Домотканово - любимое Валентином Серовым место на земле. "Ароматный воздух полей проникал в самую душу, - вспоминала дочь художника, О.В.Серова. – Дом окружал прохладный парк, который приводил к девяти прудам, а затем начинался еловый лес. Холмистость, еловые дали В.Серов оценил сразу. Он приезжал в Домотканово в самое разное время и живал там неделями… Приезжал он сюда, как в родной свой дом". Здесь он создал около тридцати живописных работ и бессчетное количество рисунков.
Девушка, освещённая солнцем. Портрет М.Я.Симонович. 1888.
Солнцем северным зацелована
Очень юная, сероглазая,
Но как быстро промчится молодость
С ее радостями... соблазнами...
Ты пока еще - ожидание,
И натянуты нервы струнами,
Предвкушаешь свои свидания
Ты с такими же - очень юными...
Ты мечтой своей зачарована,
И под солнышком этим северным,
Ты сидишь, как будто, спокойная,
И пока... просто ждешь.. наверное..
"В то лето, когда Серов писал этот портрет, мы оба находились в усадьбе Домотканово Тверской губернии. Обширный парк с липовыми аллеями создавал какую-то таинственную атмосферу. Серов предложил мне позировать; после долгих поисков в саду наконец остановились под деревом, где солнце скользило по лицу через листву. Задача была трудная и интересная для художника – добиться сходства и вместе с тем игры солнца на лице. Сеансы проходили по утрам и после обеда – по целым дням: я с удовольствием позировала знаменитому художнику, каким мы все тогда его считали, правда, еще не признанному в обществе, но давно уже признанному у нас в семье. Он с удовольствием писал модель, которая его удовлетворяла больше всего, думаю, как идеальная модель в смысле неуставаемости, держания позы и выражения, что дало ему возможность серьезно изучить строение лица и игру света не торопясь и так, как он считал нужным; я же со своей стороны понимала всю важность такой работы для него и знала, что он ценил натуру, которая проникается тем же чувством – сделать как можно лучше, не щадя трудов. Усаживая с наибольшей точностью на скамье под деревом, он руководил мною в постановке головы, никогда ничего не произнося, а только показывая рукой в воздухе с своего места, как на полмиллиметра надо подвинуть голову туда или сюда, поднять или опустить.
Портрет М.Я. Львовой (Симонович). 1895
Заросший пруд. Домотканово. 1888
Старая баня в Домотканово
Дуб в Домотканово. 1890-е
Владимир Дмитриевич Дервиз на скамье. 1892–1893
А.С. Пушкин на скамье. 1899.
Баба в телеге. 1896.
Октябрь. Домотканово. 1895 (По жнивью)
Октябрь. Домотканово. 1895 (По жнивью) (офорт)
Зимняя дорога в Домотканово. 1904
Зимой. 1898.
Баба с лошадью. 1898
Баба с лошадью. 1898 (офорт)
Стадо. Домотканово.
Осенний вечер. Домотканово. 1886
Осень. Домотканово. 1892
Портрет В.Д.Дервиза. 1888
Портрет Н.Я. фон Дервиз с ребенком. 1888—1889
Портрет А.Я. Симонович. 1889
У окна. (Портрет О.Ф. Трубниковой). 1886
Летом. Портрет О.Ф. Серовой. 1895
Портрет Ольги Федоровны Трубниковой.
Открытое окно. Сирень. 1886
Стригуны на водопое. Домотканово. 1904
Полосканье белья (На речке). 1901
Стог сена. 1901
Русалка (Эскиз к одноименной картине). 1896.
Окно, 1887
Иллюстрация к басне И.А. Крылова Волк и пастухи. (офорт)
Квартет.