![]()
Тиауанако — археологический комплекс, расположенный на высокогорном плато Альтиплано, в 20 км к юго-востоку от озера Титикака, департамент Ла-Пас, Боливия. Тиауанако был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2000 году как «свидетельство мощи империи, сыгравшей главную роль в развитии цивилизации доколумбовой Америки» Тиауанако был центром одноименной цивилизации, существовавшей на берегах озера Титикака в XV-XII веках до нашей эрыКогда-то город назывался Тайпикала – Центр мира, по другим данным, Виньаймарка – Вечный город, а нынче имя его Тиауанако – Мертвый город.
![]()
Вообще, название «Тиуанако» объединяет в себе целый исторический пласт – цивилизацию Тиуанако, пик величия которой пришелся на конец I тысячелетия н.э., когда огромная территория континента оказалась под ее влиянием. Сама же цивилизация зародилась в период 2000 – 1500 гг. ДО н. э. Основателями Империи принято считать индейцев Южной Америки, которые расселились на этих землях, прибыв с Северной и Центральной Америки. Поднявшись высоко в горы, некоторые племена объединились и образовали государство, столицей которого стал Тиуанако.
Впоследствии к Тиауанако присоединилась большая часть континента, причем, не было никакой агрессии и военных действий со стороны народа, объединяющего вокруг себя другие племена. Город стал культурным, экономическим и религиозным центром огромного государства.Во время подъема города на его территории в 2,6 км² проживало около 20 тыс. жителей. Хотя мнения историков на этот счет расходятся. Так, первые исследователи предполагали, что в период между 300 г. ДО н. э. и 300 г. н. э. он не был крупным городом, а только играл роль религиозного центра паломничества, с небольшим контингентом постоянных жителей.
Ход исторических событий в области Центральных Анд заставляет нас обратиться к ряду проблем, связанных с цивилизацией Тиауанако. Зародившись на сравнительно небольшой территории, эта цивилизация приобрела затем невиданный на Американском континенте территориальный размах. Ее памятники не нужно было открывать, ибо они еще в эпоху инков составляли предмет восхищения, изучения и даже попыток реставрации.

Ученые сходятся во мнении, что город пережил 2 катастрофы: одну — природную, вызванную потоком воды, а следом — трагедию неизвестного происхождения. То, что именно наводнение явилось причиной гибели города,свидетельствуют остатки озерной флоры и кости рыб, обнаруженные в наносах вместе с фрагментами скелетов людей, погибших в стихийном бедствии. Причем, кости людей и животных перемешаны в хаотическом беспорядке с каменными плитами, орудиями труда, церемониальной утварью и множеством других предметов. Создается впечатление, что все это сваливалось в кучу неведомой разрушительной силой.

Американский историк, археолог и антрополог Алан Колата (англ. Alan Kolata) предполагает, что причиной падения могучей цивилизации стало не наводнение, а напротив, продолжительная засуха — в андских ледниках и донных осадках озера Титикака сохранились свидетельства длительного засушливого периода (с X в. до 1300 г.), приведшего к неурожаям и, как следствие, к голоду. Спасаясь, люди покинули Тиуанако.
![]()
Мы не знаем, как называли эту культуру сами ее создатели. Слово «Тиауанако», которым мы пользуемся, кечуанское, и его появление, как гласит легенда, связано с осмотром монументов недалеко от озера Титикака одним из Инков и его свитой. В присутствии Инки никто не имел права сидеть.
В знак особой милости за стремительно доставленное сообщение большой важности Инка разрешил гонцу сесть, наградив его при этом именем чрезвычайно быстроногого животного гуанако. «Тиауанако» означает на кечуа не что иное, как «Садись, Гуанако!».
Однако, будучи известна в течение веков, цивилизация Тиауанако в то же время заключала в себе большую тайну: она, казалось, выросла на пустом месте, что давало основание для разного рода антиисторических домыслов вплоть до объявления ее памятников свидетельством вмешательства космических пришельцев в дела землян.
Лишь в 1934 г. американский ученый У. К. Беннет обнаружил в южной части бассейна озера Титикака на полуострове Тарако остатки культуры, предшествующей расцвету Тиауанако. Впоследствии остатки этой культуры, названной Чирипа, в виде обломков керамики, стен жилых зданий, сложенных из скрепленных раствором глины гладких камней, многочисленных погребений, глиняных трубок, закопченных внутри, бус из кости, камня и меди, золотых украшений были найдены и в других местах.
Примерно на рубеже I и II тысячелетий до н. э. на основе культуры Чирипа происходит быстрое становление прототиауанакской культуры. Если в отношении этнолингвистической принадлежности творцов культур Чавин, Паракас, Наска и Мочика трудно строить даже догадки (почему все и обходили этот вопрос стороной), то этнолингвистический облик строителей Тиауанако выглядит значительно более определенным: очевидно, это были далекие предки современных индейцев аймара.
Интересно отметить, что хотя расстояние между центром цивилизации Чавин и Тиауанако мо прямой составляет более 1000 км, в памятниках тиауанакской культуры можно наблюдать элементы, сходные с чавинскими: двухголовую змею, кондора, кошачьих. Особенно бросается в глаза сходство между изображением чавинского божества на «стеле Гаймонди» и центральным персонажем барельефа на так называемых Воротах Солнца. Как указывает Л. Э. Валькарсель, остается открытым только вопрос о том, принадлежат ли обе фигуры к одному и тому же времени или к различным эпохам
Очевидно, что Чавин является более древней цивилизацией, однако его экспансия предполагает не только влияние, но и возможность самой чавинской цивилизации подвергнуться «инородному» воздействию, роль которого могла взять на себя прототиауанакская культура.
Апостол Тиауанако-Артур Познански
Здесь же следует указать, что мы не считаем возможным серьезно рассматривать утверждения А. Познанского о зарождении культуры Тиауанако свыше 10 000 лет назад и о ее влиянии не только на всю Южную, но и на Северную Америку, включая территорию США.
А. Познански пришел к заключению о том, что Тиауанако пережило две катастрофы – одну природную, вызванную лавиной воды, а затем некое бедствие неизвестного происхождения. По мнению Познански, то что непосредственной причиной гибели Тиауанако явилось наводнение – свидетельствует наличие представителей озерной флоры
Кроме того, в этом же наносном слое обнаружены кости рыб из современного семейства bogas… Также было обнаружено, что фрагменты скелетов людей и животных лежат в хаотическом беспорядке вместе с обработанными камнями, орудиями, инструментами и бесчисленным количеством других предметов. Видно, что все это волокла, ломала и сваливала в кучу какая-то сила. Любой, кто взял бы на себя труд выкопать шурф метра в два глубиной, не смог бы отрицать, что все эти кости, керамику, драгоценности, орудия и инструменты собрала и смешала разрушительная сила воды в сочетании с резкими движениями грунта… Слои наносов покрывают целые поля обломков строений, и озерный песок, смешанный с раковинами из Титикаки, раздробленный полевой шпат и вулканический пепел накопились в замкнутых пространствах, окруженных стенами
Алан Колата, американский археолог, антрополог и этноисторик (Чикагский университет), считает, что причиной падения Тиауанако стала природная катастрофа, но не наводнение. В андских ледниках и в осадках на дне озера Титикака сохранились свидетельства долгого засушливого периода, который начался в X в. и продолжался не менее чем до 1300 г. Вода ушла с поднятых полос, что привело к неурожаям. В результате вся система имперской власти начала рушиться и оказавшись не в состоянии поддерживать городское хозяйство, люди покинули Тиауанако и больше уже не возвращались туда.…
Однако, зародившись почти одновременно с Чавином, культура Тиауанако пережила не только эту «праматерь перуанской культуры», но и ее «дочерние» (Паракас, Салинар) и даже «внучатые» (Наска, Мочика, Рекуай) цивилизации и культуры. Ее расцвет приходится на вторую половину I тысячелетия н. э., когда влияние культуры собственно Тиауанако и родственной ей Уари распространяется на огромной территории от Оруро, Кочабамбы и Северо-Запада Аргентины (используя современную топонимику) до северных районов Перу, охватывая при этом также и перуанское побережье
![]()
![]()
Как известно, А. Познански выделял три основных периода Тиауанако. К первому периоду он относил «как здание исключительно этого периода» Храм каменных голов. Тогда было начато возведение пирамиды Акапана, а также Храма Луны (Пума-Пунку). Строительство Акапаны и Пума-Пунку было продолжено во втором и третьем периодах. Каласасайя была заложена во втором периоде и достраивалась, реконструировалась и ремонтировалась в третьем периоде. Ко второму периоду относится и большое крыльцо Каласасайи. В третьем периоде был сооружен ее внутренний храм – sanctissimum и Врата Солнца.
[показать]
[показать]
[показать]
Из строительных материалов в первом периоде был использован исключительно песчаник, который поступал из горных районов к югу от руин. Для некоторых работ (скульптур голов, установленных в стенах храма) применялся известковый туф.
Прорисовка изображения на «Бородатом идоле» из полуподземного храма в Тиауанако. VI–I вв. до н. э.
Во втором периоде были использованы, хотя и в небольшом масштабе андезиты. Кроме того, во втором периоде тиауанаканцы использовали монолиты из песчаника, принадлежавшие храмам предыдущего периода, переделывая их «в соответствии со своим собственным мерилом, со своим новым стилем и символическим декором».
В третьем периоде все было сделано исключительно из твердой андезитовой лавы, как, например, балконная стена и реконструкции второго периода. При этом андезитовые блоки добывались в очень отдаленных от церемониального центра районах. 
Ворота Луны
Но ее наиболее важный центр находился именно там, где сегодня стоит одноименный населенный пункт. Он расположен высоко над уровнем моря среди боливийского плоскогорья. В воздухе ощущается нехватка кислорода (до 25%). Житель Европы или Северной Америки, попадая сюда, сразу же испытывает огромную усталость, ощущает тяжесть и боль в голове, стеснение в груди; от малейшего физического напряжения бешено колотится сердце. Тем большее удивление и восхищение вызывает вид величественных развалин Тиауанако.
![]()
Ворота солнца
![]()
Артур Познански, уточнил углы падения солнечных лучей сквозь Ворота Солнца с учетом медленно меняющегося угла наклона земной оси. В итоге он убедительно доказал: этим камням от 12 до 17 тысяч лет.
Особо выделяет А. Познански астрономические знания тиауанаканцев: «В числе наук, которые они знали… они освоили астрономические аспекты меридиана, с помощью которого можно было точно определить «амплитуду» солнца в третьем периоде и с этим, в свою очередь, наклон эклиптики – значение, которое предоставляет нам основу для определения приблизительного возраста Тиуанаку. С помощью этого знания были установлены равноденствия и солнцестояния, были известны афелий и перигелий, был использован солнечный год, разделенный на двенадцать месяцев. Даже зодиак стал известен… но в форме, до некоторой степени отличающейся от известного образца древних семитских мудрецов Халдеи, чьи знания перешли в астрономию сегодняшнего дня»
![]()
В комплекс входят пирамида Акапана; храм Каласасайя (на территории Каласасайи распологаются знаменитые Врата Солнца, монолит Понсе и монолит Монах). К востоку от храма Каласасайя находится полуподземный (semicautiverio) Храм каменных голов. В пол храма встроен крупнейший антропоморфный монолит – стела Беннетта, там же находятся самые древние монолиты Тиауанако и наиболее известный из них Бородатый монолит. На территории комплекса есть ещё храмы Кантатальита и Путуни, а также Врата Луны.
Внимание путешественника или исследователя привлекает 18-метровая пирамида Акапана. Ступени пирамиды поддерживала каменная кладка.
![]()
![]()
На вершине Акапаны находился искусственный, выложенный камнем водоем вместимостью свыше 22 000 куб. м. Исследователи пока не могут ответить на вопрос, чем являлось это сооружение: святилищем, жилым комплексом или крепостью. Рядом еще более загадочный памятник — так называемая Каласасайя, занимающая площадь свыше 13 000 кв. м.
Это сравнительно ровная площадка, окруженная четырехгранными каменными столбами, промежутки между которыми заполнялись каменной кладкой. К Каласасайе почти примыкает небольшой полуподземный храм, в настоящее время полностью реставрированный. Интересной особенностью сооружения являются скульптурные изображения человеческих голов, как бы вырастающих из стен храма, что напоминает довольно широко распространенную в Андской области традицию, восходящую к Чавину. Интересной деталью храма является также круглый жертвенник из камня.
![]()
А если присмотреться к керамике культуры Тиауанако, не менее совершенной, чем керамика Древней Греции, может возникнуть шальная мысль: это были существа отнюдь не с нашей планеты . И вот уже квадратные, устремленные в пространство глаза Виракочи, его угловатые конечности, лица его соратников, с явным портретным сходством запечатленные на стенах подземного храма и столь похожие на скафандры космонавтов, укрепляют в мысли: эти артефакты - свидетельства палеоконтакта. Тем более, когда в местном музее видишь стелу, изображающую двух тиауанакотцев в состоянии невесомости - они направлены головами друг к другу. А в маленьком музейчике перуанского села Уаро выгравирован на камне космонавт, работающий в открытом космосе (ну, в точности наш Алексей Леонов за бортом "Восхода"!).

Монолит Беннета
![]()
![]()
![]()
На территории Каласасайи находится один из самых замечательных монументов тиауанакского комплекса — Ворота Солнца. Разбитый на две части, он лежал здесь с колониальных времен. Сейчас монумент поднят и реставрирован. Над его «дверным проемом» вырезано антропоморфное существо, состоящее из многочисленных компонентов, которые могут быть отождествлены с отдельными частями нескольких животных: кондоров, змей, кошачьих. Многие исследователи полагают, что в данном случае изображен верховный бог Уиракоча, ставший впоследствии одной из ипостасей всемогущего, вездесущего, незримого бога инков.

Монолит Фрайл
![]()
По обе стороны от Уиракочи вырезано 48 устремляющихся к нему схематично и условно изображенных человеко-кондоров. Внизу — орнамент, в изгибы которого вписаны очеловеченные лица каких-то существ с идущими от них лучами.
То, что Ворота Солнца находятся на территории Каласасайи, явление, на наш взгляд, чисто случайное. Скорее всего Ворота предназначались для нового пышного и богатого архитектурного комплекса, строительство которого, однако, по каким-то причинам не было осуществлено: Ворота Солнца носят следы незавершенности.
На окраине Тиауанако лежат гранитные плиты, которые многие исследователи считают пирсом - видно, некогда берег озера находился здесь, а не в 20 км, как сегодня . Масса крупнейшей из них 440 тонн .
Аккуратно уложить ее, согласовав с соседними плитами, можно было, лишь используя портовый кран. Но откуда он в каменном веке, причем на высоте 3800 метров? Другая версия: это выстроили великаны, игравшие гранитными глыбами, как речной галькой. Тем более что метровый шаг ступеней в храме и на пирамиде Акапана рассчитан, похоже, как раз на пятиметровых гигантов. И третий популярный домысел: предкам инков каким-то образом удавалось размягчать твердые камни, превращая их едва не в пластилин.
Гранит, андезит и базальт - а именно эти, самые твердые породы камня составляют руины древнего города - не поддаются обработке каменными и медными инструментами. Других в Тиауанако не найдено. Железа, уверяют археологи, тиуанакотцы не знали. Тогда чем же они просверливали идеально ровные сквозные отверстия в толще гранита ?
Чем обрабатывали камень, добиваясь отменно ровных выступов ? Каким образом ухитрялись выдалбливать полуцилиндрические желоба для своих гранитных водостоков?
[показать]
Аймара отвечают на эти вопросы просто: это были боги, не зря ведь они возвели город всего за одну ночь!
Ученые на такие вопросы не отвечают вовсе. Потому что тогда пришлось бы признать: за много тысяч лет до нас на Земле существовала цивилизация, технологические возможности которой как минимум равнялись нашим сегодняшним
Особого внимания заслуживает скульптура Тиауанако. Ее громадные каменные изваяния обнаруживают сходство с изображениями на Воротах Солнца, однако есть и такие скульптуры, которые никак не вписываются в тиауанакский стиль: это изваяния коленопреклоненных людей, изображенных довольно реалистично.
![]()
![]()
Долгое время было загадкой, каким образом доставлялся в Тиауанако строительный материал андезит. В близлежащей местности этого камня нет. Карлос Понсе Санхинес убедительно доказал, что его транспортировали на больших плотах по озеру Титикака.
Образцы тиауанакской керамики трудно спутать с керамическими изделиями иных культур и цивилизаций. Наиболее распространенный тип тиауанакской посуды очень напоминает современные спортивные кубки с несколько вогнутой поверхностью, причем центр вогнутости приходится почти всегда на нижнюю половину кубка.
![]()
![]()
![]()
![]()
Нередко встречаются керамические чаши, вазы, крынки и даже скульптурные изделия.
Ряд ученых указывает на изменение стилей обработки сосудов, и различные периоды. Так, если раннетиауанакский стиль (по Кеннету) отличается красной или многоцветной росписью по бурому фону, глянцевитой поверхностью и геометрическими рисунками (линии и треугольники), то так называемый классический стиль характерен комбинацией белого, серого, желтого и черного цветов на красном фоне и значительным учащением изображений живых существ: пум, людей, кондоров.

В орнаменте все чаще появляются ступенчатые формы.
С упадком цивилизации происходит обеднение содержания росписей, растет их декоративность, стилизация достигает порой таких гипертрофированных размеров, что невозможно определить, какое существо или предмет изображены. Роспись сосудов становится менее яркой, цветовая гамма обедняется.
![]()
Среди большого круга проблем, связанных с цивилизацией Тиауанако, имеется один вопрос, приобретающий все большую остроту: каков был общественный строй в Тиауанако?


Начало раскопок
Большинство ученых, главным образом североамериканских, либо вообще не касаются этой проблемы, либо отрицают наличие там государства, наделяя Тиауанако лишь функциями религиозного центра Советский ученый В. А. Башилов считает общество Тиауанако раннеклассовым, которое складывается скорее всего в ранний период своей истории
![]()
Точка зрения многих боливийских исследователей существенно отличается от вышеприведенных. По их мнению, Тиауанако — ото не только цивилизация, но и обширное государство, «империя». Наиболее четко эта концепция сформулирована у Понсе Санхинеса. Как утверждает боливийский ученый, непосредственно в течение ряда лет исследующий наземный, подъемный и раскопочный материалы Тиауанако, примерно ко II в. н. э.

Тиауанако из поселения сельского типа превращается в город. В основе этого процесса лежит рост производительности сельского хозяйства, создавший условия для возникновения государства с государственным и жреческим аппаратом; в этот же период осуществляются общественные работы огромных масштабов.
Появляются Каласасаия, Аканана и некоторые другие монументы. Однако, по мнению Понсе Санхинеса, нет ничего, что бы указывало на возникновение рабовладения, подобного, скажем, египетскому. «Похоже, — пишет он, — использовалось свободное время земледельцев, которые были заняты в хозяйстве только четыре месяца для обработки почвы. . .»
![]()
После классической эпохи (IV—VIII вв.), по мнению Понсе Санхинеса, наступает эпоха «экспансии» и «империализма» (VIII — XII вв.). Тиауанакцы покоряют огромную территорию, создавая «вице-королевства», например в Уари. Изобретается бронза. Но уже к началу XIII в. тиауанакское общество оказывается в глубоком упадке вследствие внутренних противоречий, в частности отпадения периферийных владений («колоний») от центра («метрополии»).
Такова схема исторической концепции боливийских (и некоторых других) исследователей Тиауанако. Ее несомненное достоинство состоит в том, что она пытается рассматривать вопрос диалектически, хотя, на наш взгляд, для истории Тиауанако неприемлема такая терминология, как «колонии», «империализм», «вице-королевство», «метрополия». Концепцию Понсе Санхинеса и его коллег следует на данном этапе принять в качестве рабочей гипотезы, нуждающейся, разумеется, не только в частных дополнениях, но и в серьезных, фундаментальных дополнительных исследованиях, в основе которых должна лежать марксистско-ленинская методология. Тиауанако заслуживает этого.
![]()
Гибель Тиауанако завершила эпоху падения древнейших цивилизаций на территории Перу. Заканчивая наше знакомство с ними, я еще раз обязана подчеркнуть то обстоятельство, что все они развивались во взаимодействии друг с другом. Это дает перуанским исследователям право говорить о древнейшем Перу и некоторых прилегающих районах как о единой культурно-исторической области, а также об автохтонности общеперуанской культуры (с ее локальными вариациями) с древнейших времен
![]()
Падению древнейших цивилизаций в области Центральных Анд, несомненно, сопутствовали, а в некоторых случаях и содействовали какие-то миграционные процессы, ибо наряду с зонами высоких культур и цивилизаций существовала, так сказать, «варварская периферия», бассейн Амазонки, обширные районы сельвы. Их натиск на очаги высоких культур и цивилизаций был исторически неизбежен. Поэтому ситуация, возникшая после падения Тиауанако, включала в себя и такие факторы, как выход, на историческую арену новых этнолингвистических групп.
![]()
Так, район, где когда-то расцветали удивительные цивилизации Паракас и Наска, оказался е руках новых пришельцев. Население не было готово организовать им должного отпора. Оно было либо уничтожено, либо ассимилировано. Новые хозяина, чинча, установили свою власть от Ики вплоть до пределов Чили.
![]()
Общество Мочика оказалось более стойким. Не случайно на мочикской керамике было так много изображений воинов. После тяжелых поражений, возможно даже полного распада мочикского государства, его жители все же сумели найти в себе силы, чтобы противостоять пришельцам и в новых исторических условиях возродить свою собственную государственность и культуру, разумеется, сильно измененную. Это возрожденное общество и его культура стали именоваться Чиму. После падения Тиауанако государство Чиму (Чимор) распространилось на внушительной территории — от северных пределов Перу почти до самой Лимы.

На обломках Тиауанако возникла конфедерация индейцев-колья (аймара), господствовавших над боливийским плоскогорьем и некоторыми высокогорными долинами. Это были потомки создателей цивилизации Тиауанако. Конфедерация чанков, которые в описываемую эпоху только что вышли, подобно чинча, на историческую арену, занимала сравнительно небольшой район перуанской территории (провинции Андауайлас, Аякучо, Уанкавелика, побережье возле Ики, часть Апуримака). И наконец, в долине Куско и на некоторых близлежащих землях усилился престиж племен кечуа, им довелось сыграть выдающуюся роль в последующий исторический период, период становления и расцвета государства инков.
У него квадратные глаза со скругленными углами, без зрачков, прямоугольное лицо с тяжелым тюрбаном надо лбом, прямой нос с расширяющимися ноздрями, окладистая борода и усы, бубликом окружающие рот
Виракоча, как называют бога-учителя аймара, коренные жители Боливии и потомки инков, внешне сильно от них отличался: он по облику европеец, стройный, бородатый, широкоглазый, они - индейцы, с узенькими глазками, куцой растительностью на лице и приземистой рыхловатой фигурой. Белый человек научил индейцев строить дома и храмы, выращивать картофель, писать и считать, наблюдать звезды и врачевать. Оставив на тысячелетнюю память о себе множество своих скульптурных изображений, Виракоча с соратниками ушел по водам Тихого океана, обещав когда-нибудь вернуться....
Поныне остается загадкой, как древнему народу удалось построить массивные каменные сооружения на высокогорном плато, ведь вес некоторых блоков достигает 200 тн. Окутан тайной и закат величайшей культуры. В любом случае, возникновение, расцвет и падение загадочной цивилизации навсегда останутся важнейшими этапами в истории человечества.
В 2000 г. уникальный археологический комплекс Тиуанако был включен в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО, как «свидетельство мощи культуры, сыгравшей главную роль в развитии… доколумбовой Америки».



Серия сообщений "Неизвестная Земля":
Часть 1 - Неизвестная Земля:Египет .Отчет поисковой экспедиции Лаборатории Альтернативной Истории
Часть 2 - Неизвестная Земля:Якутские "котлы" звёздной энергии
...
Часть 30 - Неизвестная земля:Куско
Часть 31 - Неизвестная Земля:Потерянные цивилизации Перу.МОЧИКА
Часть 32 - НеизвестнаяЗемля:Потерянные цивилизации.Тиауанако
Часть 33 - Цивилизации древних богов.Документальные фильмы.