• Авторизация


Наедине со всеми Михаил Шемякин. Скульптура. 1 часть. 17-02-2017 00:15 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения браило Оригинальное сообщение

Наедине со всеми Михаил Шемякин. Скульптура. 1часть.

Гость Михаил Шемякин. Наедине со всеми. Выпуск от 11.11.2014

https://www.1tv.ru/shows/naedine-so-vsemi/vypuski/gost-mihail-shemyakin-naedine-so-vsemi-vypusk-ot-11-11-2

[показать]

Памятник Петру I в Петропавловской крепости, Ленинград (Санкт-Петербург), Россия. (Авторская копия находится в г.Клаверак, США) 1991г.  

В работе над монументом использовалась прижизненная маска Петра I, исполненная скульптором Бартоломео Карло Растрелли в 1719 году. Петр, сидящий в большом бронзовом кресле с подлокотниками, выглядит непривычно и даже загадочно. Исходя из произведений Б.К. Растрелли, Михаил Шемякин создал сложный, противоречивый образ, далекий от прототипов и заставляющий задуматься о трагической истории города и страны. В облике скульптурной композиции выражено Шемякинское понимание личности Петра.

[показать]

 В его чертах подчеркивается жизненность, неофициальность, психологичность, метафизическая обнаженность. На боковой плоскости постамента имеется авторская надпись: «Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому от Итальянского скульптора Карло Растрелли и от Русского художника Михаила Шемякина. 1991 год. Отлита в Америке»

[показать]

[показать]



Статья: Лихачев Д. С.  Михаил Шемякин и Петербург Петра Первого



Памятник «Жертвам политических репрессий»

(Метафизические сфинксы)


[показать]


[показать]

Памятник является даром художника М.М. Шемякина  (архитектор В.Б. Бухаев) своему родному городу Санкт-Петербургу. Скульптуры метафизических сфинксов были созданы Шемякиным в 1994 г. Место для памятника символично выбрано напротив известной ленинградской тюрьмы «Кресты», где в годы сталинских репрессий томились заключенные. Установленные напротив знаменитой своей мрачной историей тюрьмы «Кресты», сфинксы являются не просто одной из городских скульптур. Их лица — на половину человеческие, наполовину — сгнившие черепа, являются олицетворением жестокого сталинского режима

[показать]

С необычайной и вполне узнаваемой «шемякинской» пластикой сделаны эти сфинксы. Поражает сама идея памятника. Так уместны эти сфинксы в Санкт-Петербурге и так уместен этот метафизический символ по отношению к тому времени, когда половина страны жила по официальной версии в обычном «счастливом мире», а другая половина мучилась и погибала в каком-то безумном кошмаре, в безвести и тайне, не понятно за что. И многие из этой «счастливой» половины даже не подозревали о существовании второй – Архипелага ГУЛАГ.

[показать]

К жилым домам на набережной эти необычные сфинксы обращены профилем как юные женские лица, к Неве и тюрьме «Кресты» на противоположном берегу — изъеденные, обнажившиеся черепа. Между сфинксами на парапете набережной — стилизованное окно тюремной камеры с решёткой. 

[показать]


По периметрам гранитных постаментов — медные таблички, на которых выгравированы строки из произведений В. Шаламова, Н. Гумилёва, О. Мандельштама, А. Ахматовой, Н. Заболоцкого, Д. Андреева, Д. Лихачёва, И. Бродского, Ю. Галанскова, А. Солженицына, В. Высоцкого, В. Буковского


[показать]

Прошел январь за окнами тюрьмы  и я услышал пенье заключенных, звучащее в кирпичном сонме камер: “Один из наших братьев на свободе”. 

Иосиф Бродский 

[показать]

Крестовский противовес - жизнь- смерть, свобода-заключение, счастье-трагедия... список можно продолжать бесконечно. Пугающе-завораживающие изваяния сфинксов - это метафизический символ России и города того времени.  

[показать]

Самые молодые сфинксы в Санкт-Петербурге находятся на набережной Робеспьера. 

В отличие от шемякинского Петра во дворе Петропавловской крепости «метафизические сфинксы» не порождают споров. Тем не менее, эти мастерские, хоть и мультяшные монстры вполне представляют стражей смерти прошедшего века — полумертвые сфинксы, лишенные загадки.





"Казанова"
(памятник к 200-летней годовщине смерти Джакомо Казановы), Италия, Венеция, дворец Дожей (1998)


[показать]


Казанова, в лице которого угадываются черты Дональда Сазерленда из культового фильма Федерико Феллини, бережно держит за руку механическую куклу - своеобразный парадоксальный идеал женщины. Роль почётных часовых Истории выполняют расположившиеся по бокам шестигрудые сфинксы. Каждый из пьедесталов украшен бронзовой маской, развивающей тему театра жизни. К сожалению, подаренный Венеции памятник не простоял в городе и полугода.

[показать]

В России-то понятно, обласканный мэрами скульптор не нашел понимания среди жителей городов, осчастливленных его монументальным искусством, а что же в просвещенной Европе, отчего же шемякинский Казанова уже много лет не может прописаться в легендарном городе на воде? 


Кто видел этот памятник, наверняка поймет, что дело не в костности человеческого восприятия или происках недоброжелателей - дело в самой скульптурной композиции. 

[показать]


Итак, сам Казанова изображен в полный рост, в окружении пары шестигрудых сфинксов, долженствующих изображать то ли символы вечности, то ли "охранять" центральную часть композиции, то ли представлять собой торжество похоти. Но вот кому с такой элегантностью он протягивает руку? 

На кого смотрит с улыбкой? Кто стоит рядом с ним на пьедестале? Неужели женщина? 

Нет, конечно же, нет. Все пропорции указывают, что для Шемякина женщины являются чем-то неодушевленным, не стоящим внимания, персонажами настолько незначительными, что художник специально подчеркнул это пропорциями скульптурной группы, где Казанова, кажется, протягивает руку кукле. 

Те, кто знаком с творчеством Казановы знают, что как к игрушкам он к женщинам никогда не относился. Тем более, такой символ нарочитого неуважения к женщине не сможет сегодня вписаться в европейское культурное пространство, где есть место для женщин-ученых, женщин-музыкантов, женщин-политиков.



Памятник «Архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга»

[показать]

Открытие памятника «Первым строителям Петербурга» состоялось  в присутствии мэра города А.А.Собчака в октябре 1995 года в саду неподалеку от Сампсониевского собора (храм-памятник Полтавской баталии, проходившей в день Святого Сампсония в 1709 году), на месте первых кладбищ Санкт-Петербурга — православного (для «правоверных») и «немецкого» (для «иноверцев»). Здесь были похоронены как простые граждане, так и государственные деятели, ученые, архитекторы, которые принимали участие в строительстве Петербурга (А.Шлютер, И.Посошков, Ж.Б.Леблон, Л.Каравак, Г.И.Маттарнови, Д.Трезини). 

[показать]

Проект памятника принадлежит авторству двух известных петербуржских деятелей — скульптору М.Шемякину и архитектору В.Б.Бухаеву. Именно В.Б.Бухаев и спроектировал основу монумента — арку, пересеченную крестом и ориентированную на Сампсониевский собор. Арка — своеобразный символ «окна в Европу» и самого Петербурга. Дополнена арка скульптурной композицией, состоящей из стола и стула (по образцу подлинной мебели из Голландии XVII века). На столе лежал план Петербурга, принадлежащий авторству Ж.-Б.Леблона и прочие атрибуты зодчества. С восточной стороны арка украшена медальоном, на котором изображен Петр Великий, прямо на устоях арки — барельефы М.Шемякина, в виде медалей эпохи Петра, портретов архитекторов и прочих композиций. Кроме всего памятник украшен и памятной надписью на латинском и русском языках.

[показать]


К сожалению, в 2000-м году памятник «Первым строителям Петербурга» поддался нападению вандалов, которые выломали и похитили множество деталей из бронзы, в частности стол со всеми размещенными на нем предметами. До сегодняшнего дня памятник остается руиной, попыток реставрации пока не предпринималось. Примечательно, что к 300-му юбилею Петербурга памятник «Первым строителям Петербурга» вошел в путеводители по всему миру.

[показать]



Памятник профессору Гарольду Юкеру «Диалог Платона с Сократом»



Памятник профессору философии и психологии Юккеру, установленный в старинном университете Хофстра, основанный голландцами, напротив здания факультета философии. Изображены любимые им мыслителей сократ и платон (платон беседует с бюстом сократа). Платон в монументе сидит за столом и перстом показывает на шар со всевидящим оком. Шар покоится на книге и на бронзовом манускрипте с записью имен знаменитых философов всех времен и народов. Напротив стола, за которым сидит платон, — бронзовая колонна. На нее теперь садятся студенты и как бы вступают в диалог с гениями.



Памятник Петру Великому в Детфорде

[показать]

Памятник Петру I в Дептфорде поставлен на месте дома, в котором русский самодержец жил в 1698 году во время визита в Англию. Великое посольство Петра в Западную Европу принято связывать в основном с Голландией, но именно посещение Лондона позволило молодому царю приобщиться к высоким технологиям того времени.

[показать]


Памятник работы Михаила Шемякина отлит в бронзе. Типично шемякинский долговязый царь с подзорной трубой в руке, рядом – явно слишком маленький для такой фигуры трон, две пушки, карлик с глобусом и крохотным корабликом на ладони. (Позже Шемякин использовал эту идею для создания памятника Петру в Стрельне под Петербургом.) Всё здесь многозначно и символично: пушки – потому, что целью визита было укрепление военной мощи России, карлик – потому, что русское посольство начудило в Лондоне выше всякой меры, а на маленький трон, чтобы посмотреть на Темзу, может сесть любой зритель

[показать]
 

В Англию двадцатипятилетнего Петра позвала необходимость: освоив в Голландии ремесло корабельного плотника, царь обнаружил, что голландцы не могут преподать ему теорию кораблестроения. Печальный царь пил пиво в кабаке, когда случайный англичанин подсказал, что «у них в Англии сие в совершенстве». В Лондон Пётр отправился по личному приглашению короля Вильгельма III, который одновременно правил и Голландией.

 

Визит был неофициальным. Пётр хотел расположиться как можно ближе к дептфордским королевским докам, ему подобрали дом сэра Джона Эвелина (чтобы освободить его для царя, отсюда попросили выселиться адмирала Джона Бенбоу, руководителя дептфордских доков). В стене дома проделали специальную дверь, через которую царь в любой момент мог выйти на территорию доков.

[показать]

Пётр провёл в Англии четыре месяца. За это время он изучил под руководством сэра Энтони Дина-старшего теорию кораблестроения, посетил Гринвичскую обсерваторию, Монетный двор (где тогда директорствовал сэр Исаак Ньютон), осмотрел Вулвичский арсенал и кабинеты редкостей, завёл краткосрочный роман с актрисой Летицией Кросс. Чтобы пополнить казну, Пётр продал британским купцам лицензию на торговлю в России табаком.

[показать]


Дом, где жил самодержец, не сохранился, но сохранились счета, выставленные домовладельцем после завершения высочайшего визита: за выломанные двери, разбитые изразцы, переломанные балясины, разломанную кровать. Земля в саду была «взрыта от прыжков и выделывания всяких штук». Осмотр производил архитектор Кристофер Рен, убытков насчитали на 350 фунтов, казна выплатила их домовладельцу.

[показать]

[показать]


Память о русском царе до сих пор живёт в Британии. Небольшая улочка в Дептфорде так и называется: Цар-стрит. Шемякинский памятник поставлен поближе к Темзе – бронзовые глаза царя смотрят на реку, за которой ему виделся безмерный, влекущий океан.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Наедине со всеми Михаил Шемякин. Скульптура. 1 часть. | luchia931 - Дневник luchia931 | Лента друзей luchia931 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»