• Авторизация


Жертвы моды: старинные карикатуры 04-10-2013 23:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Фишка_и_К Оригинальное сообщение

Жертвы моды: старинные карикатуры

 Мармаруни (Мария Иванова)

 
[показать]

Разыскивая иллюстрации для статьи про инкруаяблейwww.livemaster.ru/topic/428033-inkruayabli-i-mervejezy-stilyagi-perioda-direktorii, я как-то незаметно  насобирала небольшую коллекцию карикатур, посвященных жертвам моды... Хочу поделиться своими находками, надеюсь, вас они тоже позабавят и поднимут настроение:)

Начнем мы с века 18-го, а конкретно - с последней трети, когда художников-карикатуристов вдохновляли  гигантские, титанические сооружения на дамских макушках и затянутые до невозможности дышать корсеты:

[354x500]

 

[357x500]

 

[367x500]

 

[366x600]

 

[400x600]

 

 

[381x600]

 

[635x446]

 

[635x442]

 

[413x500]

 

Конечно, суть карикатуры именно в том, чтобы несколько утрировать... Вот как выглядели иллюстрации из модных журналов тех лет:

[635x631]

[516x760]

 

[635x394]

[480x550]

 

Если эти чудесные прически вдохновят и вас на трудовые подвиги, то действуйте по следующей схеме:

[294x600]           [284x600]      

[336x600]     [301x600]

Обладательнице такой роскошной куафюры, однако, придется обзавестись чесалочками (как известно, внутри каркасов создавались идеальные условия для блох и вшей, и даже для мышей):

[235x214]

Конечно, современники потешались и над многими другими деталями модных туалетов, доставалось и пышнейшим юбкам, и глубочайшим декольте... но иллюстраций на эту тему я, увы, почти не нашла... Вот, парочка смелых вырезов и одна карикатура на тему юбки-bouffante:

[399x600]

[414x600]

 

[600x386]

 

На смену искусственным формам 18 века, век 19-й принес совсем другие веяния. Красота античных статуй, реализованная в стиле ампир.... Начало XIX века - один из самых любимых мною периодов в истории костюма... Однако, острый взгляд насмешников и тут нашел, за что зацепиться:)

На этой картинке изображены парижские дамы в полном зимнем (!!!) облачении:

[394x598]   [389x600]

Справедливости ради надо заметить, что поверх этих воздушных одеяний набрасывались теплые шали... но матерчатые туфельки и сандалии в римском стиле оставались не прекрасных ножках в любую погоду.

[518x400]

На следующей иллюстрации изображены дамы, явившиеся в церковь с полуобнаженной грудью (и внимательно наблюдающий за этим джентльмен):

[569x427]

... и вообще - тема обнаженности была ооочень актуальна:

[418x600]

 

[635x458]

 

Пара карикатур на тему "Слишком много - слишком мало":

[635x447]

[458x600]

Длина шлейфов также не оставила современников равнодушными:

[635x427]

 

Античные силуэты предполагали свободное от корсетов тело... и это тоже нравилось далеко не всем. Следующая иллюстрация сообщает нам, что дамы без корсетов больше похожи на джентльменов:)))

[354x500]

Т.к. про инкруаяблей и мервейёз я писала отдельно, то здесь размещу только одну картинку.

Напомню, что современников веселили мешковатые панталоны, коротенькие рединготы, лохматые прически и непомерно высокие галстуки у юношей, а девушки (кроме античной полуобнаженности) злоупотребляли красными ленточками на горле и красными же шалями, эдакий тонкий намек на гильотину.

 

[355x500]

 

Позже на модную сцену вышли капоры с очень длинными полями, практически полностью закрывающими лицо:

[635x395]

 

[600x365]

[635x575]

  [567x412]

Особого внимания удостоились и русские солдаты (разгромившие, напомню, победоносную армию Наполеона Бонапарта). Ведь эти les Cozaques носили такие забавные шаровары! и так пылко проявляли свое восхищение прекрасным полом!

[500x389]

На картинке ниже прекрасная француженка привечает толстяка англичанина, но сердце и руку отдает русскому в шароварах:

[550x395]

Русские солдаты и парижские жрицы любви:

[550x405]

А вот и "русский денди-царь":

[550x792]

Когда вошли в моду перья и тюрбаны, это тоже не осталось незамеченным:

 

[635x582]

[386x557]

[389x543]

[598x439]

 

  [426x600]

[635x467]

 В 20-е годы XIX века талия постепенно стала смещаться по направлению к своему естественному расположению, т.е. вниз. К 30- м годам модный силуэт изменился до неузнаваемости, настал эпоха бидермейера, с его пышнейшими рукавами, объемными юбками и чепцами на головах. Юбки к тому же стали чуть короче, из-под них (о ужас!!!) периодически выглядывали щиколотки! что, кстати, стало поводом для разработки новых моделей женской обуви, в т.ч. - ботиночек.

Самой привлекательной для карикатуристов деталью стали рукава. Для того, чтобы подчеркнуть тонкость затянутой в корсет (снова!) талии, их делали просто невообразимо пышными, вставляя для этого внутрь каркасы из китового уса, привязывая к плечам подушечки и пуфики... Названия у этих рукавов были соответствующее: "бараний окорок", "ветчинообразные", "пагодообразные" и т.д.  Н.В. Гоголь так характеризовал дамский костюм этого периода: «Они настолько похожи на два воздухоплавательных шара, так что дама вдруг бы поднялась на воздух, если бы не поддерживал ее мужчина…» (Н.В, Гоголь, «Невский проспект»).

[635x435]

[443x598]

[500x365]

На самом деле, конечно, все было не так страшно:) и даже вполне симпатично:

[635x405]

К.Брюллов.
Наталья Николаевна Пушкина, урожд. Гончарова, 1831—1832

[320x425]

Постепенно объем на рукавах опускался все ниже, к локтю, а юбки расширялись....

Мега-юбки! необъятные и безграничные! Кринолины того времени достигали таких размеров, что порой затрудняли движение на улицах! (если верить художникам, конечно:))

[583x426]

[500x377]

[502x368]

[500x329]

Кринолины были весьма сложными и опасными в процессе эксплуатации:

[500x394]

[500x357]

[500x362]

 

Остается лишь посочувствовать джентльменам, которым приходилось как-то лавировать между этими сооружениями:

[500x374]

[500x375]

[500x282]

 Впрочем, вот маленькая месть со стороны джентльменов, так называемый "наглый галстук" с острыми накрахмаленными концами:

[500x398]

Чтобы не сложилось неверного представления о кринолинах, все-таки добавлю обычный портрет, не карикатуру:

[363x500]

Franz Xavier Winterhalter (1805-1873)
The Empress Maria Alexandrovna of Russia
Oil on canvas
1857

... и вот еще картинка из модного журнала 1858 года:

[470x600]

1862 год:

[400x600]

  В 70- х годах акцент в модном силуэте постепенно смещается назад. Хотя, в данном случае было бы правильнее написать раздельно, "на зад":)))

[600x285]

[444x598]

 

Да, такая замечательная конструкция, как турнюр, не могла не привлечь внимание карикатуристов:

[400x500]

 

[395x500]

[372x500]

И еще картинка из модного журнала:

[500x355]

 

 

Мужчинам в этот период снова приходилось нелегко, на этот раз - из-за моды на огромные веера:

[550x411]

А вот забавное предупреждение дамам об опасности использования прозрачных вееров:

[500x386]

 

В конце XIX века юбки приобрели более естественные очертания, а вот огромный рукав вышел, так сказать, "на бис":

[500x484]

 

[281x300]       [222x300]

 

Начало ХХ века, эпоха модерна подарили карикатуристам немало тем для вдохновения. Но самые "вкусные" детали костюма - это, конечно, узкие юбки и гигантские шляпы.

К первому десятилетию XX века относится «изобретение» Поля Пуаре – знаменитая «хромающая» юбка. Созданная в 1910 году, она получила свое прозвище из-за очень узкого силуэта, заставлявшего женщин передвигаться мелкими шажками. Стянутая манжетой, юбка была неудобна. В моду такая непрактичная модель вошла благодаря актрисе Цецилии Сорель. «Хромающую» юбку Поль Пуаре придумал именно по ее просьбе, а светские дамы, пристально следившие за столичными знаменитостями, не захотели упускать новинку.

 

[500x341]

 

[447x668]

 

[417x642]

[472x698]

Несколько иллюстраций-сравнений на тему "слишком много - слишком мало":

[568x383]

[635x426]

Обратите внимание на размер муфты:)))

[349x550]

Гигантские шляпы ("Где-то в глубине ЭТОГО находится женщина..."):

  [341x535]

[260x400]   [284x450]

 

Еще один модный элемент - шляпные булавки. Очевидно, опасные для жизни и здоровья окружающих:)

[330x500]     [327x500]

 

В 1902 году Ван де Велде сформулировал правила, которых, по его мнению, должна придерживаться каждая женщина. Он рекомендует всем женщинам прежде всего найти свою индивидуальность в домашней одежде, а для выхода на улицу они должны более унифицировать свой костюм и уподобить его мужскому. 

[363x500]

"С чего это старый осел так уставился? Он, наверное, никогда не видел женщин?" ЛюстигеБлеттер (Lusstige Blatter). Берлин, 1927 г."

[показать]

«Ле Рир» (LeRire), 1925 г. «О, извините, девушка, я вас приняла за своего жениха». 

[374x500]

 

На этом я хотела закончить статью, т.к. дальнейшие иллюстрации уже нельзя отнести к старинным карикатурам... Но нет, не удержусь:))) Еще несколько образов, таких знакомых и понятных, что они даже не нуждаются в комментариях:

[421x550]

[350x496]

[500x315]

[500x262]

[500x654]

[476x600]

 

[443x500]

[380x500]

 

[493x600]

И еще парочка совсем современных образов, которые, в принципе, не оставили карикатуристам простора для творчества... все уже и так сказано и показано:

[500x375]

[500x375]

 

Серия сообщений "Это интересно":
Часть 1 - Поздравляю всех с праздником весны!
Часть 2 - Ким Макмиллен - Когда я любила себя ...
...
Часть 43 - хахаха
Часть 44 - Фото на паспорт)
Часть 45 - Жертвы моды: старинные карикатуры
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Жертвы моды: старинные карикатуры | Преленка - Дневник Преленка | Лента друзей Преленка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»