Это цитата сообщения
Парашутов Оригинальное сообщениеВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ (ЧАСТЬ 41 - ТЕМА ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ Н. БОГДАНОВА-БЕЛЬСКОГО)
Эта, на мой взгляд, самая весенняя картина в творчестве художника Богданова-Бельского позволяет сегодняшний материал рубрики «Выставка одной картины» посвятить биографии этого замечательного живописца по двум причинам. Во-первых, картины художника часто встречаются в моих тематических подборках о детях, школе, зиме и т.д., и нет смысла еще раз дублировать их здесь. А во-вторых, на сайте www.bibliotekar.ru я нашел отличную, самую подробную в инете биографию Богданова-Бельского, написанную членом Союза художников России, кавалером ордена Карла Фаберже Анатолием Перевышко для журнала «Петербургский художник».
Поэтому с радостью процитирую ее в Дневнике для вас и себе на память.
Но сначала полюбуемся картиной весеннего паводка.
[показать]
Николай Богданов-Бельский Переправа
Столько в картине солнца и тепла, хорошего настроения и юмора, что картина не ассоциируется с половодьем и нынешними сообщениями СМИ о затопленных селах Урала, Волгоградской области, Ставропольского края и Прибалтики.
Николай Петрович Богданов-Бельский
8 декабря 1868, д. Шопотово, Бельский уезд, Смоленская губерния, Россия —
19 февраля 1945, Берлин, Германия
[показать]
Николай Богданов-Бельский Автопортрет 1915 г.
Русский художник-передвижник.
Николай, внебрачный сын батрачки, родился в деревне Шопотово (в одной из биографий указана другая деревня - Шитики) Смоленской губернии.
При крещении его записали Богдановым, т. е. — богом данным. А Бельским он стал впоследствии, присоединив к фамилии название родного уезда. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости.
Первые два года он проучился в родной деревне. В школе преподавал священник. При его содействии мальчик и попал к С. А. Рачинскому. Это была легендарная личность. Профессор биологии, богатый человек, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят.
Поэтому картина художника «На пороге школы» (или У дверей школы) (1897, Государственный Русский музей) является практически автобиографической.
[показать]
Николай Петрович Богданов-Бельский У дверей школы 1897 г.
Чтобы попасть в эту школу, мальчику пришлось выдержать экзамен. Экзамен для маленького Николя, как его впоследствии будет уважительно называть С. А. Рачинский, состоял в том, что он должен был нарисовать одного из преподавателей школы в профиль. Портрет-рисунок вышел на удивление узнаваемым и его приняли в народную школу С. А. Рачинского в селе Татево.
[показать]
Николай Петрович Богданов-Бельский Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского. 1895 г.
Рачинский стал в жизни мальчика человеком, благодаря которому и состоялась судьба художника. Сам Николай Петрович часто говорил: «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан». Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное чтение в школе» (1895, Государственный Русский музей).
[показать]
Николай Богданов-Бельский Воскресное чтение в сельской школе 1895 г.
«Маленьким мальчиком, — вспоминал художник, — я нарисовал на пробу нашу колокольню, а потом дьячка. Сказали: и дьякон, и колокольня совсем, как настоящие».
Тринадцатилетним, Рачинский отдал Николая в Троице-Сергиеву лавру — монастырь, где была рисовальная школа. В монастыре подросток с увлечением писал иконы, а также с натуры портреты монахов. Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание. Это были большие деньги в то время.
Успехи мальчика были таковы, что заговорили о таланте. В Троице-Сергиевой лавре он пробыл два года. Затем Рачинский определил его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он шел по классу пейзажа, делая большие успехи. За наброски с натуры часто получал первые номера. Учителями у него были славные русские художники: В. Д. Поленов, В. Е. Маковский и И. М. Прянишников.
Подошел момент для написания выпускной (дипломной) картины на звание «классного художника». Пейзаж он любил, но изнутри что-то указывало на другое.
С такими неопределенными чувствами он уезжает в деревню Татево и встречается с Рачинским. Рачинский в разговоре с юношей наталкивает его на тему «Будущий инок». Будущий художник так был увлечен темой, картиной, что перед окончанием работы упал в обморок.
[показать]
Николай Петрович Богданов-Бельский Будущий инок. 1889 г.
Успех у окружающих, детей в народной школе придал огромное воодушевление автору. Приближались дни отъезда в Москву, в Училище, но художник вдруг приуныл. Что же я повезу, думал он, ведь все ждут от меня пейзаж.
Наступил день отъезда. «Будущего инока» погрузили в сани. Прощальный взгляд С. А. Рачинского, вышедшего проводить на крыльцо дома. Лошадь тронула. Последние слова дорогого учителя на прощание: «Счастливый путь, Николя!» Заскрипели сани на морозе и легко понеслись по занесенной снегом дороге… На душе было тяжело от минут расставания с дорогим учителем, и какое-то смущение, горечь жгли сердце. Зачем, куда и что я везу с собой? Его кинуло в жар. А сани мчали в неизвестность неотвратимо. Будущий художник в дороге думал: «Как было бы хорошо, если бы картина погибла, потерялась. Разве не бывает так?» …И картину потеряли. Долго потом извозчик возвращался, все-таки ее нашли и благополучно доставили на место.
Как вспоминал сам художник: «Ну и началась в школе кутерьма!»
«Будущий инок» — работа, которую он представил на звание «классного художника», сверх всяких ожиданий имела огромный успех. Она была одобрена экзаменаторами и куплена с выставки Козьмой Терентьевичем Солдатенковым, крупнейшим собирателем произведений искусства, а затем уступлена им императрице Марии Федоровне. Тут же художнику были заказаны еще два повторения картины.
В январе 1891 года картина была представлена в экспозиции передвижной выставки в Киеве.
После посещения выставки художник М. В. Нестеров в письме своим родным пишет:
«…но Васнецов согласен, что Богданов-Бельский еще долго будет мне солить на выставках своим успехом, но этим смущаться не следует…»
Отныне художник начинает жить на свои средства. В эту пору ему было 19 лет.
В дальнейшем определяющей в творчестве художника станет тема детства.
В 1890 году художник совершает поездку в Константинополь и на Афон.
На Афоне 19-летний Богданов-Бельский встречает 17-летнего Малявина, занимающегося там иконописью.
В 1894 — 1895 гг. Н. П. Богданов-Бельский продолжает учиться живописи в петербургской Академии Художеств у И. Е. Репина.
На деньги, вырученные за картину «Воскресное чтение» (1895, Государственный Русский музей), он едет в Париж, где занимается живописью в студиях Ф. Кормона и Ф. Коларосси.
Затем он работает в Мюнхене и в Италии.
Имя Н. П. Богданова-Бельского в России становится широко известным после написания им картин «Устный счет» (1896, Государственная Третьяковская галерея) и «У дверей школы» (1897, Государственный Русский музей).
Палитра Богданова-Бельского обогащается, усиливается колорит. Несомненно, это происходит после его пребывания и учебы за границей.
Художник пишет пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. Пишет аристократов, знаменитых современников, императора Николая II (1904 — 1908), императрицу Марию Федоровну, великого князя Дмитрия Павловича (1902), князя Ф. Ф. Юсупова (1911), Ф. И. Шаляпина (1916) и других.
Он часто приезжает из родной деревни Татево, где у него была мастерская, в Петербург. Здесь он живет подолгу, исполняя заказы, а затем, заработав средства, возвращается к себе.
«Я так много лет провел в деревне, — говорил художник, — так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин».
[показать]
Николай Богданов-Бельский с персонажами своих картин.
В это время написанные им картины приобретаются с выставок в крупнейшие собрания, в том числе, и в Третьяковскую галерею.
Богданов-Бельский становится участником Товарищества передвижников, участвует в выставках ТПХВ с 1890 по 1918 гг., множестве выставок в России и за рубежом, в Париже (1909), Риме (1911). Его работы воспроизводятся в журналах «Нива», «Художественные сокровища России», «Столица и усадьба».
В 1903 г. Николай Петрович Богданов-Бельский за заслуги на художественном поприще избран в академики живописи. Ему всего 35 лет. В 1914 г., в 46 лет, он становится действительным членом Академии художеств.
[показать]
Н.П.Богданов-Бельский (фото)
После революции 1917 года жизнь художников-реалистов становится труднейшей.
По приглашению своего друга, известного художника Сергея Виноградова, Николай Петрович в 1921 г. переезжает жить в Ригу. С этого времени начинается новый, двадцатилетний период развития его таланта (1921-1941).
В Риге художественным музеем заведует известный художник, ученик А. И. Куинджи, выпускник Академии Художеств — В.-К. Ю. Пурвит. Он помогает Н. П. Богданову-Бельскому организовать персональную выставку в музее (в конце декабря 1921 — январе 1922), на которой представлено 52 произведения, многие из которых приобретается прямо на выставке.
Художник с увлечением работает над циклом картин «Дети Латгалии», пишет пейзажи Латвии.
В 1923 г. проходит его вторая персональная выставка в стенах того же музея. Снова успех. Позже выставки художника в Рижском городском художественном музее пройдут еще в 1936 и 1940 годах.
Богданов-Бельский продолжает активно участвовать в выставках русского изобразительного искусства за границей.
Дважды он выставляется в Париже – в галереях Magelan (1921) и d’Aligan (1931).
На первой советской выставке в Америке - в Нью-Йорке, в Grand Central Palace в 1924 г. художник выставил более десяти своих картин. Как отмечала пресса тех лет, вместе с произведениями И. Грабаря, Б. Кустодиева, М. Нестерова, С. Виноградова, В. Поленова, К. Юона и других известных художников они составили яркое, красочное зрелище русского искусства.
На крупнейшей выставке в Праге в 1928 г. успех русских художников огромен. У Богданова-Бельского было куплено 9 работ, одна из них приобретена Пражской национальной галереей.
В 1929 г. на выставке русской живописи в Копенгагене весь первый зал отведен под произведения Богданова-Бельского. Множество репродукций его картин украшают страницы датской печати.
Зарубежные выставки Н. П. Богданова-Бельского прошли также в Питтсбурге (1925), Амстердаме (1930), Берлине (1930) и Белграде (1930).
Когда в 1928 году художнику исполнилось 60 лет, ему пришло множество поздравительных писем, телеграмм. И. Е. Репин прислал своему ученику из Куоккалы восторженное письмо, он радуется его успехам. В 1936 г. Богданов-Бельский отмечает пятьдесят лет творческой жизни.
В апреле 1941 г. Богданов-Бельский посылает на выставку в Москву картину «Пастушок Прошка» (1939).
Прошку не нашел, а нашел Кондрашку того же года. А может это одна и та же картина?
[показать]
Николай Богданов-Бельский Кондрашка. 1939 г.
Казалось, еще есть силы и возможность работать, но начинается война, годы оккупации. Нет источников вдохновения, и в это время творческие силы покидают художника навсегда. Он заболевает. Необходимо лечение, операция. Жена увозит его в берлинскую клинику. Сделана операция.
19 февраля 1945 года во время бомбежки Н. П. Богданов-Бельский умирает. Похоронен на русском православном кладбище Тегель в Берлине (Виттенштрассе, 37).
[показать]
Могила художника
Источник