| Бык - это извечная первооснова жизни, это истина в действии. Десять быков здесь представляют собой последовательные этапы осознавания ищущим своей настоящей природы.Понимание этой животворной первоосновы преодолевает любое время и расстояние. «Десять быков» - это больше, чем поэзия, больше, чем живопись. Это откровение духовного раскрытия человека, о котором повествуют все священные писания, все книги о высшем человеческом опыте.Возможно, читатель, как и китайский патриарх, разыщет следы своего скрытого Я, и с посохом целеустремлённости в одной руке, и кувшином истинного желания в другой, станет выходить на рыночную площадь и просветлять других. |
|
|
|
Вдоль берега идя, я под деревьями Следы копыт заметил, даже Под нежно пахнущей травою они видны. Вдали от дома, высоко в горах Мне встретились они. И прячутся следы не боле, Чем чей-то вверх торчащий нос. Комментарий. Понимая учение, следы быка я вижу. Теперь я осознал, что если множество вещей из одного металла производят, то точно также мириады сущностей из ткани самости растут. А если различать не буду, то как же отделю я истину от лжи? И, хоть пока я не прошёл врата, но путь уже заметил. |
|
Я слышу, соловей поёт. И греет солнце, мягкий ветерок, И ива зеленеет вдоль реки. Быку не скрыться здесь. Какой художник сможет написать Его огромную главу и царские рога?Комментарий. Кто слышит шум, тот может осознать его источник. Как только все шесть чувств сольются воедино, то входишь во врата. А лишь войдёшь - и голову быка заметишь! Единство это уподоблю единству соли и воды в растворе, единству цвета со всем прочим, что вместе краску образует. Легчайшее, неотделимое от самого себя. |
|
В ужасной борьбе ухватил я его. Неистощимы бычьи мощь и воля. Взбегает он на дальнее плато, Что высоко за облаками, Или в ущелье недоступном Укрыться норовит.Комментарий. Он долго был уже в лесу, но я поймал его сегодня! Страсть к окружающей природе его сбивает с направленья. Сладкой травы жаждет он и всё дальше уходит. И нрав его пока упрям и необуздан. И укрощать его придётся мне кнутом. |
|
А теперь нужны кнут и верёвка, Чтобы снова бык не пропал На какой-нибудь узкой и пыльной тропинке. Хорошо был обучен когда-то и вот Снова кроток и добр, как и прежде. И опять повинуется так же, Совершенно свободный от пут. Комментарий. Когда одна мысль возникает - за ней другая вслед идёт. Когда возникла мысль из просветленья, то истинны все следующие мысли. Всё делает неверным заблужденье. Не объективное рождает заблужденье - оно из субъективного идёт. Держитесь крепко за кольцо, что через нос быка продето, не допускайте ни малейшего сомненья. |
|
Я на быке верхом неспешно Спускаюсь по горе домой. Свирель моя поёт и будит мягкий вечер. Рукой похлопывая в такт, Я отмеряю вечный ритм. И кто бы ни услышал эти звуки - Тотчас подхватит их. Комментарий. Окончена борьба, уравнены находка и потеря. Лесной деревни песню я пою, мотивы детства из свирели извлекаю. Сидя верхом на быке, гляжу на облака над головою. Вперёд еду я и о том не тревожусь, что бы меня остановить могло. |
|
Верхом на быке я добрался до дома. Я безмятежен, и бык мой пускай отдохнёт. Рассвет наступил. Блаженствуя в покое Жилья своего под соломенной крышей, Я в угол забросил верёвку и кнут.Комментарий. Всё подчиняется не двум, а одному закону. Быка мы взяли лишь, как временный предмет. Это как связь у кролика с капканом, и как у рыбы с сетью. Это как золото и шлак, как появленье из облака луны. Чистого света дорожка одна сквозь бесконечное время струится... |
|
Верёвка, кнут, и бык, и самость - Ушли в Небытие. Безбрежно небо так, что мысль К нему пристать не может. В бушующем огне как уцелеть снежинке? Ушедших патриархов здесь следы.Комментарий. Ушла посредственность. От всех ограничений ум свободен. Я просветленья не ищу. Но также и не остаюсь я там, где просветленья нет. И, так как ни в одном из состояний я не остаюсь надолго - глаза меня не могут увидать. И если сотни птиц цветами мой путь усыпят даже - в чести этой нет смысла для меня. |
|
Как много шагов сделал я совершенно ненужных, Чтоб назад возвратиться к истоку. Уж лучше слепым и глухим оставаться с начала! В жилье настоящем своём пребывая, Я равнодушен к тому, чего нет и что есть - Вот река, что течёт безмятежно, Вот красные цветы... Комментарий. Сначала истина ясна. Уравновешенный, в молчаньи, я наблюдаю форм распад и форм объединенье. Тому, кто не привязан к форме, реформа не нужна. Вода - изумруд, гора - насыпанное индиго, и то, что созидается, и то, что разрушается - я вижу. |
|
Босой, в распахнутом халате, Средь мира людей пребываю. Лохмотья мои запылились, А сам я блаженствую вечно. И магия мне не нужна, Чтоб жизнь удлинить. И теперь Предо мной оживают деревья... Комментарий. Внутри мои врата, и тысяча святых меня не знает. Незрима сада моего краса. К чему искать патриархов следы? С бутылкою винной иду я на рынок, о посох опёршись, домой возвращаюсь. И на базаре, и в лавчонке винной, лишь только на кого взгляну - он просветлённым станет. |
|
1Даосы - последователи Лао Цзы (VI в. До Р.Х.), положившего своей книгой «Дао дэ цзин» начало религии даосизма, определяющей мир, как проявление великого творящего Принципа - Дао, а жизнь сознательного индивидуума - как познавание Дао и достижение гармонии, полного слияния с Дао через созерцание, отказ от страстей и скромную деятельность на общее благо (прим. пер.).
|