и после. Образы великих полководцев стали сюжетами и для восьми масштабных мозаичных панно, украсивших станцию «Комсомольская» Московского метрополитена. Для станции метро «Новослободская» художник выполнил эскизы подвесных витражей со сложным орнаментом, где советские символы объединяются с мотивами средневекового витражного искусства. Образ воинов и русских матерей он воплотил в мозаиках станций «Смоленская» и «Павелецкая».

Работы Корина для московского метрополитена.
Работы Корина для московского метрополитена.

После войны художник оставался востребованным. Он руководил восстановлением полотен Дрезднеской галереи, пострадавшей во время бомбардировок. Корин получил Ленинскую премию за портреты деятелей искусства СССР, ему было присвоено звание народного художника СССР, он был избран действительным членом Академии художеств...

Групповой портрет Кукрыниксов.

Групповой портрет Кукрыниксов.

 

Последние годы жизни Корин был увлечен монументальным искусством. Он мечтал о том, чтобы его работы украшали общественные здания.

Однажды в гости к Павлу Дмитриевичу приехал архитектор А.Н. Щусев. Он предложил Корину создать мозаики для оформления станции московского метро «Комсомольская - кольцевая», строившейся по его проекту.Щусев использовал в архитектуре этой станции мотивы древнерусского зодчества. Корин создал восемь мозаик на темы истории России, и сегодня они украшают потолок станции. Одна из наиболее удачных работ - мозаика, на которой изображен московский князь Дмитрий Донской защитник русских земель от татаро – монгольских завоевателей.

[407x583]

Мозаика «Минин и Пожарский». 1951.

Смальта, мрамор, мозаика

[407x583]

Мозаика «Александр Невский». 1951.

Смальта, мрамор, мозаика

 
     
 

[407x583]

Мозаика «Выступление В. И. Ленина на Красной Площади».

1951. Смальта, мрамор, мозаика

[407x583]

Мозаика «Родина-мать с пальмовой ветвью мира и серпом-молотом». «Триумф Победы». 1951. Смальта, мрамор, мозаика

 

[407x583]

Мозаика «Бородинское сражение». 1951. Смальта, мрамор, мозаика

 

В 1962 году страна чествовала Павла Дмитриевича Корина.

Ему исполнилось 70 лет. Академик, лауреат Ленинской премии,

народный художник СССР, он получил всемирное признание.

Более тридцати лет прожил П.Д. Корин в доме, специально построенном для него

по инициативе А.М. Горького в одном из живописных уголков Москвы

- недалеко от Зубовской площади. Здесь были созданы многие его произведения.

Сюда любили приходить друзья художника - писатели, ученые, артисты, художники.

Дом этот после смерти Корина стал филиалом Третьяковской галереи.

Эскиз триптиха Сполохи.

Эскиз триптиха Сполохи. 1962 год

Удивительно, но и в годы советской власти его жизнь оставалась тесно связанной с православным искусством.

Ему довелось заниматься реставрацией церковных фресок, в том числе и работ

его учителя – Нестерова. Корин собрал впечатляющую коллекцию икон.

В 1966 году Корин начал еще один героический триптих – «Сполохи»,

оставшийся незавершенным – спустя год, после двух перенесенных инфарктов,

художник скончался.

 


Всю жизнь он мечтал вернуться к своему «Реквиему», но – не довелось.

Последними словами художника было «не успел»…

 



 


Источники

Все изображения взяты из открытых источников.

http://stoicka.ru/Joomla_3.2.0_Full_Package_Russian/index.php/pavel-korin

 https://kulturologia.ru/blogs/100520/46352/

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Удивительный художник Павел Корин | Collorit - Дневник Collorit | Лента друзей Collorit / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»