Это цитата сообщения
Парашутов Оригинальное сообщениеЖЗЛ (ИСААК АСКНАЗИЙ. Я "ЛИРУ" ПОСВЯТИЛ НАРОДУ СВОЕМУ!)
Начну с того, что безумно обидно - биографию сегодняшнего героя я как-то "собрал" (за что огромная благодарность русскому и западному вариантам Еврейской энциклопедии), а вот с картинами художника не повезло. В материале указывается более 20 картин и рисунков художника, а поисковики разных систем и стран выдали только 2 (!). И все же предлагаю познакомиться с этим именем -
Исаак Лейбович (Львович) Аскназий
16 января 1856, Дрисс — 21 декабря 1902, Москва
[показать]
Василий Савинский Портрет Исаака Лейбовича Аскназия 1885 г.
Русский исторический живописец-библеист.
Родился в г. Дриссе Витебской губернии (а по другим сведениям - в Полоцке). Может Полоцк какое-то время назывался Дриссом?
Родители его, зажиточные купцы, очень благочестивые евреи (хасиды), происходившие от древнего раввинского рода, дали сыну религиозное воспитание. При этом они всячески развивали y сына способности к рисованию, обнаружившиеся еще в детстве.
Академия
В четырнадцать лет в 1870 году Исаак поступил в петербургскую Академию художеств вольнослушателем. К этому времени (1871 год) относится первое знакомство Аскназия с M. M. Антокольским, который случайно увидев эскизы студента, одобрил их. С тех пор Исаак не переставал благоговеть перед великим скульптором.
В 1874 году Аскназий был переведен в академисты. Среди его учителей были известнейшие педагоги А.Т. Марков, П.М. Шамшин, П.П. Чистяков и др. Профессор П. П. Чистяков считал Исаака одним из лучших последователей академической школы.
За классные работы Аскназий неоднократно получал серебряные медали (в 1874, 1875, 1877 и 1879 годах).
За картины "Авраам изгоняет от себя Агарь"(1878) и "Блудница перед Христом"(1879) художник был награжден малой и большой золотыми медалями и удостоен звания классного художника 1-й степени.
[показать]
Исаак Аскназий Блудница перед Христом 1879 г.
До своего отъезда из Санкт-Петербурга в мае 1880 года, Аскназий успел завершить картину "Жена Марано". Эта работа была сразу же направлена на художественную выставку в Москву, а в 1881 году была выставлена в петербургской Академии под измененным названием "В тюрьме". Изменение названия было связано, вероятней всего, из-за антиеврейских беспорядков 1881 года.
За границей
В 1880 г. Аскназий отправился на четыре года за границу в качестве пенсионера Академии. Аскназий путешествовал по Германии, Австрии и Италии.
В ноябре 1880 года художник посетил столицы Австрии и Германии.
В Вене он начал свою картину "Мария Египетская размышляет о грехах своей жизни", сделал эскизы "Иоанн Креститель в тюрьме" и "Голова Иоанна Крестителя", а также "Поэт Иегуда Галеви" по мотивам известного стихотворения Гейне.
В Вене Исаак работал y известного художника Ханса Макарта, который восхищался его талантом и проявил большой интерес к его творчеству.
Под руководством Макарта, художник начал многолетнюю работу над полотном "Палач с усеченною головою Иоанна Крестителя", оконченную в Риме.
В декабре Аскназий прибыл в Рим.
В Италии Аскназий сделал эскизы и нарисовал картины "Смерть еврейского поэта Иегуды Галеви", "Палач с головой Иоанна Крестителя" (в некоторых источниках указано немного другое название картины - "Палач, держащий голову Иоанна Крестителя") и большое полотно "Моисей в пустыне" (Третьяковская галерея).
[показать]
И.Л.Аскназий. Моисей, задумывающий предприятие свое об избавлении израильтян от египтян. 1885 г.
В 1885 году художник отправил часть своих работ в Санкт-Петербург и стал академиком исторической живописи, получив звание за картины "Палач с головой Иоанна Крестителя" и "Моисей в пустыне". Обе картины были выставлены на выставке в Академии в 1886 году, «Иоанна Крестителя» сразу же приобрела Академия художеств, а "Моисей" был куплен для своей галереи коллекционером С. М. Третьяковым.
Вернувшись в Россию, Аскназий женился и, поселившись в Петербурге, продолжал неустанно работать.
Творчество
Аскназий писал преимущественно на сюжеты Ветхого и Нового Заветов, что позволяло ему, ограничиваясь чисто формальным изображением главных фигур (Христа, апостолов, Моисея, Иоанна Крестителя и т.д.), игнорировать, по сути, весь смысл воспроизводимого в красках, но сосредотачиваться на колоритных второстепенных персонажах.
Кроме названных выше стоит назвать и другие замечательные произведения Аскназия: этюды еврейских типов, сделанные в Бродах для картин "Родители Моисея"(1891), "Наступление субботы"(1888), "Жених-талмудист, испытуемый раввином в присутствии родителей его невесты" (второе название - "Экзамен жениха", 1890), "Еврейская свадьба" (1893), "Игра в кости", "Подруги", "Скорбные вести"(1887) и "Утренний визит".
В 1899 году Аскназий написал портреты архитектора А. Хаммершмидта и переводчицы Талмуда на французский язык И.Рабиновича.
Самая большая, серьезная и последняя работа художника была написана в 1900 году — картина "Экклезиаст" или "Суета сует" (1900, музей Академии художеств в С.-Петербурге).
Она экспонировалась даже на Парижской выставке 1900 года.
[показать]
Исаак Аскназий Экклезиаст или Суета Сует 1900 г.
На картине изображен царь Иерусалимский Давид, сидящий на престоле, мысли его мрачны, губы шепчут: "Суета сует, все суета". Художник изображает царя одиноким, давно покинутым детьми. Только два верных слуги - телохранителя и секретарь остались с ним. Слуги с пристальным вниманием следят за движением его губ, а секретарь записывает на доске высказывания мудрого царя.
Бесчисленные эскизы Аскназия свидетельствуют о плодовитости художника, о его страстной любви к искусству, к еврейскому народу, которому он был предан всем существом своим.
В эскизах и картинах художник выражал исключительно то, что его занимало, отнюдь не гоняясь за модными темами времени.
Несмотря на то, что Исаак Лейбович часто нуждался, он был в заказах очень разборчив и никогда не брался за работы, которые были ему неприятны или шли вразрез с его убеждениями.
Сами работы он исполнял с редкой добросовестностью: подолгу собирал материалы для картин, работал в музеях и библиотеках, делал бесчисленные этюды, лепил аксессуары.
В частной жизни Аскназий был верующим евреем, соблюдавшим все обряды, и гордился своим еврейством. Еще будучи учеником Академии, он подал прошение в Совет о том, чтобы ему разрешили работать вместо субботы по воскресеньям.
Он был единственным студентом Академии, который по субботам и еврейским праздникам не посещал занятий. В Академии даже осуждали его за чрезмерный интерес к еврейским сюжетам, взятым из Библии, еврейской истории и современной еврейской жизни. Живя за границей, столовался лишь y евреев, во время путешествий питался лишь вегетарианской пищей.
Аскназий участвовал в выставках Академии художеств и Санкт-Петербургского общества художников, в которое вступил незадолго до своей смерти.
Работы художника находятся в музеях Академии художеств, Третьяковской галерее, художественных музеях Харькова и Одессы, Румянцевском музее Москвы, частных галереях Чикаго, Гейдельберга и частных коллекциях.
Материалы взяты из Электронной еврейской
энциклопедии , сайтов
artsait.ru ,
biografija.ru и
jewishencyclopedia.com .