Фильм Владимира Мотыля "Белое солнце пустыни" - культовый советский "вестерн", для нескольких поколений зрителей стал одним из самых любимых фильмов.
В 1967 году к работе над сценарием нового фильма приглашают Андрея Михалкова-Кончаловского и Фридриха Горенштейна. Первоначальный вариант сценария под рабочим названием "Басмачи" руководство киностудии не устроил и Кончаловскому дали новых соавторов: Валентина Ежова и Рустама Ибрагимбекова. Кончаловский покинул проект. Сценаристы начали собирать материал. В разговоре с ветераном Гражданской войны Валентин Ежов услышал историю о том, как басмач бросил в пустыне во время бегства свой гарем. Эта история привлекла сценариста и стала сюжетообразующим началом для нового сценария. Работа над лентой шла трудно, лента подвергалась цензуре.
В результате сложных переговоров сценарий был переработан так, что доля национального колорита уменьшилась, более выпуклыми стали роли русских героев (Сухова, Верещагина).

И всё-равно судьба картины оказалась под большим вопросом, но была спасена после просмотра на даче Леонидом Брежневым. Брежнев был большим поклонником западных боевиков и вестернов в частности. В канун ноябрьских праздников ему из фильмотеки отправили новинку, и генсек остался в восторге от просмотра, что сняло последние препоны, фильм был допущен в широкий прокат.
Ограниченная премьера картины для создателей и руководства состоялась 14 декабря 1969 года в ленинградском Доме кино. Премьера на широком экране в столице состоялась 30 марта 1970 года.
В прокат "Белое солнце пустыни" выпустили достаточно большим тиражом – 1410 копий. Наряду с комедиями Леонида Гайдая и сериалом "Семнадцать мгновений весны" "Белое солнце пустыни" стал чемпионом по числу показов на ТВ. По традиции фильм "Белое солнце пустыни" перед стартом смотрят российские космонавты.

История, повествующая о приключениях красноармейца Фёдора Ивановича Сухова, спасающего женщин из гарема бандита Абдуллы в годы гражданской войны, сразу нашла отклик в сердцах советских зрителей. Ведь только за первый год "российский вестерн" посмотрели более 35 миллионов человек. В прокате 1970 года фильм занял 2-е место – 50 млн зрителей (лидером стало "Освобождение" Юрия Озерова). Газета "Советская культура" опубликовала опрос 16 профессиональных кинокритиков, которые оценили фильм в числе лучших (3-е место после "Начала" и "У озера").
Реплики героев этой знаменитой картины стали крылатыми, они вошли в пословицы, поговорки, а порой просто стали летучими фразами. Кто не знает знаменитых "Восток - дело тонкое", "Гюльчатай, открой личико", "Таможня даёт добро", "Вопросы есть?.. Вопросов нет", "...за державу обидно!"...
Лукавая история про Федю Сухова и сказочный настрой был придуман Марком Захаровым, упомянутым в титрах в качестве участника создания сценария и автора текстов писем.
Фильм был удостоен Государственной премии РФ 1998 года.
Жанр "вестерна" и такие его представители как "Неуловимые мстители", "Свой среди чужих, чужой среди своих" и "Белое солнце пустыни" стали значимым явлением советского кинематографа, вызвав волну подражаний 1960-1970-х годов как на центральных студиях так и на киностудиях среднеазиатских республик.
А Павел Верещагин в исполнении Павла Луспекаева стал символом таможенной службы в России.
Возле отделения таможни в Кургане, Амвросиевке (ДНР) и Луганске (ЛНР) установлен памятник герою фильма.
 | |
|
|
|
|
|
|
|