Тибет представляет собой огромный горный массив, с древних времён окружённый тремя великими цивилизациями —непальской, индийской и китайской, которые к моменту появления первого тибетского государства насчитывали уже не одно тысячелетие своего развития. В силу этого, раннее тибетское искусство находилось под влиянием разных тенденций этих трёх мировых культур
Исходя их этого, невозможно говорить о тибетском стиле или тибетском искусстве. Правильнее говорить об искусстве в Тибете. Затруднительно припомнить архитектурные,скульптурные или живописные памятники, которые не являлись бы очень похожими на предметы Индии и Китая.
Не забудем также техническое влияние Непала на Тибет. Сам Непал не дал оригинальных форм и питался влиянием Индии. В живописи Непал не отличился, но хорошие непальские литейщики и чеканщики издавна вносили в Тибет своеобразные приемы техники.
Самые ранние памятники тибетского искусства восходят к эпохе неолита.. Именно этим временем (IV—III тысячелетие до н. э.) датируются наскальные изображения животных — яка, лошадей, антилоп, изображения птиц и людей, найденные в Тибете. Более поздние наскальные рисунки отображают сцены охоты
Наскальные рисунки в Яованшань
С формированием раннего тибетского государства, которым правила династия Ярлунг (I—II вв. до н. э. — 846 г. н. э.), появилось искусство, связанное с доминировавшей в то время религией бон.
Этот пост будет посвящен такому разделу искусства, как живопись, которая наиболее широко развита в Тибете
Устойчивое развитие живописи возникает только в период правления ярлунгской династии и связано с принятием буддизма (VII в).
Наскальные рисунок в Яованшань, Лхаса
Подобно тому, как древнерусская живопись была обусловлена приходом на Русь христианства, также и тибетская живопись прослеживается как устойчивая художественная традиция только после прихода в Тибет новой религии — буддизма.
Портрет Аббот 14век
Тибетская живопись, как и другие виды искусства , формировалась под влиянием художественных традиций Индии, Китая и Непала. В ранние дни тибетской истории торговые пути из Тибета на равнины Индии проходили через запад страны.
Махаккала. 13 в
По этим путям, часто не больше узкой горной тропы, индийские художественные традиции достигали Тибета. Буддийские миссионеры, приехавшие в страну в VII веке, привезли с собой первые священные изображения.
Маха-Ваджрабхайрава конец 14в
Эти изображения, вероятно, служили для иллюстрации их проповедей и содержали наиболее важные образы буддийской иконографии, а именно: образы Просветленного, главнейших бодхисаттв и образы, представляющие сцены из легендарной жизни Учителя. Знаменательно, что именно в этих образах мы видим сильнейшее индийское влияние
Основные виды тибетской живописи -это фрески на стенах монастыря и иконография - изображения буддийских богов)
Особого внимания заслуживает религиозная живопись по шёлку или хлопку с элементами вышивки, называемая тханка. Тханка — это свиток, на котором обычно изображается буддистское божество, знаменитые сцены из истории тибетского буддизма или мандала.
Вайшаравана конец 15в
Тханка является непальским видом художественного искусства, которое стало развиваться в Тибете после женитьбы царя Сонгцен Гампо на непальской принцессе Бхрикути. Рисование тханки начинается с фона и завершается прорисовкой глаз, которые наносятся во время особого праздника "открытия глаз". Для тханки используются натуральные красители: синий из ляписа, красный из киновари и жёлтый из серы.
Портрет буддийского ламы 15в
Процесс рисования тханки требует от мастера глубокого понимания символики, передаваемой им на холсте..Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд. В принципе, мандала — это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса» (более подробно о мандале можно почитать по ссылке http://myths.kulichki.net/enc/item/f00/s21/a002115.shtml )
Мандала Мудрость Дакини 14 в
Мандала Алмазное королевство 14в
У тибетского правителя Сонгцен Гампо (начало VII в.) было две супруги-принцессы – непальская и китайская. Каждая из них привезла с собой в Тибет бесценное приданое: непальская – множество священных изображений и статую восьмилетнего Будды, а дочь китайского императора – статую Будды в двенадцатилетнем возрасте (оба изображения находятся в Лхасе). Они и послужили первыми образцами, которыми руководствовались многие поколения художников и скульпторов

.С древнейших времен Тибет находился в тесном контакте с его южным соседом Непалом. Непальское изобразительное искусство постоянно влияло на тибетские представления о красоте.
Посредством этого искусства тибетские художники познакомились с традициями фресок Аджанты. В XIII и XIV вв. влияние непальского искусства достигло своего пика и даже проникло к китайскому императорскому двору. Непальские художники славились своим мастерством, их часто приглашали в крупнейшие монастыри Тибета.
Будда Шакьямуни 15в
Помимо этого царь Сонгцен Гампо заказал непальским мастерам образ Авалокитешвары, размер которого был равен росту самого правителя. Его святейшество V Кармапа (начало XV в.) распорядился отдать под роспись стены нескольких монастырей, а также заказал множество танок в непальском стиле. Большое число изображений Белой Тары, Майтреи и других божеств было изготовлено в 1500-х года при II Далай-ламе.
Махакала 15в
Лоден Шераб Дагьяб Ринпоче в книге Tibetan Religious Art (издана в Германии, 1977) пишет, что произошло взаимопроникновение стилей и сейчас уже не найти примеров чисто индийской, непальской или китайской школы.
Падампа Санге 14в
Традиция живописи Тибета просматривается, по меньшей мере, с IX века н. э. Несмотря на то, что тибетская живопись по преимуществу буддийская, то есть, по большей части принадлежит одной религиозной конфессии, она очень разнообразна и полна различных стилистических ответвлений и пересечений, отражающих многообразие религиозно-философских учений и школ тибетского буддизма.
Хаягрива 18в
Ни одна из религиозных систем мира не имеет столь развитой иконографии, как буддизм. Количество и разнообразие изображений, подлежащих почитанию, в буддизме и ламаизме кажется на первый взгляд беспредельным, но при пристальном изучении обнаруживается, что разнообразие тематики заключено в строгую систему, а трактовка сюжетов подчинена не менее строгому канону.
Сакья 15в
Однако остается место и для личного творчества, так как в иконах наряду с центральными фигурами можно вводить второстепенные мотивы, трактовка которых зависит уже от личного вкуса художника.
Махакала 15в
Статуи и иконы изготовляли в монастырях, где находились мастерские художников-иконописцев, скульпторов, чеканщиков, ювелиров, резчиков по металлу и дереву. Здесь же жили наставники — ламы, передававшие мастерам свои секреты и следившие за выполнением работ
Шушен Херуга 14в
Произведения тибетской живописи с ее различными техниками и сюжетами создавали в самом разном формате — от миниатюрных манускриптов до колоссальных, 20-ти метров в высоту, настенных вертикальных свитков, являющихся наиболее известной формой тибетского искусства. Стены монастырей были расписаны цветными фресками и покрыты спускающимися со стропил ткаными иконами-танками, на которые роспись наносилась непрозрачными, похожими на темперу красками, но настолько живыми, что по своей технике и интенсивности они скорее приближаются к масляной живописи..
Писать икону-тханку считалось священнодействием: для этого выбирали благоприятные дни и часы, во время работы читали молитвы. Иконы выполняли по готовым трафаретам на длинных полотнищах холста, загрунтованных мелом и клеем и отполированных. В центре композиции помещали фигуру главного божества, которую обрамляли сцены, рассказывающие о его подвигах.
Сокровище царя 14в
В этих сценах изображали и народ, слушающий проповеди, и нищих, просящих подаяние, и демонов, хватающих грешников. Вывешенные в храме тибетские иконы, сверкающие золотом и яркими красками, создают торжественно-праздничную атмосферу, придавая таинственность религиозным обрядам.
Одна из первых буддийских тханок - это портрет Будды. Так как Будда излучал ослепительное сияние совершенства, художник попросил его позировать на берегу реки. Только глядя на сияющее отражение в воде он смог нарисовать портрет первого просветленного нашей эпохи!
Художник пытался передать духовные совершенства Будды, пользуясь приемами передачи мыслей, идей, посредством символики, хорошо разработанной в Индии тогда. Поэтому Будда на танках наделен многими необычными для человека качествами. Удлиненные уши Будды, например, говорят о его царственном положении среди всех существ во вселенной.
[показать]
[показать]
В Тибете исторически сложились три основные школы танка-живописи: менри, карма-гадри и менсар
[показать]
[показать]
Первый стиль – менри, широко известный как непальский стиль. Сформировался в период правления I Далай-ламы, его основатель – Менла Дондруб (1440 г.р., Южный Тибет).
Второй стиль – карма-гадри. Этот стиль сформировался и расцвел в Восточном Тибете (провинция Кхам) в XVI веке, в период правления Микьё Дордже – VIII Кармапы (1507–1554).
Третий стиль – менсар (мангсар), или «новый менри». Самый поздний стиль, основанный на менри (с нововведениями в стиле, пигментах и подготовке холста), появился в XVII веке и стал очень популярен в Западом Тибете. Его основатель – Чоинг Гьяцо (1645 г.р., провинция Цанг). Для этого стиля характерен прозрачный пейзаж и очень яркие, интенсивные цвета изображенных божеств.
Сакральная живопись тханка неизвестных мастеров Средневекового Тибета, представленная на этих фотографиях, на протяжении долгих веков хранилась в частных коллекциях ценителей искусства всего мира. И только в конце 90-х гг 20 века Музей искусств Metropolitan (США) и Швейцарский музей Reitberg явили взору широкой публики эти удивительные произведения, кропотливо выписанные тибетцами 11-15 столетий.
[показать]
[показать]
Некоторые картины, представленные здесь, кликабельны. Кликнув на них, зритель сможет прочитать о каждой танка более подробно (на английском).
1. Амитаюс. 11 век. Темпера на ткани
[показать]
[показать]
2. Будда и служители. 12 век. Темпера на ткани
3. 11-главый и 1000-рукий Авалокитешвара. 12 век. Темпера на ткани
[показать]
[показать]
4. Амитаюс. 13 век. Темпера на ткани
5. Маитрея Будда. 2пол. 13 века. Темпера на ткани
[показать]
[показать]
6. Вирупа. 2пол.13 века. Темпера на ткани
[показать]
7. Сцены из жизни исторического Будды. Конец 13-начало 14 века. Темпера на ткани
8. Вайшравана. 1 пол.15 века. темпера на холсте
[показать]
9. Танцующий Ганапати. середина 15 века, темпера на холсте
[показать]
Джананатапа, 14 век
Ушнишавийя Середина 12 века, шелк
Одиннадцать трехголовых, одна тысяча Вооруженного Авалокитешвара , шелк середина 12 века
Буддийский Иерарх , темпера на ткани, начало 13 века Мандала Ваджрадхату конец 14 века
Мандала Ваджраварахи конец 12 века
Мандала Ваджрадхату конец 14 века
Другие экспонаты средневековых тханка можно посмотреть здесь >>>
Более поздние изображения тханки и мандалы можно посмотреть здесь http://www.dawaarts.com/gallery_bodhi.htm
В Тибете тханки изготавливаются для созерцания и тантрических практик, ритуалов, для определенных праздников или церемоний, для подношения, в подарок. Когда в семье кто-либо болел, или умирал, или испытывал какие-то проблемы, часто заказывали изображения будд. Некоторый возраст считается не очень благоприятным (например 13, 25, 37, 49 лет) и принято заказывать танки – это дает заслугу и заказчику, и художнику
Набор сюжетов в искусстве Тибета очень обширен — это и исторические фигуры, портреты лам, и отдельные божества буддийского пантеона, свирепые защитники, и мистические образы, и Будда Шакьямуни и эпизоды из его прошлых жизней.
Эти разные сюжеты связаны мириадами второстепенных фигур, расположенных в окружении причудливых дворцов, декоративных завитков и растительных узоров или же на фоне роскошных пейзажей.
А сейчас давайте нанесем визит в мастерскую тибетского живописца и посмотрим на процесс его работы.как это описывает Ю.Н.Рерих
"Художник – это обычно лама, более или менее сведущий в священных текстах. Свою работу он сопровождает постоянным чтением молитв. Предписания для художников, находящиеся в Канджуре, говорят, что он должен быть священнослужителем хорошего поведения и сдержанных манер, знающим священные тексты.
Шри Деви 15в
Священный образ может быть написан только в чистом месте, и поэтому мастерская художника всегда сравнительно чистая. Сам художник обычно сидит на земле, держа картину на коленях. Вокруг него располагаются ученики, которые готовят краски и удовлетворяют различные нужды мастера. Иногда какой-нибудь успевающий ученик помогает учителю в его работе, раскрашивая контуры фигур, нарисованных мастером.
В Тибете живопись обычно пишется на шелке или другой тонкой ткани, которая натягивается на раму. После того как шелк натянут, он покрывается толстым слоем смеси клея и мела, который затем лощится гладкой стороной раковины. Когда это закончено, то красной или черной тушью наносятся контуры фигур. Монгольские художники часто вместо шелка используют кожу.
Работа продвигается очень медленно, потому что даже самые мелкие детали орнамента должны быть внимательно проработаны, прежде чем начнется наложение цвета. Сделать ошибку в пропорциях тел, которые указаны в иконографических руководствах, считается великим грехом. Иногда присутствует другой лама, который должен читать вслух молитвы, пока художник работает.
И столь интенсивна религиозная атмосфера, окружающая создание картины, что лик будды или бодхисаттвы предпочитают рисовать по определенным священным дням. Пятнадцатый и тридцатый дни каждого месяца в Тибете считаются сакральными, и художники обычно рисуют черты лица на пятнадцатый день месяца, а в цвете его делают на тридцатый.
После того как рисунок закончен, художник переходит к живописи, декоративные тенденции которой мы уже установили. Тот, кому известны методы, применяемые русскими иконописцами, без труда обнаружит большое сходство между двумя методами. В самом деле, кажется, что русская иконопись и тибетское изобразительное искусство позаимствовали свои методы работы из общего источника.
[показать]
В Тибете опытный рисовальщик редко бывает хорошим живописцем и, точно так же, прекрасный живописец редко бывает умелым рисовальщиком. Обычно рисовальщик делает контур, а живописец наносит на него цвета."
Авалокитешвара 16в
Тханки представленные здесь, взяты из каталогов различных музеев.
Довольно сложно определить и классифицировать этот сонм многоруких и многоглавых божеств, вооруженных целым арсеналом воинских атрибутов, эти бесчисленные фигуры святых лам, настоятелей монастырей, которые часто показаны на картинах рядом со своими предыдущими воплощениями, и множество религиозных символов, каждый из которых имеет особое значение.Да собственно это и не входит в нашу задачу. Просто сделаем несколько общих замечаний относительно иконографии
Изображенные на картинах божества окружены нимбом и ореолом. Эти нимб и ореол пишутся различными цветами и наверняка существует связь божества с цветом ореола.
Обычно божества изображаются стоящими или сидящими на лотосовом троне, символизирующем их божественное происхождение Буддийская иконография знает несколько типов поз, или асан,в соответствии с типом трона на котором божество сидит.
Еще одна характеристика - это так называемые мудры, символические жесты рук: это язык позиций кистей рук и пальцев во время совершения религиозных ритуалов и церемоний. Количество этих мудр, или символов, очень велико.
Также отличает божества различный арсенал атрибутов, самые распространенные: розовый лотос, голубой лотос, четки, книга, молния.
Тип изображения каждого конкретного божества зависит от того, на какой именно иконографический трактат опирается художник. Однако общий принцип взаимосвязи пропорций и рангов остается неизменным.Изображение будд, божеств и богинь отличает красивое стройное и легкое телосложение.
Героический гневный тип божеств ,отличает богатырское телосложение, коренастую фигуру с тяжелым торсом, большим животом, короткими и толстыми конечностями, короткой и толстой шеей, большой головой, квадратным или круглым лицом, круглыми глазами навыкате, мясистым носом и широко разинутым ртом с хищно удлиненными острыми клыками
Духи, божества-посыльные изображаются в системе шести и пяти ладоней, их ноги еще больше укорочены, живот висит уже до колен
Чудовищность облика гневных божеств воспринимается буддистами не как средство устрашения грешных людей. Религиозное искусство вообще никогда не снисходит до создания иконографии чудовищ – поскольку любая икона, идол, ритуальная маска является средством вызова сверхъестественного существа, и, разумеется, вызывать злых духов равносильно самоубийству.Гневные божества тибетского буддизма устрашают не людей, а те злые силы, которые препятствуют человечеству идти по пути к Просветлению.
Многое из художественного наследия Тибета пострадало во время Культурной революции. То, что не было разрушено, было вывезено за пределы Китая или на художественный рынок Гонконга. Множество тибетских ремесленников было подвергнуто гонениям.
И только в последние годы, исправляя ошибки прошлого, китайское правительство делает всё возможное для возвращения вывезенных исторических ценностей. За последнее время более тринадцати с половиной тысяч предметов искусства были возвращены в Тибет, а оставшиеся немногочисленные художники и ремесленники смогли снова вернуться к своей работе и начать обучать молодых тибетцев.
Современное искусство Тибета будет представлено в следующем посте.
Кого заинтересует живопись Тибета и буддизма в общем, могу порекомендовать следующую литературу:
Роберт Бир "Энциклопедия Тибетских символов и орнаментов".
M.:Ориенталия,2011.- 428 с;
Иконы Ньингма:Коллекция из 94 тибетских божеств
Khempo Sangyay and Gomchen Oleshey.The Nyingma Icons: A collection of line drawings of 94 deities and divinities of Tibet.Издательство:Дуджом
Год:1975.98с
David Paul Jackson "A History of Tibetan Painting".Austrian Academy
of Sciences,1996.-432 pages
Источники:
http://a-artemyeva.ru/about_thanka.html
http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=19489&ob_no=19977
http://asiarussia.ru/articles/4280/
http://agniyoga.roerich.info/index.php?title=%D0%9...E_%D0%A2%D0%98%D0%91%D0%95%D0%
http://www.asianart.com/exhibitions/svision/i45.html
http://www.dawaarts.com/gallery.htm
http://www.himalayanart.org/items/65105
http://torrentto.ru/kultura-i-iskusstvo-tibeta
http://www.himalayanart.org/items/65002
http://ariom.ru/forum/t29266-0-asc-45.html
Серия сообщений "Разные страны Азии":