ИЛЬЯ МАШКОВ: КАК РУССКИЙ МУЖИК АВАНГАРД И КИТЧ ПОДРУЖИЛ
Илья Машков (1881-1944). Натюрморт с фарфоровыми статуэтками. 1922 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В Третьяковской галерее, в корпусе на Кадашёвской набережной, 17 июня открылась новая ретроспектива: мрачного Виктора Попкова сменил витальный Илья Машков, мастер «жанрового дрейфа» и низвергатель всех оппозиций в искусстве
Экспозиция начинается с козырей: тут и беззастенчиво яркие портреты («пугачи», как называл их сам художник), от которых шарахалась публика на выставках объединения «Бубновый валет» в начале ¬1910-х, и натюрморты того же времени со сливами и персиками - спелыми, мясистыми, в фовистских красках и с жирными черными контурами. А дальше - еще две сотни работ вплоть до самых поздних, и, прежде чем посетитель дойдет до пожухлых клубничин на сереньком фоне, ему предстоит не раз удивиться. Например, «Портрету художника А.И.Мильмана», где тот предстает эдаким кубофутуристическим Брахмой — с четырьмя головами и четырьмя руками. Или сочетаниям предметов в натюрмортах: кувшины и гантели, лошадиный череп и икона, фарфоровые статуэтки и огурец. Название выставки - «Илья Машков. Авангард. Китч. Классика» - говорит о том, что перечисленные в нем явления тоже не казались несоединимыми художнику, который одинаково ценил уличные вывески, русские лубки, французский модернизм и старых мастеров.
Выставка «Илья Машков. Авангард. Китч. Классика» в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея.
Для куратора Кирилла Светлякова воплощение этого проекта было делом времени: около 20 лет назад он уже написал о Машкове книгу. И потом продолжал вглядываться в своего героя, отдельно фокусируясь на том, как повлиял на него Поль Сезанн. «Сезанн объединял дальнее и ближнее видение. Скажем, после работы над пейзажем он писал интерьер с инерцией панорамного видения. Машков тоже использовал метод такого дрейфа, перепрыгивания из жанра в жанр, — объясняет Светляков. — Но, в отличие от Сезанна, Машков очень социален и очень сексуален. Он любит женщин. И каждый свой период начинает с обнаженных моделей. А пластика тела проецируется у него потом на натюрморт. Отсюда такая дикая энергия, когда эти тела начинают „вылезать“ из натюрмортов. Чтобы понять этот жанровый дрейф, эти проекции, мне потребовалось довольно много лет наблюдений».
Выставка «Илья Машков. Авангард. Китч. Классика» в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея.
В обратную сторону этот дрейф тоже работает: у Машкова баба ягодка всегда, а натурщицы принимают такие позы, будто вот-вот превратятся в поднос с фруктами (а художник ой как любил расписные подносы — и брал с них даже пейзажные мотивы). Едва ли зритель сам заметит эти тонкости, но многочисленные кураторские нотабене подскажут, на что обратить внимание. Кроме того, работы скомпонованы в ряды, которые демонстрируют развитие художника в рамках разных жанров — машковское ню, например, с каждым годом набирает цвет, становясь все «фовистее» и разухабистее.
Выставка «Илья Машков. Авангард. Китч. Классика» в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея.
Сопоставить не удалось разве что автопортреты. На выставке есть только один, где художник стоит на фоне явно подсмотренного на подносе пейзажа с пароходиком. Тот, где Машков изобразил себя и Петра Кончаловского в виде полураздетых ярмарочных силачей, заполучить не удалось: он был нужен Русскому музею для выставки «Наш авангард». Удивительно, что у Машкова нет других подобных автопортретов, ведь попозировать с обнаженным торсом для фото он был не прочь, даже когда ему было за 50. Впрочем, есть один скрытый автопортрет 1915 года, вроде тех, что встречались в XVII веке у Питера Класа и других голландцев: фигура Машкова угадывается в отполированной до блеска сфере, вписанной в композицию с грибами и редисом.
Выставка «Илья Машков. Авангард. Китч. Классика» в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея.
Игра в старых мастеров заходила все дальше. Так, своих учеников художник вовлекал в странный фарс, где они оказывались в роли подмастерьев ренессансной мастерской: помимо овладения живописным ремеслом, обслуживали учителя, очищали его кисти и палитру, занимались бытом (и это вскоре после революции с ее идеей равенства!). Если организовать все правильно, как в прошлом, то грянет новый Ренессанс, — так, по свидетельству одной из учениц, считал Машков. Но в его собственном творчестве Ренессанс к тому моменту уже отгремел. Начался крутой и даже вполне охотный поворот к соцреализму - на выставке этот этап показан во всех его меркнущих красках. В 1934 году Машков пишет «Привет XVII съезду ВКП(б)» — натюрморт-алтарь из бюстов вождей (тут бронза и гипс важнее Ленина и Сталина) в обрамлении перезревших маков и бутафорских вишен.
Выставка «Илья Машков. Авангард. Китч. Классика» в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея.
А «Советские хлебы» (1936) — это уже галлюцинация на тему социалистического пищепрома по мотивам Франса Снейдерса: тут и батоны в виде колосьев, и невероятные булки с кренделями, и марципановые фрукты, сыплющиеся из рога изобилия, и даже шоколадный трактор с колесами из розовой глазури. А сверху парит сдобный герб СССР. Одним словом, паритета между классикой, авангардом и китчем у Машкова в итоге не случилось. Если авангард позволял переборщить, то в соцреализме китч стал всему голова.
Государственная Третьяковская галерея
«Илья Машков. Авангард. Китч. Классика». До 26 октября 2025 г.
Алиса Дудакова-Кашуро
«ЕДИНЫЙ, ЦЕЛОСТНЫЙ ОПЫТ»: ИНТЕРВЬЮ С КУРАТОРОМ ВЫСТАВКИ «ИЛЬЯ МАШКОВ. АВАНГАРД. КИТЧ. КЛАССИКА» КИРИЛЛОМ СВЕТЛЯКОВЫМ
17 июня в Третьяковской галерее при поддержке ВТБ открылась масштабная ретроспектива «Илья Машков. Авангард. Китч. Классика», которая объединила около 200 живописных и графических работ художника.
Творческий путь Машкова — это отражение колоссальных изменений всей страны на протяжении почти полувека: от радикального авангарда 1910-х к живописному реализму 1920-х, от монументальных панно и агитационных полотен 1930-х к дачным натюрмортам 1940-х и портретам советских солдат и медсестер во время Великой Отечественной войны.
Искусствовед и арт-журналист Елизавета Климова поговорила с куратором выставки Кириллом Светляковым о ретроспективе Машкова и выяснила, какие новые смыслы нужно искать в знакомых полотнах.
Кирилл, добрый день! Расскажите, как возникла идея сделать такую масштабную выставку Машкова? Ведь она не привязана ни к юбилею, ни к другой памятной дате.
Добрый день, Елизавета. Машков — мой давний герой. Он связан с темой моей диссертации, еще я издал о нем популярную книгу в 2004 году. Потом я начал работать в Третьяковке, заниматься современным искусством и снова вспомнил о Машкове — ведь я своих героев не бросаю никогда. Спустя много лет, после ретроспектив Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Роберта Фалька, я подумал, что ретроспектива Машкова будет интересна уже в контексте этих выставок.
Илья Машков. Портрет В.П. Виноградовой. 1909 г. Государственная Третьяковская галерея.
В истории не было больших ретроспектив Машкова - ни при его жизни, ни впоследствии. Отчасти это было связано с тем, что его наследие распылено по всем музеям России, ближнего зарубежья и некоторым частным собраниям. При этом Машков фигурирует во всех выставках авангарда. Плюс в контексте моих уже кураторских экспериментов Машков оказался очень важной фигурой, так как меня интересовали отношения авангарда, китча, классики и споры вокруг художественной ценности и художественного статуса тех или иных направлений и феноменов в русском искусстве. И о Машкове тоже спорили: уже после исчезновения СССР доминировало суждение, что был замечательный авангардный Машков, а потом он превратился в соцреалиста, неоклассика и стал совсем не интересен.
Илья Машков. Фрукты на блюде. 1910 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Расскажите, в чем кураторская задумка? Какой новый ракурс на художественное наследие Машкова получат зрители на этой выставке?
В первую очередь я хотел показать искусство Машкова как единый, целостный опыт. Поэтому его работы разных периодов существуют в поле зрения посетителя выставки одновременно. Некоторые из них похожи друг на друга, даже как стереопары (два плоских изображения одного и того же объекта или сюжета, которые различаются таким образом, чтобы создать эффект объема — прим. ред.), много повторяющихся тем с вариациями. Очень часто кураторы других выставок пытаются избегать повторений, предпочитая разнообразие. Но я считаю, что на повторах оживает глаз. Получается игра сравнений. И когда мы обнаруживаем отличия очень похожих работ, мы ловим энергию видения художника - она обнажается.
Плюс это возможность увидеть Машкова в общем потоке создания картин. Это тоже своего рода эксперимент: одним зрителям понравятся такие ритмичные повторы, другие их не заметят и сконцентрируются на отдельных произведениях. Похожие темы у Машкова встречаются и через 30 лет. Это, прежде всего, женские портреты с повторяющимся и меняющимся антуражем. В один период это разноцветные, орнаментальные драпировки, в другой — темные шпалеры или зеркала, которые удваивают изображение. Машков не просто варьирует реквизит, это постановка, которую он постоянно усложняет.
В искусстве модернизма мы часто видим редукцию. Художник с чего-то начинает, потом он приходит к системе базовых элементов и впоследствии воспроизводит эту систему. Машков принципиально работает с натуры, чтобы развивать видение, и идет в сторону усложнений. И в его живописном опыте любые оппозиции авангарда и реализма, классики и китча теряют смысл.
Вы специально так подбирали экспонаты? Или уже сами складывали эти рифмы из того, что предоставили музеи?
Подбирали и складывали. В каталоге они выглядят, как партитуры.
Расскажите про оформление выставки.
Хотелось уйти от драматизации и театрализации, поэтому работы размещены на светлом фоне без контрастного освещения. Архитектор Игорь Чиркин стремился создать эффект левитирующих стен: тяжелый верх и легкий низ. Таким образом картины воспринимаются так, словно они тяжелее стен.
Какие главные работы Машкова будут присутствовать на выставке? Что обязательно нужно увидеть и почему?
К сожалению, очень известный «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» остался в Русском музее. Но разочаровываться не будем, потому что базовый корпус работ Машкова представлен.
Илья Машков. «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского». 1910 г. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербрг.
Например, «Дама с контрабасом» - работа, вышибающая мозг. Это авангард или антиавангард? Сразу не понятно. Работа создана в 1915 году, когда радикалы уходят в абстракцию, а Машков нарочно ударяется в классику, но чтобы у зрителя не было вопросов по поводу его серьезности, он добавляет в «благородный» интерьер с пианино еще и две большие тыквы.
Илья Машков. Дама с контрабасом (Портрет Е.Ф. Федоровой). 1915 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Есть портрет художника Адольфа Мильмана 1917 года, где Машков много раз повторяет головы, руки своей модели, и все это напоминает кубофутуризм. Однако в 1917 году кубофутуризмом уже никто не занимался. А сам Машков в это время вступает в объединение «Мир искусства». По сути, это пародия на авангард, и эту пародию надо учиться считывать.
Илья Машков. «Портрет художника Адольфа Израилевича Мильмана». 1916–1917 гг.
Волгоградский музей изобразительных искусств имени Ильи Машкова.
Из соцреалистического периода стоит обратить внимание на «Портрет красного партизана А. Е. Торшина», его отреставрировали специально к выставке. О его существовании знают только специалисты, и, мне кажется, его никто еще не видел, кроме сотрудников Музея Российской армии, где он хранится. Это очень высокого уровня вещь. Еще есть девушки из станицы Михайловской и одна замечательная пионерка из Ростова-на-Дону. Мне кажется, местами она даже посложнее написана, чем портреты Роберта Фалька, которого так любят все зрители, которые считают себя интеллигентами.
Кстати, весь зал соцреализма получился очень пластичный и торжественный, как некий эталон стиля. Как правило, соцреализм воспринимают как пропаганду, но в пропаганде есть момент рекламы, момент популизма, близкий Машкову. Все это было свойственно его искусству еще от торговых вывесок, которые он в молодости писал.
Поздние натюрморты с ягодами из разных собраний - тоже работы высокого уровня. Они очень насыщенные, почти прозрачные. Они завершают экспозицию.
Илья Машков. Автопортрет. 1911 г. Государственная Третьяковская галерея.
Илья Машков учился у Серова и Коровина, но выбрал путь скандального авангардиста — как же так получилось?
В 1900-е годы в Училище живописи, ваяния и зодчества сформировалась целая группа молодых художников, которые разочаровались в методах своих учителей. Это было будущее ядро художественного объединения «Бубновый валет», и Машков выступил сооснователем этого объединения.
Например, они манеру Серова мылом обзывали, она им казалась бесцветной. Когда они увидели собрание Сергея Щукина, которое, в отличие от Морозовского, было доступным, оно послужило катализатором. Прежде всего, они осознали, что в русской живописи мало цвета, и цвет они увидели у французов рубежа веков. А потом уже начали видеть везде: на улицах, на базарах, где продавались расписные подносы и картины самодеятельных художников. Им открылось цветовое восприятие, и все вокруг стало оживать.
До этого времени у Машкова как раз случился кризис, что, в общем-то, нормально для любого молодого человека, критически мыслящего, который поступает в учебное заведение и понимает, что чего-то главного ему не рассказывают. Он ходил к Щукину, возвращался в класс и писал модель не так, как ожидалось. Серов его ругал за яркие моделировки у обнаженных моделей. В итоге Машкова отчислили, но он основал свою частную студию для поступающих в Училище. У него много было таких казусов в ранний период.
Илья Машков. Дама с китаянкой. Портрет Е.И. Киркальди. 1910 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Был еще один любопытный эпизод: на выставке можно увидеть увеличенное факсимиле письма Константина Коровина. В мае 1917 года Коровин просит совет Училища живописи, ваяния и зодчества освободить 36-летнего Машкова от экзаменов по возрасту и дать ему справку об окончании учебы. Конечно, это очень странно, ведь Коровин не мог не знать, как бубновые валеты его поносили. Они его живопись обзывали чрезмерной жестикуляцией провинциального актера. Мне вот даже интересно, с каким лицом явился Машков к Коровину, чтобы тот ему такую справку дал. Но справка есть. Машков официально закончил Училище после Февральской революции. А в следующем году он уже заседал в комиссии по реформированию этого училища.
Илья Машков. Портрет неизвестного с цветком в петлице (Портрет Е.И. Курлянда).
1909 г. Государственная Третьяковская галерея.
А почему Машков, например, не пошел путем символизма, который был тогда в моде?
Символизм, декаданс — это было очень депрессивно. Считалось, что промышленность убьет искусство. Вот такой нудеж. А бубновые валеты не хотели играть в эту болезнь. Они картины символистов воспринимали как болото. А в авангарде есть энергия, такое первичное яркое восприятие, как у ребенка. Нет искушенности. «Бубновый валет» появился в качестве первого авангардистского течения в русском искусстве, такое противоядие от декадентского уныния. Вот и вытянули из болота бегемота искусства. Может, поэтому картины у примитивистов такие гиперболизированные все, как гиппопотамы.
Илья Машков. Натюрморт с гранатами, виноградом и тюбетейкой. 1909 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Михаил Ларионов, который вместе с Машковым основал «Бубновый валет», потом обвинил участников объединения в приверженности французским художникам, в частности Полю Сезанну. Интересно, почему для Машкова, выходца из крестьянства с русскими культурными традициями внутри, был так важен Сезанн?
Сезанн умер в 1906 году, а в 1907 известный маршан Амбруаз Воллар сделал его персональную выставку, через год появился кубизм, и благодаря кубистам Сезанном заболела вся Европа. Бубновые валеты в кубизм играли, но Машков крайне мало. В Сезанне он увидел метод конструирования зрительных ощущений в процессе работы с натуры, вот что ему понравилось. Мир ощущений связан с физиологией, с телесным, в то время как чувства и эмоции обманчивы: когда мы сомневаемся в том, что видим, мы хотим это потрогать.
Поль Сезанн. «Персики и груши», 1890–1894 гг. Государственный музей изобразительных искусств
им. А.С. Пушкина, Москва.
У Машкова связь между зрением и осязанием подхвачена от Сезанна. Он говорил, что живопись должна идти от желудка, именно от физиологии, через цвет. Он говорил про цветоформы. Мне кажется, они (бубнововалетовцы — прим. Е. К.) даже слово «Сезанн» через русское слово «осязание» воспринимали. Сезанн дал Машкову ключ к пониманию других художников прошлого и настоящего.
Как известно, Машков всю жизнь преподавал. Каким преподавателем он был?
Машков настаивал, что в Училище должны быть индивидуальные мастерские по образцу ренессансных, дескать, была мастерская Микеланджело, мастерская Леонардо да Винчи, в которых гении передавали свой личный опыт, и у нас будут такие мастерские. Это еще были Свободные мастерские, до появления программ ВХУТЕМАСа (после реформирования Московского училища живописи, ваяния и зодчества в 1918 году - прим. Е. К.).
Илья Машков. Женевское озеро. Глион. 1914 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
У Машкова было очень много студентов, но ученики сталкивались с тем, что становились на него похожими, совсем «обмашковились», как они это называли. Плюс в Училище лютовали идеологи пролетарской культуры, которые говорили, что Машков — это вообще-то буржуазная культура, и у него новой тематики нет, и стиль не новый. Машков говорил ученикам, что он учит азам формообразования, а потом на эти формы можно накрутить что угодно. Так мыслят академики, хотя «академическая» система Машкова была основана на Сезанне.
По сути он из Сезанна сделал академию. Постоянно говорил о нем, а далее, через Сезанна, переходил к разным живописным традициям в истории искусства. Но многие студенты не выдерживали, потому что не могли сопоставить Машкова с современностью. Во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе после реформирования требовались учебные программы, а к идее индивидуальных мастерских начальники относились уже скептически. Машкова это стало тяготить, потом его начали активно критиковать за формализм и отстраненный подход к изображению.
Илья Машков. Тыква. 1914 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В 1920-х он активно преподавал, состоял в разных организациях, руководил рабочими студиями АХРР (Ассоциация художников революционной России — прим. ред.). Но в 1930-х его преподавательская деятельность постепенно сошла на нет.
Среди учеников Машкова значатся имена таких известных художников, как Вера Мухина, Александр Лабас, Роберт Фальк и так далее. Они как-то продолжили его художественный метод в своих работах или это был всего лишь этап в их жизни?
Через мастерскую Машкова прошли и Владимир Маяковский, и Владимир Татлин, и многие участники «Бубнового валета», и другие художники. Важно понимать, что тогда мастерские были центром притяжения, где обменивались идеями и друг друга эмоционально раскачивали. Формально учеников, которые бы продолжили живописный эксперимент Машкова, в 1910-х было очень мало, тогда все друг о друга бились и конкурировали. Из учеников 1920-х можно назвать Сергея Богданова и Ольгу Яновскую, это не самые известные советские художники.
Из классиков соцреализма — ранний Павел Соколов-Скаля, но он уже из другой оперы совсем. Больше всего о Машкове говорил Владимир Вейсберг, который считал его исключительным живописцем в истории советского искусства. Ранний Вейсберг очень похож на Машкова. Художники «сурового стиля» тоже через него проходят. В 1960-е годы традиция «Бубнового валета» воспринималась как живая и подлинная традиция советского искусства. Поэтому молодые авторы начинали реанимировать опыт «валетов», кто-то с подражанием, другие уже с иронией и цитированием.
Илья Машков. Италия. Нерви. Пейзаж с акведуком. 1913 г. Государственная Третьяковская галерея.
Помимо педагогической деятельности, Машков активно занимался общественной, пытался преобразовать родную станицу в образцовый городок социалистической культуры. Расскажите про этот опыт.
В начале 1930-х Машков уехал в родную станицу Михайловскую и там открыл студию. Он все время искал возможности делать то, что хочет, и так, как хочет. Но ничего у него там не сложилось. Потому что шел процесс коллективизации, станичники были заняты тяжелой работой, а он был обузой для них со своими странными идеями. Плюс они забыли его совсем. Машков уехал в начале века и не появлялся. А когда вернулся почти 30 лет спустя, воспринимался уже как лишний. Такой «человек из центра», которому никто не доверяет.
Машков действительно бился за то, чтобы станица Михайловская стала центром культурной жизни. Он на свои деньги закупал оборудование, открывал фотолаборатории, фотокружки, изостудии. Но стоило ему поехать за новыми материалами или пособиями в столицу, как произошла кража из студии.
Дело даже дошло до покушения. Я видел черновик записки в НКВД, где Машков просит разобраться, пишет, что у него за спиной стреляли, вроде как попытка покушения, скорее всего решили попугать. Было следствие, нашли виновных, но после приезда НКВД Машков, конечно, больше не мог находиться в Михайловской. Конечно, такие истории бросают тень на художника, но что сделал бы на его месте любой другой человек, у которого украли вещи? Наверное, написал бы заявление в полицию.
Илья Машков. Снедь. Московские хлебы. 1924 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Давайте поговорим про позднего Машкова. Как относиться к его работам — это «китч» или «классика»?
Наверное, наиболее корректно будет сказать «китч плюс классика». Кстати, я предлагал еще такое название выставки - «Авангард плюс китч равно классика». Потому что классическое искусство всегда имело заказчика и создавалось для чего-то, а не для абстрактной идеи. И момент популизма там всегда присутствовал: занимательные сюжеты, яркие истории, зрелищные предметы и так далее. Машков постоянно говорил, что картина должна украшать, радовать, у нее должна быть энергия, в первую очередь цветовая - в этом смысл.
Илья Машков. Снедь московская: мясо, дичь. 1924 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Китч - это когда произведение низкого уровня и вкуса, простое в исполнении, имитирует «дороговизну» и претендует на элитарность. Машкову в натюрмортах нравились нарочитые и безвкусные сочетания предметов, например соленых огурцов с фарфоровыми статуэтками, при этом все предметы, дорогие и дешевые, у него существуют на равных, как будто все имеет ценность и ничего ценностью не является.
Сейчас уже нет деления на хороший/дурной вкус, в постмодерне эти оппозиции не работают. И у Машкова мы видим то же самое: он как бы нарочито не разделяет искусство на элитарное и массовое, авангардное и мещанско-пошло-обывательски-буржуазное. Это, кстати, любопытно, буржуазия во времена раннего авангарда еще играла в красивость, тяготела к портретам Валентина Серова и Николая Фешина. Хотя более продвинутые зрители уже интересовались экзотикой - им хотелось возбуждалок вроде африканских работ Пикассо. «Бубновый валет» как раз активно играл в эту эксцентричность и демонстративно смешивал хороший и дурной вкусы.
Но это «Бубновый валет». Давайте вернемся к позднему Машкову. Вот, например, работа «Привет XVII съезду ВКП(б)» 1934 года.
Илья Машков. «Привет XVII съезду ВКП(б)». 1934 г. Волгоградский музей
изобразительных искусств им. Ильи Машкова.
Это очень странная работа. Не факт, что она вообще экспонировалась в 30-е годы. Я ни разу не видел ее репродукции в журналах того времени. Машков попробовал сделать идеологический натюрморт. Получилось что-то дичайшее и при этом завораживающее — иконостас или мемориал из вождей, еще и дифференцированных по материалам. Сталин - гипсовый, Маркс - позолоченный, Энгельс - медный, а Ленин - бронзовый. При этом в траурном антураже.
Очень двусмысленная вещь. Критики замучали Машкова упреками в том, что у него аполитичные натюрморты, и он попробовал их создать. В результате получилась вот такая идеологически неприемлемая вещь, опасная для 1930-х, но чрезвычайно популярная в постмодерне.
Илья Машков. Клубника и белый кувшин. 1943 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Хлебные картины 1930-х - это тоже китч, плакат. Это настолько чрезмерно, что за гранью отношений хороший/дурной вкус. Они просто завораживают своей избыточностью и отсылают к лубочным вывескам хлебных лавок. Но есть и вполне классические портреты с пионерками, с Торшиным («Портрет красного партизана А. Е. Торшина» — прим Е. К.). Даже «Привет XVII съезду ВКП(б)» частично отсылает к классическим натюрмортам в жанре ванитас («помни о смерти»). Только раньше черепа писали, а Машков пишет бюстики.
Илья Машков. Покорение Северного полюса. Эскиз панно для гостиницы «Москва». 1937-1938 гг.
Музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва.
Илья Машков. Черноморское побережье. Здравница СССР Сочи. Эскиз панно для гостиницы «Москва».
Собрание И.Б. Баженовой, Москва.
Еще одна важная работа того периода — серия панно для гостиницы «Москва». Замечательные настенные панно, которые ныне хранятся на валах (способ хранения произведений крупноформатной живописи — прим. ред.) в Московском музее архитектуры и нуждаются в большой реставрации, поэтому на выставку не попали. Только эскизы из собраний Инны Баженовой.
Движение художника от авангарда к классике очень последовательно. Поэтому я вижу искусство Машкова как целостный опыт, и мне интересны его переходы из жанра в жанр, из направления в направление: из авангарда в китч, классику или соцреализм, который, кстати, сочетает и китч, и классику.
Я думаю, для зрителя, который видел отдельные произведения Машкова или вообще не имеет о нем представления, будет много открытий и удивлений, насколько разнообразным может быть художник.
Илья Машков. Московский Метрополитен. Эскиз панно для банкетного зала гостиницы
«Москва». Собрание И.Б. Баженовой, Москва.
Напоследок у меня вопрос про литературу. Можете ли что-то порекомендовать перед посещением выставки?
Я могу рекомендовать публикации в каталоге, его можно на выставке приобрести. Есть замечательное собрание документов, связанных с Машковым - «Художник Илья Иванович Машков в искусстве, текстах, документах 1930-х годов», но это больше для тех, кто заинтересуется глубоким чтением. Старым книгам уже очень много лет, и все это нужно переосмыслять. Мне кажется, что выставка простимулирует такое осмысление.
Илья Машков. Каталог выставки. Государственная Третьяковская галерея.
Москва, 2025 г. - 368 стр., ил.
К выставке подготовлено издание иллюстрированного каталога, в котором впервые опубликован целый ряд фотографий и проектов из архива Ильи Машкова, часть которого хранится в отделе рукописей Третьяковской галереи. Помимо сравнительного анализа живописных произведений, издание содержит кураторские комментарии, сопровождаемые рисунками и архивными материалами, а также публикацию по итогам технологических исследований.