• Авторизация


Выставка "Охотники за искусством". Коллекционеры ХХ века 05-02-2021 20:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Seniorin Оригинальное сообщение

Выставка "Охотники за искусством". Коллекционеры ХХ века

 

 

 

Охотники за искусством. XX век, Россия

 

Под названием "Охотники за искусством" в апреле откроется выставка в московском Музее русского импрессионизма. В экспозицию войдут картины первой половины XX века из частных собраний Москвы и Ленинграда. Через историю коллекционеров музей покажет, что коллекционирование русского искусства в СССР существовало, были сформированы значительные коллекции и сохранены великолепные произведения русского искусства. Увлечённые коллекционеры собирали произведения  музейного уровня не с целью их перепродать или заработать на своей коллекции - в основном собирателями были учёные, инженеры, врачи.

 

Вера Ермолаева. Пейзаж с голубым заливом, 1930  

 

Партнёром этой выставки выступает петербургская KGallery, в которой сейчас проходит подобная выставка "Коллекционеры. ХХ век", посвящённая коллекционированию искусства в Санкт-Петербурге, Петрограде, Ленинграде. Событие приурочено к выходу двухтомного издания "Коллекционеры Петербурга-Петрограда-Ленинграда-Санкт-Петербурга".

Даже по некоторым произведениям, представленным на петербургской выставке, можно судить о самом высоком уровне этих коллекций:

 

 

Из коллекции Александра Евгеньевича Бурцева

Александр Евгеньевич Бурцев (1863-1938) - библиофил, меценат. Диапазон культурной деятельности Бурцева был огромен. Александр Евгеньевич собирал редкие книги и автографы, предметы старины, картины со сценами русского быта; особой сферой интересов Бурцева стал русский Север. Он лично ездил по деревням, изучал и записывал фольклорные предания. Помимо собирательства он вел научную этнографическую деятельность, издавал труды по библиографии, выпускал художественно-литературный журнал, покровительствовал молодым художника. Известно, что Бурцев покупал картины у Судейкина, Рериха, Петрова-Водкина и других. Кое-кто из художников, зная его пристрастие к русским сюжетам, стал специально писать картины на русские сюжеты как будто специально для него. Бурцев воспроизводил приобретаемые картины в своих изданиях. Собрание Бурцева так разрослось, что он задумал организовать Музей русского искусства и литературы. На Бассейной, 10, он выстроил специальный дом с большими выставочными залами и стал устраивать периодические выставки картин и рисунков своего собрания. Репрессирован в 1938 году, реабилитирован в 1963.

 

Н.К. Калмаков. Фимиам, 1915. Бумага на картоне, темпера. Собрание KGallery, Санкт-Петербург. Ранее в собраниях: А.Е.Бурцева, семьи Тимофеевых, Санкт-Петербург-Ленинград.

3906024_0d104e5ef752_13_ (100x24, 2Kb)

 

 

Б.Д. Григорьев. Свадьба Пьеро. Эскиз для театра, начало 1913 года. Картон, темпера. Из коллекции собирателя русской старины А.Е. Бурцева

3906024_0d104e5ef752_12_ (100x24, 2Kb)

 

Б.Д. Григорьев (1886-1937). Сад. Эскиз для стенописи кафе. Начало 1913 года. Картон, темпера. Из коллекции собирателя русской старины А.Е. Бурцева

3906024_0d104e5ef752_11_ (100x24, 2Kb)

 

Борис Григорьев. Парижское кафе, 1913. Из коллекции собирателя русской старины А.Е. Бурцева. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

3906024_0d104e5ef752_10_ (100x24, 2Kb)

 

Борис Григорьев. В кабаре. 1913. Картон, темпера. "К-Галерея", Санкт-Петербург

3906024_99289859_large_35410098_f1969f0d35e0 (287x70, 9Kb)

 

Из коллекции Игоря Дмитриевича Афанасьева

Игорь Дмитриевич Афанасьев (1904-1969) - химик-нефтепромышленник, советский коллекционер из Ленинграда. Афанасьев является одним из пионеров создания нефтехимической промышленности в СССР, исследователь, инженер-новатор, работы которого послужили основой при организации нефтехимических производств на заводах
По воспоминаниям дочери, собирательство живописи стало его главной страстью ещё в молодости. Ему принадлежали "Портрет И. Щукина" М. Сарьяна, картины Бориса Григорьева, Кустодиева. Афанасьев также собрал прекрасную библиотеку книг и журналов по искусству. Его первая коллекция сгинула при аресте 1937 года. Вернувшись в 1946 году в Ленинград, за три с половиной года он собрал новую, небольшую, но ценную. После нового ареста вторая коллекция была сохранена его сослуживцем - Исааком Ефимовичем Добкиным, директором завода им. Шаумяна.
Вернувшись, в 1950-е он начал коллекционировать почти заново, в третий раз. В его собрание вошли картины Петрова-Водкина "Изгнание из рая", "Портрет дочери Ленушки", картины Судейкина. В 1956 году Афанасьев встретил вдову человека, купившего его вещи в 1939 году, и выкупил остатки своей первой коллекции. В собрание Афанасьева входили Врубель, Бакст, Сомов, Крымов, "Гадание" Павла Кузнецова. Сегодня коллекцию Афанасьева хранят его наследники, она известна собранием работ "мирискусников".

 

М.С. Сарьян. Потрет Ивана Щукина. 1911. Частное собрание, Санкт-Петербург. Ранее собрание И.Д. Афанасьева, Ленинград

3906024_0d104e5ef752_9_ (100x24, 2Kb)

 

Дмитрий Бушен. Итальянский театр. 1923

3906024_99289859_large_35410098_f1969f0d35e0_1_ (287x70, 9Kb)

 

Из коллекции Ильи Исааковича Палеева

Илья Исаакович Палеев (1901-1970) - профессор Политехнического института. И на сегодняшний день это практически единственная ленинградская-петербургская "профессорская" коллекция, сохранившаяся в неприкосновенности и в неизменном виде. Палеев начинал собирать картины в послевоенные годы с художников-передвижников, но довольно скоро переключил свое внимание и интерес на работы членов Союза русских художников, на мастеров "Мира искусства", 'Бубнового валета". Вещи попадали в коллекцию из семей художников, со многими из которых Илья Палеев был близко знаком. Многие годы дружбы связывали его с Владимиром Лебедевым, Натаном Альтманом, Робертом Фальком, у которого в Москве Илья Исаакович много раз бывал в гостях.

 

Л.Т. Чупятов. Автопортрет. 1925 (-). Холст, масло. Собрание семьи Палеевых, Санкт-Петербург. Ранее собрание И.И. Палеева, Ленинград

3906024_0d104e5ef752_8_ (100x24, 2Kb)

 

К.А. Коровин. Цветы и фрукты. 1919. Картон, масло. Собрание семьи Палеевых, Санкт-Петербург. Ранее собрание И.И. Палеева, Ленинград

3906024_0d104e5ef752_7_ (100x24, 2Kb)

 

Борис Григорьев. Портрет фотографа-художника Мирона Шерлинга. Собрание семьи Палеевых. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

3906024_99289859_large_35410098_f1969f0d35e0_2_ (287x70, 9Kb)

 

Из коллекции Иосифа Израилевича Рыбакова

Иосиф Израилевич Рыбаков (1880-1938) родился в Киеве, в семье торговца лесом, окончил юрфак Киевского университета. Из-за участия в партии меньшевиков был арестован и сослан в Олонецкую губернию. После освобождения стал успешным юристом по уголовным делам и увлекся коллекционированием искусства. В 1914 году приобрел на аукционе первую работу - "Автопортрет" Василия Шухаева. Вместе с женой собрал уникальную коллекцию работ современников: Василия Шухаева, Льва Бакста, Александра Бенуа, Бориса Кустодиева, Мстислава Добужинского, Константина Сомова, Валентина Серова и других художников. Собирал предметы декоративно-прикладного искусства и фарфор. В 1929-30 годах организовывал выставки искусства из собственного собрания, писал книгу о русском фарфоре. В 1938 году был арестован по обвинению в шпионаже. Погиб в тюрьме. В 1965 году реабилитирован за отсутствием состава преступления.

 

Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Спящая крестьянка, 1917

3906024_0d104e5ef752_6_ (100x24, 2Kb)

 

В.Д. Баранов-Россине. Портрет Л.Я и О.И. Рыбаковых, 1919-1921. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

3906024_0d104e5ef752_5_ (100x24, 2Kb)

 

Александр Яковлевич Головин. Портрет Оли Рыбаковой, 1920

3906024_99289859_large_35410098_f1969f0d35e0_3_ (287x70, 9Kb)

 

Из коллекции Сигизмунда Натановича Валка

Сигизмунд Натанович Валк (1887-1975) - историк, старший научный сотрудник Института истории, доктор исторических наук, специалист по археографии, источниковедению и историографии. До Великой Отечественной войны собирал редкие книги, вернувшись из эвакуации, увлекся живописью. В Ленинграде Валк покупал Бенуа, Сомова, Митрохина, Судейкина, Серебрякова, Сапунова, Петрова-Водкина, Шагала, тратя на эти покупки то, что не уходило на приобретение книг. В его собрании было около 100 картин. Валк собрал важную коллекцию живописи Серебряного века, особенно любил "Мир искусства". Уезжая в больницу в последний раз распорядился о том, чтобы коллекция отошла его ученице Надежде Симиной.

 

К. Петров-Водкин. Микула Селянинович, 1907

3906024_99289859_large_35410098_f1969f0d35e0_4_ (287x70, 9Kb)

 

Из коллекции Абрама Филипповича Чудновского

Абрам Филиппович Чудновский (1910-1985) родился в украинском Кировограде, с детства трудился столяром, лесопильщиком. Окончил трудовую школу и смог поступить на физмат Одесского университета. С 1933 года доцент на кафедре физики ленинградского Политеха, в 1946 году защитил диссертацию на ученую степень доктора физико-математических наук. Начал собирать искусство с середины 1950-х годов, благодаря знакомству с художниками. С художником Павлом Кузнецовым Чудновский впервые встретился на выставке его работ и после беседы купил около десяти картин периода "Голубой розы", в том числе знаменитые киргизские виды и жанровые сцены. Коллекция Чудновского наряду с коллекцией Георгия Костаки считается одной из лучших в России.

 

А.К. Богомазов. Пейзаж с деревьями, 1910

3906024_99289859_large_35410098_f1969f0d35e0_5_ (287x70, 9Kb)

 

Из коллекции Бориса Давыдовича Суриса

Борис Давыдович Сурис (1923-1991).  Студент Одесского строительного института, в 1941 году был мобилизован военным переводчиком, участвовал в сражениях на Дону, под Сталинградом, на Украине и в Польше, был четырежды ранен. После демобилизации в 1946 году поступил в ленинградскую Академию художеств. Писал монографии, статьи, составлял каталоги, работал главным редактором в изданиях "Художник РСФСР" и "Искусство". Борис Сурис собирал работы "мирискусников", Георгия Верейского и его учителя Бориса Кустодиева, приобрёл около 30 работ Петрова-Водкина, из авангардистов выделял Наталию Гончарову, интересовался художниками довоенной ленинградской школы. После смерти Суриса его коллекция разошлась по музеям и частным собраниям.

 

Татьяна Маврина (Лебедева). Портрет Павла Давыдовича Эттингера, 1941

3906024_0d104e5ef752_4_ (100x24, 2Kb)

 

Вера Ермолаева. Пейзаж с голубым заливом, 1930

3906024_99289859_large_35410098_f1969f0d35e0_6_ (287x70, 9Kb)

 

Из коллекции Семена Борисовича Ласкина

Семен Борисович Ласкин (1930-2005) - писатель, драматург, собирал искусство около 40 лет. Интересовался работами "Круга художников", дружил с учениками Филонова, Шагала, Матюшина.  В 1956 году окончил Первый медицинский институт, чтобы продолжить семейное дело и стать, как отец, врачом. Больше 10 лет работал в реанимации, но в 1973 году окончательно оставил медицину ради литературы. Дружба с писателем и коллекционером Геннадием Гором подтолкнула его собирать собственную коллекцию. Ласкин много занимался выставочной деятельностью, организовывая в залах ленинградского Дома писателя выставки искусства, запрещенного для показа в государственных музеях. Почти 50 лет вел дневник, много писал о современных ему художниках. Эти труды вышли в виде книги "Одиночество контактного человека" в прошлом году. Открытием Ласкина стал художник Калужнин, чьи работы считались пропавшими, и другие мастера авангарда.

 

В.П. Калужнин. Городской пейзаж. 1930. Бумага, масло, гуашь. Собрание семьи Ласкиных, Ленинград-Санкт-Петербург. Ранее собрание С.Б. Ласкина, Ленинград

3906024_0d104e5ef752_3_ (100x24, 2Kb)

 

А.И. Русаков. Порт. 1930-е. Холст, масло. Собрание семьи Ласкиных, Санкт-Петербург. Ранее собрание С.Б. Ласкина, Ленинград

3906024_99289859_large_35410098_f1969f0d35e0_7_ (287x70, 9Kb)

 

Из коллекции Анатолия Николаевича Сидорова

Анатолий Николаевич Сидоров (1925-2007) - выпускник физического факультета ЛГУ, более 50 лет работал в Оптическом институте им. С.И. Вавилова. Начал собирать свою коллекцию во времена "оттепели", когда простые советские люди стали знакомиться с неофициальным советским искусством. Стены в его доме были увешаны картинами от пола до потолка, в четыре ряда, часть холстов просто стояла на полу. По квартире водили экскурсии. Работая физиком, он в то же время читал лекции о современном искусстве, собирая полные залы слушателей. Когда их запретили в государственных учреждениях, Сидоров продолжил лекторство на квартирниках. Вместе с женой Анатолий Сидоров смог собрать коллекцию из 1000 живописных и графических работ ленинградского и московского андеграунда. В собрании есть работы Феликса Волосенкова, Боба Кошелохова, Евгения Рухина, "арефьевцев", "митьков" и других нонконформистов.

 

В. Вейсберг. Натюрморт с апельсинами. 1958

3906024_0d104e5ef752_2_ (100x24, 2Kb)

 

Александр Арефьев. Павел Первый. Холст, масло, 1970. KGallery, Санкт-Петербург

3906024_0d104e5ef752_1_ (100x24, 2Kb)

 

А.А. Рылов. Зимнее небо. 1895. Холст на картоне, масло. 27,5х32. Собрание семьи П.Е. Корнилова, Санкт-Петербург. Ранее собрание П.Е. Корнилова, Ленинград

источник

 


3906024_99289859_large_35410098_f1969f0d35e0_8_ (287x70, 9Kb)

 

 

 

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Выставка "Охотники за искусством". Коллекционеры ХХ века | Collorit - Дневник Collorit | Лента друзей Collorit / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»