• Авторизация


Александр Шевченко 06-02-2012 19:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Александр_Ш_Крылов Оригинальное сообщение

Александр Шевченко

[345x478]
Александр Шевченко – из числа тех художников, кто в 1910-е гг. способствовал радикальному изменению языка искусства, апологет новых форм (автор брошюр “Принципы кубизма и других современных течений” и “Неопримитивизм. Его теория. Его возможности. Его достижения”, обе 1913). И вместе с тем его не назовешь радикалом – какая-то смягченность черт присутствует в сделанном им. Забота о красоте и тяготение к спокойной гармонии, приводя в некоторых случаях к салонным решениям, чаще сообщают его работам скрытую классичность.

Родился Александр Васильевич Шевченко в Харькове 12 мая (24) мая 1883 в семье торгового служащего. В 1890–1898 занимался рисунком в реальном училище и брал частные уроки изобразительного искусства. После переезда семьи в Москву (1898) посещал Строгановское художественно-промышленное училище (1898–1908). Совершенствовал мастерство в парижских академиях Р.Жюльена и Э.Каррьера (1905–1906), а также в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1908–1909), где в числе его наставников были А.Е.Архипов и К.А.Коровин. Был участником выставок «Мира искусства», «Ослиного хвоста», «Союза молодежи», «Маковца», «Общества московских художников». Призванный в 1915 в действующую армию, служил в Белоруссии и Литве и демобилизовался в 1917. Жил преимущественно в Москве.
Начинал с импрессионизма (парижские пейзажи 1905–1906) и символистских фантазий в духе «Голубой розы» (Женщины у пруда, акварель, гуашь, 1908–1910, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва). Писал полотна в футуристическом духе (Музыканты, 1913, Русский музей). Испытав мощное воздействие М.Ф.Ларионова, примкнул к примитивизму с его иронически-лукавыми мотивами лубка и расписной вывески (Вывесочный натюрморт. Вино и фрукты, Третьяковская галерея; Женщина у зеркала, Русский музей; обе работы – 1913).

Александр Васильевич Шевченко (1883—1948) Фото Александра Родченко


В 1913 издал брошюры Нео-примитивизм. Его теория. Его возможности и Принципы кубизма и других современных течений в живописи всех времен и народов. Первое из этих изданий представляет собой развернутый манифест о необходимости восстановления искаженных академизмом традиций путем художественного синтеза архаики с современностью. Развивая этот постулат во второй книжке, новаторски подошел к истории искусства, обратив внимание на вневременные и «вечные» свойства авангардного формообразования. Подошел вплотную к беспредметности – Лучистая композиция «1914» (1914, Художественная галерея, Пермь), – где формы и буквы под ударами молний рассыпаются, обращаясь в первозданный хаос), но в итоге остался верен фигуративному творчеству.

[472x700]
"Натурщица" 1908

[540x506]

"Вино и фрукты" 1913

[496x534]
"Женщина в зеркале" 1913

[488x500]
"Лучистая композиция" 1914

[500x466]
"КРАСНЫЙ ДОМ" 1911–1913


После революции 1917 заведовал литературно-художественным подотделом Коллегии по делам искусств Наркомпроса (1918–1921), преподавал в Свободных художественных мастерских (Вхутемасе; 1918–1929), принимал активное участие в работе Российской академии художественных наук и создании Музея живописной культуры. В манифесте «Цветодинамос и тектонический примитивизм» (подготовленном совместно с А.В.Грищенко и опубликованном в каталоге одноименной выставки; 1919) отверг «прикладничество всех родов и направлений» (т.е. чистый дизайн, которым занимались наиболее радикальные из новаторов типа В.Е.Татлина), отстаивая динамически-живописную станковую картину как наиболее адекватный современности вид творчества.

В конце 1910-х – 1920-е годы этот «цветодинамос» Шевченко постепенно обретал все более традиционные свойства, сочетая острую авангардную чувствительность к живописной фактуре с поэтикой романтизма (простые по мотивам пейзажи и натюрморты; Гладильщица; Братья Сирано-жонглеры; обе работы – 1920, Русский музей). С годами в его искусстве вновь усилились черты символизма, но в новом, более обобщенно-монументальном облике. Таковы, в частности, приглушенные по колориту, по-своему эпические фигурные композиции, созданные по впечатлениям творческих командировок на Кавказ и в Среднюю Азию (Курдянки, 1932–1933, Русский музей; Колхозницы в ожидании поезда, 1933, Третьяковская галерея; Ночной порт, 1935, Русский музей).

Ориентированность на культуру во всем спектре ее проявлений становится стержнем деятельности художника – под этим знаком происходит вовлечение студентов в выставочную жизнь (в 1926 г. Шевченко организует из своих учеников объединение “Цех живописцев”) и устройство музеев живописной культуры в Москве и Ленинграде. Для него же самого широта была не эклектикой, но осознанным стремлением к синтезу.



[700x676]
"Пьеро и Арлекин (Братья-жонглеры Сирано)" 1920

[591x600]
"Натюрморт" 1920

[549x600]
"Город" 1919

[476x500]
"КУПАЛЬЩИЦЫ" 1919


Поистине «пластическим художником» называл Шевченко живописец П. В. Кузнецов. Шевченко прошел хорошую художественную школу: учился в Строгановском училище в Москве, в Париже - у Э. Каррьера, в студии Принэ, Ж. -П. Лорана, затем в Московском училище живописи, ваяния, зодчества. Возможно, поэтому при всех пластических новациях Шевченко не порывал с традициями. Мир его картин далек от житейской прозы. Мир его картин – переживание красоты пластической формы. Через путь исканий художник шел к высокому совершенству живописной культуры. «Купальщиц» живописец помещает в некую условно-поэтическую среду. Они связаны не сюжетным действием, а пластическим движением. Эмоции рождаются в переживании красоты самой пластики, красоты нежных красочных сочетаний.

[567x700]
"Натюрморт" 1919

[539x600]
"Сараи. Ржев" 1916

[551x453]
"Натюрморт с белой салфеткой"

[700x546]
"Пейзаж с сухим деревом" 1925

[500x381]
"ПЕЙЗАЖ С ДЕРЕВЬЯМИ И ЖЕНСКОЙ ФИГУРОЙ" 1920

[300x372]
[280x286]




















"Женский портрет" Конец 1910-х начало 1920-х годов

[389x700]
"У ОКНА" 1920-e

[700x581]
«За городом после дождя» 1923

[589x700]
«Гладильщица» 1920

[700x589]
«Уборка сена» 1927

[600x505]
"Крымский пейзаж. Горы" 1926

[433x452]
"Натюрморт с жёлтым кувшином" 1919

[573x600]
"Натюрморт Фрукт" 1913

Самые интересные работы Шевченко 30-х годов !

[570x700]
"Женщина в зеленом" 1932 ГРМ

[558x700]
"Девушка с грушами" 1933

[611x600]
"Jazz" 1935

[540x430]
"У них" 1933

[539x476]
"Аристотель и Сократ" 1920-e

[431x540]
"Батум" 1931

[505x600]
"Дом у моря" 1930

[525x700]
"Натюрморт с мандолиной" 1936

[600x492]
"Восточный мотив" 1932

[700x495]

[700x541]
«Деревенский пейзаж» 1940

[597x700]
"Женщина с яблоками" 1934

[537x700]
"Портрет девушки" 1920-e

[600x475]
"Натюрморт с гитарой" 1933


[461x700]
"ОБНАЖЁННАЯ" 1916

[400x509]
"Натурщица"

[600x510]
"Натюрморт с рыбиной" начало XX века

[425x332]

"Натюрморт" 1921 литография

[700x524]
"Натюрморт с грушей и вазой" 1931

[600x442]
"Первый снег" 1943

[450x465]
"Свидание. Античный мотив" 1920-e

[596x470]
"Люций возвращается с пирушки" 1920-e

[312x369]


[360x283]












"Мать с дочерью" 1913





"Обнаженная с яблоками" 1929

[386x600]
"У фотографа" 1931

[500x423]
"Натюрморт с книгой"

[600x456]

[398x600]
"Блондинка. Портрет в розовом"

[450x600]
"Шкипер"

[470x600]
"Художницы под зонтиком на пляже"

[504x600]
"Портрет дочерив красном платье"

[478x600]
"Портрет жены"
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Александр Шевченко | Kulaga - Дневник Kulaga | Лента друзей Kulaga / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»