• Авторизация


Чарльз Сперджен » Сокровищница Давида Песнь торжественного шествия 31-08-2025 18:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

5088 (700x509, 132Kb) 

Псалом 67

 

Заглавие

 

«Начальнику хора. Псалом Давида. Песнь». Об этом заглавии достаточно говорилось в предисловиях к псалмам 64 и 65. Что касается самого псалма, то он, очевидно, был сочинен по случаю перенесения ковчега завета. Тогда Давид с благоговейной радостью переносил его из дома Аведдарова в особое место на Сионе. Это поистине торжественный гимн. Псалом рисует красочный образ Господа Иисуса Христа, восстающего во славе среди святого народа. Эта песнь великолепна, но иногда сложна для понимания: смысл некоторых ее стихов неясен. Как заметил один из немецких толкователей, этот псалом подобен непобедимым титанам. Поскольку моих скромных познаний в области экзегетики оказалось недостаточно, я вынужден был время от времени прибегать к помощи небесного Толкователя. Так или иначе, я надеюсь, что мой вклад окажется небесполезным.

Композиция

 

Стихи 2—3 описывают начало торжественного шествия. В стихах 4—7 звучит призыв радостно петь, и псалмопевец говорит о том, почему святым надлежит радоваться. Стихи 8—10 – восхваление торжественного шествия Яхве в пустыне. В стихах 12—15 прославляются победы Господа. Когда становится виден Сион и ковчег начинают нести по его склону, крики радости усиливаются (ст. 16—20). В стихах 21—24 описывается, как, достигнув вершины, священники воспевают гимн в честь благости и справедливости Господа, а также восхваляют Его за спасение святого народа и победу над врагами. Стихи 25—28 описывают восхождение процессии на гору Сион. Стихи 29—32 предвосхищают дальнейшие победы Господа Бога. В завершении псалма звучит песнь во славу Яхве.

Истолкование

2 Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. 3 Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия.

2. «Да восстанет Бог». Похожую фразу говорил Моисей, когда облако, в котором присутствовал Господь, начинало двигаться, что означало, что ковчег нужно было переносить на другое место. Если бы Господь не присутствовал в видимом символе, ковчег завета не мог бы вести народ Божий столь непогрешимо. Прежде чем начать какое-либо движение, необходимо обращаться к Господу за водительством и советом. Очевидно, что какое-то время Бог бездействовал, позволяя врагам наносить ущерб святому народу, и псалмопевец обратился к Нему со словами: «Восстань», или, как сказано в другом месте: «Пробудись», «препояшься силой» и т. п. Мы также можем обращаться к Господу за помощью и просить Его о явлении спасительной десницы.

«И расточатся враги Его». Великий Воин расчищает перед нами путь, сколько бы врагов Ему ни противостояло. Враги Господа Бога Саваофа расточаются, лишь завидев Его препоясанным силой. Так легко Господь поражал нечестивцев в дни древние; так же легко Он будет расточать их во все времена. Грех, смерть и ад познали могущество десницы Божьей, когда Господь нанес Свой сокрушительный удар. Наши враги – Его враги, и потому мы уверены в победе. «И да бегут от лица Его ненавидящие Его». Ненависть к всеблагому Господу – позорный грех, заслуживающий самого сурового наказания. Кроме того, ненависть к Богу бесплодна и бессмысленна. Нет такого врага, который мог бы причинить вред Господу Богу. Враги Божьи расточаются еще до начала битвы. Богоненавистники обращаются в бегство при виде великого Воина Израилева еще до того, как святое воинство вступило в бой. «Пришел, увидел, победил», – это сказано о Нем. Слова этого стиха – лучшая молитва о духовном пробуждении. Ведь любое пробуждение происходит по такой же схеме: Господь ведет, народ следует, враги обращаются в бегство.

3. «Как рассеивается дым Ты рассей их». Господь, рассей врагов Своих, как ветер рассеивает дым, – не оставь от них и следа. Они раздуваются от гордости, заслоняют своей ядовитой злобой солнце, превозносятся до небес в своей надменности и оскверняют все, к чему прикасаются. Господи, рассей их владычественным Духом Своим и всеблагим промыслом избавь святой народ от их присутствия. Философский скептицизм призрачен и мерзок, как зловонный дым. Господи, удали его прочь от Своей Церкви.

«Как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия». Сам по себе воск тверд, но если его поднести к огню, он начинает плавиться. Нечестивцы тверды, пока не увидят лица Господня и не исполнятся страха и трепета. Сердца их плавятся, как свечной воск, когда они ощущают на себе силу гнева Божьего. Воск сгорает и исчезает; свеча полностью уничтожается пламенем: так и надменные злодеи, противящиеся Евангелию, все будут истреблены с лица земли. Рим растает, как свеча на алтаре, вместе со всеми своими языческими ритуалами. В образе Бога, пребывающего в ковчеге завета, израильтяне видели силу, соединенную с искуплением, и радовались столь могущественному союзу. Новозаветная Церковь уверена в милости и могуществе Господа еще больше, ибо мы видим Христа, совершенную жертву умилостивления, облаченного славой и величием. Его пришествие истребляет врагов, как жаркое солнце уничтожает снег. Воля Господня будет благоуспешно исполняться рукою Его. Когда Христос явится в силе Духа Святого, Он одержит верх над Своими врагами, а когда Он явится лично, они будут истреблены окончательно.

4 А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости. 5 Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицем Его.

6 Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище. 7 Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне.

4. «А праведники да возвеселятся». Господь, восседающий на престоле благодати, – неиссякаемый источник радости для святого народа. Пусть же праведники непрестанно утоляют жажду из потоков Божьих, и сердца их будут полны веселья. «Да возрадуются пред Богом». Те, кто находится во дворах вовеки счастливого Бога, должны носить одежды радости, ибо пред лицом Господа «полнота радости». То самое лицо, которое вселяет в сердца нечестивцев смертный ужас, вселяет в праведных радость и веселье. «И восторжествуют в радости». Да возликуют они подобно Давиду, плясавшему перед ковчегом Господним. Да будет радость их пред Господом безгранична. «И еще говорю, радуйтесь», – сказал апостол, как бы желая подчеркнуть, что радости нашей не должно быть предела. Если Господь искупил нас Своей жертвой и освятил Святым Духом, то сердца наши должны исполняться радостью и ликованием всякий раз, когда мы взираем на Эммануила, в лице которого Бог явил Свою безмерную милость. Вперед, о воинство живого Бога, вперед с криками радости и триумфа, ибо Господь будет Вождем нашим до конца.

5. «Пойте Богу нашему, пойте имени Его». Пойте стройно, ритмично, и пусть песни ваши будут полны гармонии и благозвучия; воспевайте благость Господа и Его великие деяния. Пусть песнь ваша льется постоянно; пусть искренняя хвала воспаряет к небесам непрестанно. Пойте не потому, что так надо, а искренне, от сердца. Не для того, чтобы вас услышали люди, а для того, чтобы вас услышал Бог. Пойте не собранию святых, а «Богу нашему».

«Превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь» (в англ. «имя Ему: Ях». – Примеч. ред.). Помните Его превознесенное, непостижимое и страшное имя. Размышляйте над Его вседостаточностью и абсолютным владычеством. Восхвалите Его громогласным славословием. Небеса видят Господа, шествующего на облаках и крыльях ветра, а земля видит Его торжественно шагающим через пустыню. Еврейский оригинал гласит: «Проложите путь Тому, кто шествует по пустыне». Псалмопевец подразумевает сорокалетние скитания израильтян по пустыне. Господь ходил с ними по сухой и безводной земле. Он давал им пропитание, вел их в нужном направлении и защищал от многочисленных врагов. Вид ковчега воскресил в памяти Давида и его людей образы милости Господней, и их сердца наполнились песнями. Имя «Ях», переведенное здесь как «Господь», – это сокращенный вариант имени Яхве. Но не стоит думать, что это приуменьшение ела- вы великого имени – напротив, короткий вариант содержит в себе все величие священного титула. Это имя употребляется только один раз во всем Писании, если не считать слова «аллилуия», в состав которого оно входит.

«И радуйтесь пред лицом Его». Все, кто пребывает в присутствии Бога, шествующего во славе впереди избранного народа, должны радоваться пред лицом Его. Богослужения святого народа не должны быть скучными. Песни наши должны быть торжественными, не отягощенными грузом мирских печалей. Ангелы находятся гораздо ближе к Богу, чем мы, но их благоговейный страх сравним с чистейшим блаженством. Величие Господа должно вселять в наши души радость, а не ужас. Мы должны «радоваться пред лицом Его» и жаждать всем сердцем, чтобы в пустыне этого мира был проложен путь Господу благодати. «Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу; прямыми сделайте в степи стези Богу нашему». Таков призыв Божьих провозвестников, и мы должны повиноваться ему со всякой ревностью. Ведь когда в мир приходит Бог милости, сыны человеческие принимают благодать на благодать.

6. «Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище». Бродившие по пустыне избранные Божьи были подобны бедным сиротам, но Господь окружил их поистине отцовской заботой. По мере того как вымирало старое поколение, в израильском стане появлялось все больше и больше вдов и сирот, но ни один из них не страдал от нужды или притеснений, ибо Господь установил в Израиле праведные законы и поставил над народом справедливых начальников, которые неусыпно пеклись о соблюдении прав обездоленных. Скиния Господня была своего рода Палатой правосудия, а ковчег – престолом великого Царя. Израиль не мог не ликовать, зная, что ими правит Господь, который не допустит притеснения бедных и нищих. До сего дня Господь был и остается защитником вдов и сирот. Он – директор всех детских домов и покровитель всех вдов. В Своем величии Он восседает на небесах небес, но не забывает призирать на сынов человеческих, нуждающихся в защите. С какой же ревностью должна Церковь заботиться о тех, кого Господь сделал особым объектом Своего попечения! Разве не сказал Он: «Паси овец Моих»? Заботиться о тех, кому покровительствует сам Бог, – великая честь и благословенный долг. Следует также отметить, что в некоторых переводах эта фраза звучит как «муж вдов», но этот перевод неправильный.

Лучше всего оставить Писание в том виде, в котором мы его приняли от Господа.

7. «Бог одиноких вводит в дом». В Египте народ Божий был разделен и рассеян. Семейные узы потеряли былую крепость, а отношения между членами одной семьи разрушены. Но когда Бог освободил детей Своих из-под ига рабства, люди снова сошлись и все прошлые связи были восстановлены. Какая же эта была радость! «Освобождает узников от оков». Порабощенный народ был стеснен тяжелыми оковами, но божественный Избавитель даровал узникам Египта полную свободу. То же самое Бог делает и сегодня. Господь вводит в семью Первородного всех, чье одинокое сердце томится под игом греха. Он прощает наши грехи и тем самым отверзает двери темницы, освобождая от оков наш дух. Мы должны славить Господа за Его великую милость, ибо Он совершил это ради славы благодати Своей.

«А непокорные остаются в знойной пустыне». Непокорные сердца не могут смириться с владычеством Яхве и противятся Его воле. В пустыне израильтяне не испытывали жажды: Бог давал им воду из голой скалы. Но когда они нарушили завет с Богом, голод пришел даже в благодатный и плодородный Ханаан. Некоторые люди противятся Богу даже там, где Бог явлен во всем Своем величии и всей Своей благодати. Стоит ли удивляться, что такие люди не видят ни мира, ни утешения, ни радости, хотя все это окружает их со всех сторон. В царстве Господа правит справедливость, и потому для нечестивых грешников, ищущих как бы удовлетворить свою плоть, оно покажется знойной пустыней. Даже райские обители, даже сами небеса покажутся им бесплодной землей, ибо они привыкли удовлетворять жажду водами скверны и греха. О самых вожделенных заповедях нечестивый скажет: «Как это обременительно!» О самом душеполезном слове: «Юродство проповеди». Бунтарь везде видит только бесплодную землю.

8 Боже! когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею, 9 земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай— от лица Бога, Бога Израилева.

10 Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его. 11 Народ Твой обитал там; по благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного.

8. «Боже! когда Ты выходил пред народом Твоим». Какое благословенное сочетание: «Ты… пред народом Твоим». Господь шествует впереди, а народ следует за Ним! Бог шел впереди Израиля, и потому израильтяне могли спокойно вступить в воды Чермного моря. Облачный и огненный столп всегда вел их в правильном направлении. «Когда Ты шествовал пустынею». Бог был причиной победоносного шествия; Он был Главнокомандующим израильской армии, Он отдавал все приказы. «Унылая земля узрела величавый шаг». Размышляя о блуждании израильтян в пустыне, не следует полагать, будто их передвижения были совершенно беспорядочными – напротив, Господь вел их по продуманному и вполне определенному пути.

«Селах». Лучше прервать предложение на середине, чем испортить хвалу: вот почему мы видим паузу, казалось бы, в столь неподходящем месте. «Селах» как бы предупреждает музыкантов и певцов о том, что они должны придать своей музыке больше торжественности, поскольку в следующем стихе речь пойдет о неизреченном величии Господа Бога. Никогда не лишне напомнить, что поклоняться Богу надо с искренностью и благоговением.

9. «Земля тряслась». От тяжелой поступи Господа Бога дрожала земля. Узрев грозный лик Господа, «небеса таяли», словно преклонившись пред божественным величием. Хмурые облака стелились по земле, орошая землю каплями дождя. Сам Синай поколебался, когда на землю сошел Бог. Как писал Моисей в Исх. 19: «Вся гора сильно колебалась». Высокая и одинокая, она склонилась пред Господом, явившемся в Своем непревзойденном величии. «Даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай – от лица Бога, Бога Израилева». Все творение вострепетало, когда на землю сошел единый истинный Бог, упование святого народа, избранного из числа всех других народов в удел Господу. По величию описания этому библейскому отрывку нет равных. Воздайте же славу Господу, все читающие эти строки, ибо пред Ним даже земля и небо склоняются в благоговейном трепете.

10. «Обильный дождь проливал Ты, Боже». Шествие Господа сопровождалось не только знамениями гнева и ярости, но и знамениями благости и изобилия. Пустынную землю оросил невиданный доселе дождь – манна небесная и птицы пернатые. Небо пролило на израильтян благие дары, и потоки хлынули из скал. Земля содрогнулась от страха, и Господь излил на нее бесчисленные благословения как из рога изобилия. Таков смысл древнееврейского оригинала. «На наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его». На каждой остановке израильтяне находили новые благословения от Господа и быстро восстанавливали утраченные силы. За все сорок лет скитаний ноги их ни разу не опухли. Они уставали, Бог же всегда был полон сил. Они изнемогали от долгих и утомительных переходов, но всегда находили подкрепление в Господе. Они были особым уделом Божьим, и Господь ради их же блага позволял им уставать и изнемогать, но вел их нежно и заботливо и восполнял все их нужды. Точно так же Господь ведет Церковь Свою, скитающуюся по пустыне этого мира: святые утомляются и изнемогают, но любящий Бог неизменно подает им помощь в тесное время, утешает обессилевших, укрепляет слабых и питает голодных. С победоносным кличем, под звуки серебряного горна, воинствующая Церковь поднимается с колен и стройным маршем шествует к «покою оному». Вера народа Божьего утверждается Божьей верностью. Бог верен Своему слову, и потому сердца наши полны упования. Всякий раз, когда мы утомляемся и изнемогаем, Господь подает нам благовременную помощь и утверждает нас на вечных основаниях.

11. «Народ Твой обитал там». Пустыня как бы оградила народ Божий огненной стеной и дала ему надежное прибежище. Также может быть, что стадо Божье пребывало в полном покое, подкрепленное дождем изобильной благодати. Для всех верующих Господь – «прибежище в род и род». Господь всегда был прибежищем для святого народа, когда тот бродил в местах необитаемых. «По благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного». В благословенном стане израильском царило полное изобилие. Народ Божий не имел ничего своего, но небесного пропитания хватало на всех, и поэтому среди них не было ни одного нуждающегося. То же самое относится и к нам: Господь готовит благость для всех, кто находится под Его защитой и покровительством. По природе мы бедны и несчастны, но Господь обогащает нас Своей благодатью. Он приготовил и даровал нам Свои заповеди, Свой завет, Свое искупление, Свой благой промысел и Свой владычественный Дух, и мы приняли благодать на благодать. Благословен народ Божий, скитающийся по пустыне этого мира! Все – ваше, ибо Господь даровал вам Свое благоволение и благодатное присутствие.

12 Господь даст слово: провозвестниц великое множество. 13 Цари воинств бегут, бегут, а сидящая дома делит добычу. 14 Расположившись в уделах своих, вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом: 15 когда Всемогущий рассеял царей на сей земле, она забелела, как снег на Селмоне.

12. После прославления шествия Господня песнь переходит к сражениям и победам. «Господь даст слово». Близилась битва, и Господь послал слово Свое в стан израильский, протрубив боевую тревогу. Среди народа началась суматоха: слово Божье передавалось из уст в уста. «Провозвестниц великое множество». Женщины бегали от шатра к шатру и призывали воинов к битве. Как бы им ни хотелось поскорее провозгласить победу над врагом, они быстро разносили слово Божье о начале сражения. Десятки тысяч женщин, подобно верным служительницам Господа, пробуждали спящих, созывали вышедших за стан и призывали доблестных воинов к битве. О, если бы и ныне Церковь распространяла Благую весть о великой радости с таким же пылом и ревностью, лишь заслышав слово Господа!

13. «Цари воинств бегут, бегут». Цари воинств разбегались при виде Господа Бога Саваофа. Как только ковчег снялся с места, враги обратились в бегство. Даже могучие воины обратились спиной к стану израильскому. Победа была окончательной, а бегство врагов спешным и беспорядочным. «Бегут, бегут». Они бежали в суматохе, не помня себя от страха. «А сидящая дома делит добычу». Женщины, разнесшие слово Божье по стану, делили добычу. Самые слабые члены израильского сообщества приняли участие в победе и получили свою награду. Благородные воины бросили добычу к ногам женщин и просили их облачиться в бархат и пурпур, в «богатые и разноцветные одежды, расшитые узорами и кружевами». Когда Господь содействует распространению Евангелия, лучшие из святых облачаются в одежды радости и ощущают себя причастниками благословения.

14. «Расположившись в уделах своих» (в англ. «хотя бы лежали среди кувшинов». – Примеч. ред.). Смысл этого стиха неясен, разобраться в нем – работа для лучших экзегетов. Возможно, псалмопевец имел в виду, что женщины, носившие простую одежду и выполнявшие домашнюю работу, облачатся в богатые одеяния и станут подобными голубицам, чьи крылья покрыты серебром, а перья – золотом. Или же он имел в виду, что Израиль, покрытый копотью печей египетских, выйдет на свободу в блеске и с триумфом. Или же это означало, что ковчег завета наконец будет перенесен из убогого жилища Аведдарова на благословенный Сион. Если бы мы знали все, что знали составители этого древнего гимна, то мы, несомненно, оценили бы уместность этого яркого образа. Но поскольку смысл его от нас скрыт, мы оставим эту тайну нераскрытой.

Вот как трактует этот стих Алекзандер: «Расположившись в пределах своих, вы станете крыльями», что значит: «мир принесет земле благоденствие». На мой взгляд, данный вариант ничуть не яснее традиционного. Предположений может быть сколько угодно, но суть стиха от этого не меняется: Господь выведет народ Свой из уничижения и дарует ему радость, свободу, изобилие. Пусть враги называют их рабами и попрекают египетским рабством, пусть они насмехаются над ними как над «прислугой фараона», Господь взыщет с них сполна за оскорбление богоизбранного народа и даст Своим детям великолепные одежды вместо копоти и сажи, славу вместо скверны.

«Вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом». Крылья голубицы отливают серебряным цветом, и перья ее сияют чистым золотом. Очевидно, мягкая и переливающаяся окраска голубицы служила псалмопевцу образом народа Божьего, облаченного в мягкие сияющие одежды славы и торжества, украшенные драгоценными камнями, жемчугом и золотой вышивкой. Когда-то народ Божий влачил жалкое существование в египетском рабстве, ныне же Господь вознес их одесную Бога Отца во Христе Иисусе.

15. «Когда Всемогущий рассеял царей на сей земле, она забелела, как снег на Селмоне». Победа принадлежала только Господу и Его всемогущей деснице. Он рассеял надменных царей, восставших против Израиля, и сделал это так же легко, как легко сходит снег с черных склонов Селмона. Слова «забелела» нет в оригинале, и если его убрать из текста, то смысл стиха станет прозрачен. Очевидно, кто-то рассказал псалмопевцу о том, как однажды в сырую и ветреную погоду сильным порывом со склона горы Селмон сдуло весь снег. Его разметало по воздуху, словно пух или пену морскую. Точно так же всемогущий Господь рассеял царей, угрожавших Израилю. Если традиционный перевод точен, то нам следует отвергнуть альтернативное прочтение, согласно которому поле боя было «обелено» костями поверженных врагов или царскими мантиями, сброшенными в суматохе бегства. Существует и третий вариант прочтения, согласно которому гора Селмон была сплошь покрыта черными лесами, но когда выпадал снег, она приобретала совершенно иной вид, и поэт воспользовался этим переходом от полного мрака к сияющей белизне, чтобы подчеркнуть контраст между войной и миром. Но какое бы из прочтений ни было истинным, при помощи этих образов псалмопевец пытался показать славу и полноту божественного триумфа над могущественным врагом. Для святых нет большей радости, чем видеть силу и всемогущество Господа.

16 Гора Божия – гора Васанская! гора высокая – гора Васанская! 17 что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно? 18 Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди их Господь на Синае, во святилище.

19 Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога. 20 Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас.

16. Добравшись до вершины благословенной горы, священники начали воспевать Господа за то, что Он избрал Сион местом Своего вечного обитания. «Гора Божия – гора Васанская!», а точнее «гора Божья – Васан». Гора Васанская была гораздо выше Сиона и служила в Израиле эталоном высоты. Все великое и выдающееся в Израиле сравнивали с Васаном. Мы говорим «чертова дюжина», «чертов омут», «чертово колесо», а израильтяне использовали более пристойные идиомы, такие как «гора Божья», «древо Господне» или «потоки Божьи». «Гора высокая – гора Васанская!» Мне кажется, что в данном контексте псалмопевец не столько сравнивает эти горы, сколько противопоставляет их. Сион был сравнительно невысокой горой, и все знали, что гора Васанская гораздо выше. Однако ничто не могло сравниться со славой Сиона, ибо Господь избрал и возвысил его выше всех других гор. Что высоко у людей, то мерзость пред Богом. Он совершенно свободен в Своем выборе, и потому предпочитает Сион горделивым пикам Васана. Все немощное и презренное мира сего Господь делает символом божественной благодати и всемогущества.

17. «Что вы завистливо смотрите, горы высокие». Божье избрание непреложно, значит, ваша зависть тщетна. Как бы вы ни превозносились, вам никогда не достигнуть необозримых высот Мориа, этой небольшой горы, на которой обитает Бог. Она – благословенное жилище Господа Бога. Элохим обитает на Сионе, Яхве избрал эту священную гору Своим земным домом.

«На гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно?» Сион был славным прообразом Церкви Божьей, в которой Господь пребывает вечно. В сравнении с Сионом, радостью всей земли, исполины Кармил и Сирион – ничто. Избрание Господне – залог величия. Нет большего величия, чем Божье избрание, и нет большей чести, чем честь присутствия Божьего.

18. «Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч». Языческие царства, образно названные в предыдущем стихе «горами высокими», хвалились тысячами своих колесниц. Сион же, хоть и не располагал таким количеством колесниц, все же был сильнее их, ибо присутствие Божье стоило многих тысяч колесниц. Господь Бог Саваоф приведет на поле боя больше коней и колесниц, чем все горделивые цари вместе взятые. Огненные кони и огненные колесницы Господа сокрушат своей мощью хваленую армию врага.

«Среди них Господь на Синае, во святилище». Или «Господь на Синае в святости». Господь восседает на Сионе как главнокомандующий огромного воинства, и всякое место Его присутствия свято. Престол благодати на Сионе так же свят, как престол правосудия на Синае. В Новом Завете слава Божья не кажется столь же великой и ужасной, как в Ветхом, но духовный человек способен узреть ее чудесную суть. На фоне Сиона слава Синая меркнет. В сиянии благодати и истины Сиона слава ветхого закона теряет свой блеск. Благочестивые иудеи радовались о том, что Бог, явивший себя на Хориве в громе и землетрясении, пребывает со Своим народом в скинии и в храме. Но еще больше радуемся мы, зная, что Господь пребывает в Своей Церкви, которую Он избрал местом Своего вечного обитания. Мы должны поддерживать в святости духовный дом, в котором Бог милостиво соизволил пребывать. Пусть же уверенность в божественном присутствии удалит всякую скверну из дома Божьего, как огонь испепеляющий. Сила Церкви—в присутствии Божьем. Когда Бог с нами, мы сильны. Тысячи колесниц разнесут Евангелие по всем концам земли, и мириады служителей будут содействовать его триумфальному шествию. Бог благоволит к нам, и «служители Его бесчисленны». Возрадуемся же в твердой вере, ибо у верующих нет никаких причин для печали и сомнений.

19. «Ты восшел на высоту». Ковчег Божий был поднят на самую вершину Сиона. Сам Бог вошел на высоту и превознесся выше всякой твари. Господь Иисус, прообразом которого служил ковчег, вошел на высоту небес и превознесся во славе и величии. Он сошел с небес, когда Ему нужно быть сразиться со Своими врагами, но по окончании сражения победоносный Воин снова вознесся в славе на высоту небес и воссел одесную Бога–Отца.

«Пленил плен». Власти Мессии добровольно покорились тысячи сынов человеческих. Как великие завоеватели древности уводили целые народы в плен, так и Господь Иисус увел с побежденной территории огромное множество народа, завоеванного благодатью. Поскольку царство Господне основано на милости, все плененные обретают в Нем свободу. Таким образом, можно сказать, что Господь пленил плен и одержал великую победу. Господь Иисус поразил врага его же оружием: попрал смерть смертью, отверз наглухо запечатанные гробницы и пленил плен.

«Принял дары для человеков». Или «принял дары от людей». Они принесли Тебе дары, о могучий Воин, и будут с радостью приносить их до скончания века, веселясь о Твоем царствии. Павел интерпретировал этот стих в свете Евангелия: Иисус «принял дары для человеков» и раздал их щедро, даровав Церкви бесценные «дары Своего вознесения: поставил одних апостолами, других евангелистами, третьих пасторами и учителями, наделив их соответствующими дарами. В Муже, вошедшем на небеса и принявшем дары для людей, мы обрели бесценные сокровища, и теперь из чувства благодарности мы возвращаем Ему эти дары и приносим себя в благоугодную жертву.

«Так чтоб и из противящихся». Даже нечестивые имеют долю в этих небесных сокровищах. Они покоряются любви Христовой и становятся причастниками святых даров. Дословно эта фраза переводится так: «Даже от противящихся». Даже враги Господа пленяются Его властью и становятся должниками небесного престола.

«Могли обитать у Господа Бога». Покорив Своей воле все пределы земли, Элохим будет царствовать безраздельно, благословляя Своим милостивым присутствием тех, кто раньше противился Ему. Как ковчег завета обрел покой после того, как израильтяне завоевали Ханаан и приступом взяли Сион, так и слава Господа Бога навеки поселится в сердцах тех, кого Он пленил силою Своей всемогущей благодати и сделал храмом Бога живого. Кроме того, в результате вознесения Господа Иисуса Христа, на землю сошел Святой Дух. Теперь, когда Христос пребывает одесную

Бога, Бог обитает среди нас. Христос обитает на небе, а Святой Дух царствует на земле. Таким образом, Христу необходимо было вознестись, чтобы на нас сошел божественный Утешитель.

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Чарльз Сперджен » Сокровищница Давида Песнь торжественного шествия | Татьяна_Шохнина - Дневник Светлая жизнь | Лента друзей Татьяна_Шохнина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»