Это цитата сообщения
Vesja Оригинальное сообщениеУрок 11. Вплетение бисера. Колье Голубое
Как производить расчет схем колье, порядка нанизывания бисера, присоединение элементов к пико с бисером, ножки с бисером и само плетение я покажу на примере самой простой схемы. Схема плетется Нитками Ирис (Турция) (аналог - швейные х/б нитки №10, "Роза") в 2 сложения, одним челноком. КольеГолубое на рисунке 1.
Рис.1
Для плетения выберу простую схему с трилистниками (см. рис. 2):
1 – к(8п5п3)
2 – к(3п5п5п3)
3 – к(3п5п8)
рис. 2
Расчет схемы набора бисера
Перед тем, как рассчитать, в каком порядке набирать бисер обязательно нужно на схеме обозначить места, куда он будет вплетаться. Не все обладают уникальным даром "видеть" свою работу без рисунка, поэтому схему лучше прорисовать на бумаге. При этом желательно продумать, как обозначить места вплетения бисера и бус в раппорте (формуле). При простой схеме Вы, безусловно, скоро запомните, в каком порядке будут вплетаться бисеринки, а при сложной может запутаться и бывалый мастер.
Я вам расскажу и покажу, каким образом я решила для себя этот вопрос.
1. На рисунке 2а я нарисовала, как должно выглядеть мое колье. Отметила, где у меня будет вплетаться бисер. На схеме я так же обозначила красным цветом пико (п1, п2, п3,…п8.) и ножки – н1, н2 - это мне необходимо для росписи схемы набора бисера на нить (рис. 2 г).
2. В раппорте на рис. 2 б подробно расписала не только раппорт, но и отметила, в какие пико будет вплетаться бисер, и сколько. Для себя решила, что бисер, вплетаемый с рабочей нити, буду рисовать над буквой "п" (пико), а бисер, который вплетается с ведущей нити – под буквой "п". Условные обозначения на рис. 2в (буквой d обозначила диаметр бусины).
3. Если вы рассчитываете схему сами, то длину ножки можно определить только опытным путем. Чтобы рассчитать длину ножки (рис. 2а), необходимо проплести несколько трилистников и рассчитать длину ножки. Она зависит от того, в какую сторону вы желаете изогнуть колье (см. рис.3).
Рис.3
Для варианта а, длина ножки должна быть заметно больше, чем для варианта б, но не меньше ширины трилистника (от крайней левой точки первого лепестка первого трилистника А ( рис.3) до крайней левой точки первого лепестка второго трилистника Б).
После того, как вы проплели пробный фрагмент будущего колье (предварительно вы можете оставлять ножки и большей длины), фрагмент выкладывают на столе и изгибают, как необходимо. Бисер можно нанизать на леску (нить, проволочку) и приложить к уложенному фрагменту (рис 3). Длина ножки регулируется добавлением или убавлением бисера.
4. После выполнения всех рисунков и расчетов необходимо нанизать бисер на челнок.
Эта схема достаточно проста, но все же на ножке попадаются бусины, отличные по цвету и диаметру от остального бисера. Вот их то положение в низке и нужно определить.
Для этого мы должны помнить, что ближе к краю нити, идущей от челнока (ч. 1) (см. схему на рис. 2 г) будет бисер, вплетаемый в кольцо к.1, а ближе к челноку – последнего 9-го (к9) кольца. Раппорт узора повторяется через определенные интервалы (это характерно для всех орнаментов), поэтому достаточно рассчитать низку одного и повторить ее нужное число раз (определяется по сплетенному пробному фрагменту, исходя из необходимой длины колье). Если Вам до нужной длины изделия не хватает половины фрагмента или часть входит за пределы, можно продумать другой элемент, для завершения узора, либо довести работу до нужной длины например цепочкой.
Для удобства расчета вертикальными черточками на схеме (рис.2 г) я разграничила кольца и дуги (длинными вертик. черточками), а так же бисерины, идущие на рабочую нить и, оставленные на ведущей нити (короткими вертик. черточками). Так же сделала подписи над нитью, указывающие которые из них идут на какое кольцо (черным цветом - к1, к2 и т.д), зеленым цветом нити: ведущая нить (в.н.) и рабочая нить (р.н.), и пико (п1, п2 и т. д.).
Это не дает мне запутаться. Особенно удобно, когда схема вплетения куда более сложная и необходимо нанизывать бисер на 2 и более челночка.
Чтобы определить, какой бисер идет на рабочую или ведущую нить, посмотрим на рис 4:
Рис. 4
Прежде чем начать плести кольцо, мы должны с челночка спустить 1 бисеринку (см. рис. 4а и схему на рис. 2а) на рабочую нить. Затем обвить ее вокруг пальцев левой руки (рис. 4 а). Бисеринка уводится на нижнюю часть рабочей нити, чтобы не мешать плетению узлов (рис. 4б). Потом сплести нужное число полных узлов (до пико), подвести к готовым узелкам бисер с нижней части рабочей нити (рис 4 в) и, при необходимости (если это запланировано в схеме), с ведущей нити (рис. 4 д).
Таким образом, видно, что ближе к краю должен быть бисер, идущий на рабочую нить, а дальше от него тот, который останется на ведущей. На схеме (рис. 2 г) это положение отмечено для всех колец к2, к3 и т.д., в которые мы будем вплетать бисер.
Плетение:
1. Выполняем кольцо 1.
Перед плетением на рабочую нить спускаем 1 бисеринку для 1-го соединительного пико (дальше как в объяснении к рис 4). Плетем 8 полных узлов 1 кольца по раппорту до места присоединения колечка под застежку. По-сути мы выполняем такое же присоединение, как к пико другого мотива при помощи крючка (рис.5). В схеме предусмотрен еще один полный узел. Я часто выполняю двойное присоединение для прочности, т.е. после 1 присоединения плету 1 полный узел и еще раз выполняю присоединение к металлическому кольцу.
Рис. 5
После присоединения металлического колечка, продолжаю плести цепочку из 5 узлов, затем выполняю пико с 1 бисеринкой (рис. 4 а-г), плету еще 3 узелка по раппорту и затягиваю кольцо.
2. Перед плетением кольца 2 на рабочую нить нужно спустить 3 бисеринки. 2 – для выполнения пико п2 и 1 – для пико п3. На ведущей нити остается 1 бисерина для выполнения пико п2.
Дальше плетем кольцо 2 по раппорту (формуле) 2: сначала 3 полн. узла фриволите, затем присоединяемся к пико п.1 на первом кольце рис. 6 а.
Чтобы бисеринка смотрелась красиво, постарайтесь перед затягиванием узла завести соединительную нить под бисерину (снизу). Бисерина будет выше соединения (рис 6а).
Затем плетется цепочка из 5 полных узлов, выполняется пико п.2 (см. рис. 4 д,е), снова цепочка из 5 полн.узлов и пико п.3 (так же, как и п.1). Доплетаем 3 полн. узла и затягиваем кольцо 2.
Рис.6.
3. Плетем кольцо к3. Пико 3 с бисеринкой у нас уже выполнено в кольце к2, поэтому на рабочую нить нам надо завести 2 бисерины для выполнения пико п4 и еще одну оставить на ведущей нити для последующего добавления в п4 на ведущей нити.
Но на схеме у нас обозначены 4 бисерины!
Чтобы ромбик из 4-х бисерин вышел красивым и ровным, нам необходимо, чтобы 4 –я бисеринка оказалась на ведущей нити 4 кольца! Поэтому мы ее вплетем вместе с ним позже.
3-е кольцо плетется по раппорту 3 аналогично предыдущим – плетем 3 полн.узла, выполняем присоединение к п3 так же, как и при выполнении п1 (соединительная нить под бисеринкой). Плетем еще 5 узлов и выполняем пико п4 (2 бисеринки на рабочей нити и 1 на ведущей – см. рис. 4 д,е), заканчиваем плетение цепочкой из 8 полн.узлов и затягиваем кольцо.
4. Теперь нужно выполнить ножку н1. Для этого спускаем с челночка и подводим к трилистнику бисеринки: 7+1+7 см. (рис 2 а, г; рис. 6.
5. Первое кольцо следующего трилистника к4 начинаем плести вплотную к последней бисеринке ножки (рис. 5 ). Перед выполнением этого кольца не забудьте спустить необходимое число бисерин на рабочую нить. В нашем случае это одна. И одна для выполнения п4 – на ведущей нити. При присоединении к4 к пико п4 выполняем первое присоединение (рис 5), затем подводим бисеринку с ведущей нити и "закрываем" ее обратным узлом. Остальные полные узлы выполняем по раппорту 4 аналогично плетению кольца к1.
6. Все последующие кольца трилистника выполняются так же как и к2-к3, ножки, как н1.
По окончании плетения этого колье в работу я добавила еще тонкую леску.
Для чего я это сделала? Для прочности и во избежание перекручивания.
На фото (рис. 7 а) снят фрагмент этого колье. Если такая прошва с бисером будет использоваться для отделки платья, блузы или другого изделия, то-есть нашиваться на него, то проблем у нас не будет и его можно оставить таким, как есть. Но в качестве колье (и опыт у меня есть) оно может перекручиваться по спирали, так как соединение мотивов орнамента существует лишь в точках Б. В точках А мы имеем ослабленное место. Кроме того, в ножках под бисером у нас тонкая, мягкая, провисающая нить и, если я пожелала изогнуть колье по схеме б (рис. 3), то мне нужно подумать, как эта ножка будет держать форму.
Рис. 7.
Поэтому в этом колье для прочности и во избежание перекручивания его в конце работы я добавила еще тонкую леску. К металлическому кольцу я прикрепила леску сначала узелком, который закрепила при помощи ювелирной трубочки. Трубочка обжимается плоскогубцами, тем самым, зажимает усы лески (рис. 7 б, в) и не дает им развязываться и смещаться. Купить их можно в интернет-магазинах, торгующих фурнитурой для бижутерии (е-майлы есть в уроке 9)
Далее на леску нанизываем 7 (в моем случае) бисерин =1/2 ножки и продеваем леску в бисер, образующий ножки между трилистниками. Пустоты в центре трилистников я заполнила красными бисеринками, акцентирующими внимание и придающими яркий нарядный вид украшению.
Конец лески на выходе закрепила так же, как и вначале. Только перед завязыванием узелка на втором металлическом колечке не надо забывать нанизать за бисеринками еще одно зажимное колечко, чтобы закрепить конец лески. Этот кончик потом надо спрятать под ряд бисерин ножки и отрезать ножничками.
Пожалуйста не забывайте, что все вопросы и замечания под темой лучше задавать не в личных сообщениях, а в комментах прямо под постом.
Серия сообщений "Фриволите -уроки НиныПрокопович":Мои уроки фриволите. перенесенные из сообщества "Фриволите - кружевная сказка" на mail.ru
Часть 1 - Урок 1. Прямой узел. Пико Жозефина
Часть 2 - Урок 2.Обратный узел фриволите.
...
Часть 9 - Урок9.Способы вплетения бисера и бусин в кружево фриволите-2 ч.
Часть 10 - Урок 10. О ЗАСТЕЖКАХ
Часть 11 - Урок 11. Вплетение бисера. Колье Голубое
Часть 12 - Урок 12. Оплетение зеркала (кабошона)
Часть 13 - Урок13-Цветок с бисером. Сцепка с внутренней стороной дуги.
Часть 14 - Для тех, кто интересуется фриволите
Часть 15 - Лубу-не лубу...