• Авторизация


ОБЕРЕЖНЫЕ РАСТЕНИЯ: КРАПИВА 11-04-2016 03:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения макошь311 Оригинальное сообщение

[показать]Само название "крапива" (бел. крапiва; укр. кропива, cрбх. коприва, кропива, болг. коприва, чеш. kopřiva, словац. koprva, пол. pokrzywa, в.-луж. kopřiwa, н.-луж. kopśiwa ) является родственным словам кропить, ст.-сл. оукропъ, рус. диал. окроп, србх. кроп "кипяток".

Крапива жжется, как кипяток, и обжигает брызгами, пятнами, как горячая вода.

У южных славян ранняя крапива употребляется как обрядовая еда.  

Когда первый раз ели крапиву в Ярилин (Юрьев) день, произносили словесные формулы отгона болезней и пожелания здоровья или ели крапиву серебряной монетой, выгнутой в виде ложечки.

Когда кто-то собирает крапиву в первый раз, того женщины стегают по телу, чтобы он не болел.

Когда пробуют первую кашу из крапивы, хозяева приговаривают: „На попа треска, на попадията блъска, на калугера мрава (мора), а на мене живот и здраве!“».

Крапива широко использовались в магических обрядах защиты от болезней, порчи, нечистой силы, стихийных бедствий, несчастий.

Крапивой мазали на Ярилин (Юрьев) день вымя коровам и украшали крапивой подойники. Чтобы защитить жилище, на Ярилин (Юрьев) день крапиву вешали над воротами, а женщины в Боснии на Ярилин (Юрьев) день украшались крапивой, «чтобы их кто-нибудь не сглазил».

Кроме того, крапиву клали роженице под подушку, чтобы защитить ее от женских вредоносных духов.

При первом выгоне стада на пастбище в Ярилин день загоны для овец, всю молочную посуду перед ритуальным доением украшали зеленью и крапивой, бросали крапиву в подойник. Через венок из крапивы и плюща доили молоко, чтобы охранить скот от посягательств ведьм. Ведро, в которое доят овец в этот день, украшают венком из разных цветов и трав: крапивы, любистока, полыни, чеснока.

В Закарпатье, наливая в первый раз овечье молоко в ведро, бросали в него крапиву, «чтобы овцы не болели», «чтобы скотине, как и крапиве, ничто не вредило». Чтобы молоко было жирное, перед дойкой в подойник клали крапиву. Молоко после дойки процеживали через крапиву.

В Сербии крапивой кормили скот для здоровья и обилия молока.

Во Враньском Поморавье, услышав первый весенний гром, жнецы украшаются крапивой и катаются по земле — чтобы у них не болела спина и чтобы они могли катать по полю толстые снопы.

В Чехии накануне дня Купалы затыкали крапивой в щели скотных дворов. Обходя три раза двор с молитвой, бросали крапиву крест накрест в воротах. В день Купалы переводили скот через огромную кучу крапивы.

В Польше венок из крапивы являлся магической охраной от всякого зла, его вешали коровам на лоб в канун дня Купалы. Для охраны от нечистой силы в день Купалы крапивой устилали пол.

В Полтавской губернии те, кто купался в реке, сначала бросали в воду крапиву, чтобы уберечься от русалок. Или: «В ту ночь, в некоторых местах Малороссии… в хатах на окошках кладут крапиву от ведем, которые в эту ночь особенно промыслительны, и рискают по дворам».

Это практиковалось и в других регионах: в Пинском уезде в этот день женщины вешали в хлевах крапиву и венки из освященных трав. Делали они это для того, чтобы русалки и ведьмы не отнимали у них молока.

В Витебской губернии в купальскую ночь «над дверями, на „балькых“, в щелях и других отверстиях следует повесить „жигливку, дядовник и Громничные свечи“, чтобы молочные ведьмы обжигались, кололись и улетали прочь».

Купальские костры могли заменять кучами крапивы (местами с добавлением шиповника и других колючих кустарников и трав), через которые прыгали для очищения.

В некоторых местах Украины втыкали в кучу песка большой пучок крапивы, репейника, осоки, водили вокруг хороводы, чучело Купалы обкладывали крапивой, клали на нее солому, поджигали и прыгали через огонь, при этом водящий хлестал крапивой по ногам тех, кто не смог перескочить костер. После этого крапиву бросали в реку, озеро.

Крапиву сжигали для отгона градовых туч, чтобы прекратить град;
при первом ударе грома втыкали крапиву в одежду, в цепь очага, чтобы молния не ударила в дом, веря, что "Не бьет Перун в крапиву".

Автор: В. Карнач (по материалам Колосовой В.Б., Усачёвой В.В.).

источник

Серия сообщений "Животный и растительный мир в славянстве":
Часть 1 - Ястреб в славянской языческой культуре
Часть 2 - Сорока в славянском языческой мифологии
...
Часть 29 - "БИОЛОГИЯ И ДУХОВНОЕ ПРОСТРАНСТВО" - ПОЗНАНИЕ ПТИЦЫ, КАК СВЕТОНОСНОЙ СУЩНОСТИ
Часть 30 - Хозяева недели и приметы.
Часть 31 - ОБЕРЕЖНЫЕ РАСТЕНИЯ: КРАПИВА
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ОБЕРЕЖНЫЕ РАСТЕНИЯ: КРАПИВА | Одинокий_Волк-9 - Дневник ExtremeVideo | Лента друзей Одинокий_Волк-9 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»