Это цитата сообщения
браило Оригинальное сообщениеПочему у Медного всадника зрачки в виде сердец?
[показать]
Немногие знают, что один из самых романтичных символов города — Медный всадник, смотрит на город влюблёнными, в буквально смысле, глазами: каждый из его зрачков сделан в форме сердечка.
[показать]
Вокруг его создания ходит множество легенд. Одна из них раскрывает тайну его удивительных глаз, в которых зрачки не круглые, а выполнены в форме сердец.
[показать]
Как известно, конную статую основателя Петербурга выполнил французский скульптор Этьеном Фальконе в 1768—1770 по приказу императрицы Екатерины Великой.
Этьен Фальконе
Однако голову для сделал другой ваятель —ученица Фальконе Мари-Анна Колло.

Мари-Анна Колло 1748 - 1821 — французский скульптор, портретист.
Такой поворот дела объясняется очень просто: Фальконе бессчётное количество раз переделывал голову, но результат не нравился ни ему, ни Екатерине. Мари-Анне Колло однако удалось создать голову, которая была признана лучшим из вариантов. Особенностью ее творения стало то, что зрачки Петра были выполнены в форме сердечек. Доподлинно неизвестно, что послужило толчком к такому порыву, однако существует легенда, гласящая, что так скульптор хотела признаться в любви к своему уже немолодому учителю.
[показать]
Как так получилось?
Идея создания памятника Петру Великому принадлежала Екатерине II. По совету друга философа и просветителя Дени Дидро воплощать в жизнь свой замысел императрица доверила 50-летнему французскому скульптору Этьену-Морису Фальконе, имевшему к тому времени огромную популярность в Европе. С Фальконе был пописан контракт на сумму 200 тысяч ливров, и в октябре 1766 года он вместе со своей 17-летней помощницей Мари-Анн Колло прибыл в Петербург.

Создание памятника проходило долго и мучительно — больше 10 лет. Камнем преткновения Екатерины II и скульптора была поза Петра Великого. Правительница видела его восседающим на коне с жезлом или скипетром в руках, на манер римского императора, а Фальконе считал, что памятник должен состоять «главным образом из конной статуи колоссального размера», без всякой лишней атрибутики. Он настоял на своем и приступил к работе.
[показать]
Посмертная гипсовая маска Петра Первого
Мастер смотрел, как офицер на лошади ставил лошадь на дыбы, а сам в это время делал наброски. В итоге конь у скульптора получился прекрасно, как и фигура императора, а вот голова Петра у Фальконе никак не удавалась. Терять заказ и бросать тень на свою репутацию Фальконе не хотел, поэтому поручил лепить голову Петра своей помощнице Мари-Анн Колло, которая специализировалась в области скульптурного портрета. Девушка выполнила работу за одну ночь, сделав портрет с посмертной маски Петра.
[показать]
Этот вариант Екатерина II сразу одобрила. Лицо императора получилось мужественным и открытым. Особенностью его стали глаза-сердечки. Как писал историк и биограф Петра I Алексей Доронин, из воспоминаний современников было очевидно, что юная Колло была влюблена в Фальконе, а глаза-сердечки были своеобразным признанием в чувствах к своему учителю. За работу над статуей Петра Колло была принята в члены Российской академии художеств, и по указу Екатерины II ей была назначена пожизненная пенсия в 10000 ливров.
[показать]
КАВАЛЕРИСТ ДОЛЖЕН БЫЛ, ВЗЛЕТЕВ НА ПОМОСТ, ПОСТАВИТЬ КОНЯ НА ДЫБЫ.
ФАЛЬКОНЕ У ОТКРЫТОГО ОКНА НАБРАСЫВАЛ СХВАЧЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ…
![]()
«Когда я задумал вылепить его, как он завершает свой галоп, вставая на дыбы, – писал Фальконе, – этого не было в моей памяти, еще меньше в моем воображении, чтобы я мог на него полагаться. Чтобы создать точную модель, я советовался с природой. Для этого я велел построить площадку, которой я придал тот же наклон, который должен был иметь мой постамент. Несколько дюймов больше или меньше в наклоне произвели бы значительные изменения в движении животного. Я заставил скакать всадника не один раз, а более ста различными приемами на разных лошадях».
Скульптору позировал полковник, впоследствии генерал Петр Мелиссино (1726–1797), известный своим удивительным сходством с Петром Великим
Предоставлено М.Золотаревым
Кавалерист (чаще всего эту роль исполнял полковник Петр Мелиссино, внешностью и комплекцией сходный с Петром I) должен был, взлетев на помост, поставить коня на дыбы. Фальконе у открытого окна набрасывал схваченное движение… Затем знаком просил повторить увиденное только что.
Как сложились отношения Фальконе и Колло?
Историографы писали, что во время создния памятника Петру Фальконе и Колло жили и работали в России вместе. Им было отведено здание бывшей конюшни временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны, а мастерскую для скульпторов оборудовали на территории бывшего дворца.

Marie Anne Collot
Известно, что в 1777 году Колло вышла замуж за сына Фальконе — живописца Пьера Этьена. Однако брак оказался неудачным, несмотря на рождение дочери. Спустя два года Мари-Анна подавала официальную жалобу на супруга за жестокое обращение с ней. Затем их пути разошлись и больше не пересекались.
В 1778 году, из-за дворцовых интриг, не дождавшись открытия монумента Петру I, Фальконе-старший и Колло покидают Петербург. Работу было получено завершить другим мастерам (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 (18) августа 1782 года).
Открытие монумента Петру Великому. Гравюра А. К. Мельникова с рисунка А. П. Давыдова, 1782 Фото: Public Domain
В 1779 году девушка покинула Париж и уехала вместе с Фальконе-старшим работать в Голландию. Колло в последствии полностью отошла от дел, посвятив себя заботам о Фальконе. С 1783 по 1791 годы она жила с ним в Париже, где ухаживала за частично парализованным в результате инсульта скульптором. После смерти Фальконе (1791) Колло переехала в Лотарингию и поселилась в городке Маримон. Она умерла в 1821 году, пережив своего учителя на 30 лет.
[показать]
По случаю открытия памятника, на которое Фальконе не был приглашен, была выпущена медаль. Две таких медали с изображением памятника – золотую и серебряную – Екатерина послала Фальконе. Вручил их скульптору князь Дмитрий Голицын. Фальконе не мог сдержать слез.
Происходило это за полгода до того, как с ним случился апоплексический удар. Разбитый параличом, последние восемь лет жизни Фальконе провел в постели. За ним ухаживала Мари Анн Колло, ставшая женой его сына. В 1791 году жизнь замечательного художника оборвалась. Смерть его тогда мало кто заметил. По Франции катились волны Великой французской революции. Россия опять, уже четвертый раз за это столетие, воевала с Турцией.
[показать]