Библия описывает серию духовных восстаний, первое из которых происходит в Эдеме с участием сверхъестественной фигуры, позже известной как Сатана или дьявол. Его действия приносят смерть и отчуждение от Бога, положив конец первоначальным отношениям человечества с Ним. В книге Бытия 3 эта фигура названа "змеем", но в еврейской Библии его никогда прямо не называют Сатаной; эта связь устанавливается намного позже, особенно в новозаветной книге Откровения.
В книге Иова термин «ха-сатан" (буквально "обвинитель" или "противник") относится к члену небесного двора, чья задача — испытывать и оспаривать, а не действовать как дьявол, знакомый из более позднего христианского богословия. Со временем, особенно в период Второго Храма и в Новом Завете, первоначальный бунтовщик из Эдема всё чаще отождествляется с Сатаной — правителем мёртвых и главным противником человечества, который получает власть, потому что все люди умирают и попадают в его владения.
Библия использует различные имена и образы для этой фигуры в разные эпохи, что отражает эволюцию богословских взглядов, а не противоречия. Связь между змеем из Бытия 3 и обвинителем из книги Иова не является прямой в еврейской Библии; идея, что они — одно и то же существо, развивается позже. В конечном счёте, образ Сатаны эволюционирует: от безымянного сверхъестественного бунтовщика в Эдеме до небесного обвинителя в книге Иова, а затем до дьявола и правителя мёртвых в более поздней иудейской и христианской мысли, при этом разные титулы и роли отражают это развитие.