Один из самых замечательных замков Италии, в котором мы непременно хотели побывать - это замок Сфорца (Castello Sforzesco). Когда-то он был построен в пригороде Милана, а сейчас оказался в самом сердце города. В этом замке удивительно (всё в моей Италии удивительно и неспроста!) переплелись века и имена, архитектурные стили и замыслы герцогов и королей.
А кроме прочего - именно замок Сфорца был взят за образец при постройке московского Кремля. Кремль строили миланские зодчие - и форма башен и зубцы-ласточкины хвосты - именно из Сфорца. Андрюха не преминул уточнить: замки и стены с квадратными зубцами строились сторонниками Папы, а в форме ласточкиного хвоста - его противниками. Так что, уже приближаясь к замку, можно было понять, с кем придется иметь дело. Ну и про Московию все ясно))
Изначально замок был возведен (XIV век) как резиденция Висконти, затем разрушен восставшим народом, вновь отстроен герцогом Сфорца, был обиталищем Людовика XII, снова пришел в запустение, в начале XVI от удара молнии взорвался пороховой склад в центральной башне. Испанцы встроили замок в центр крепости-звезды, а во дворце устроили солдатские казармы. Позже, во время революционных войн Милан снова захватили французы, которых выбил из города А.В. Суворов. О как! А потом зашел в город Наполеон. Император тоже любил Милан — именно благодаря его желанию короноваться в Дуомо собор наконец обрел фасад. Вечно недовольный народ принес ему петицию, что Кастелло Сфорцеско должен быть разрушен как Бастилия. Но,к счастью, Наполеон не прислушался к гласу народа - и вместо этого разбил перед замком огромную площадь. И пытался построить Триумфальную арку, но тут дела у него пошли плохо - и арку достраивали австрийцы в честь окончания Наполеоновских войн)). И после всех этих захватывающих приключений - к началу XX века замок был "романтически" отреставрирован и поныне находится в тщательно сохраняемом отличном состоянии.
Есть в замке и пергола работы Леонардо, и последняя незаконченная "Пьета Ронданини" Микеланджело, и современный кунст тоже в наличии)). Такая вот длинная получилась у нас история перед походом в Кастелло. Огромный, совершенно реальный замок-крепость в центре города потряс воображение.
[700x393]
В центре четырехугольника располагается площадь Piazza delle Armi. Справа и слева от входа находятся две круглые башни Torrione dei Carmini и Torrione di Santo Spirito.
[700x393]
[700x393]
[700x393]
Чтобы украсить стену, которая смотрела на город, был приглашен венецианский архитектор Антонио Филарето. Именно он и создал в 1452 году центральную башню, расположенную над входными воротами. Нам, как всегда, повезло - башня Филарете (это как раз она была разрушена взрывом пороха и восстановлена только в 1900м) была плотно упакована в строительные леса, скрывающие мраморные барельефы и башенные часы). Зато в начале января щедро бил фонтан, расцвечивая площадь радугами)
[522x700]
[522x700]
[700x393]
Напротив башни Филарета в 1729 г. был установлен памятник известному чешскому святому, Яну Непомуцкому (по итальянски он звучит как Сан Джованни Непомучено). Привет из летошней Праги! Так и не смогла добиться правды -что же делает в Миланском замке тот непомученный Ян))
[522x700]
[522x700]
[522x700]
Каменные ядра на газоне - и негры с дредами и саксофоном на древнем мосту, герб Сфорца над внутренними воротами - и мирно живущий на травке замковый дракон. Современный Милан бьется и шумит вокруг замка. И рядом - молчаливые развалины крепостных бастионов в Парке Семпионе.
[522x700]
[522x700]
[522x700]
[522x700]
[700x393]
[700x393]
[700x393]
[700x393]
[522x700]
Ага, моя следующая мечта - получить грант на съемку фильма о кошках замка Сфорца и пару лет тусоваться под этим флагом в Милане))). эти тропинки протоптаны кошками, а не людьми. Строгая иерархия, четко выраженные главари и лузеры, полосатые братья и холеные папики, разборки и локальные победы. Мы лишний час, вместо фресок Леонардо, восхищенно носились вдоль замкового рва, наблюдая за жизнью кошачьей колонии. Это было ярчайшее впечатление в Милане)))
[700x393]
[700x393]
[700x393]
[700x393]
[522x700]
[700x393]
[700x700]
[522x700]
Ну и скорее для себя, чем для Вас, родные, - наши счастливые морды. Милан необходим для счастья в жизни)))
[522x700]
[522x700]
И на выходе из замка, в парке Семпиона - наполеоновская Триумфальная арка, Арка Мира. Очередной императорский проект — выстроить прямую дорогу на Париж через Симплонский (или Семпионский) перевал — чуть было не привел к сносу замка: автор генплана 1800 года Джованни Антонио Антонини предложил перенести общественную активность горожан в новый центр, который предполагалось возвести вместо Сфорцеско. Этот центр должен был соединяться с Дуомо широким проспектом имени Наполеона, а в сторону метрополии должен был вести проспект Семпьоне (с Триумфальной аркой в начале). Строительство этой арки (а задумывалась она как Триумфальная арка) было начато по указанию Наполеона в 1807 году в честь побед его войск на Аппенинском полуострове. Арка должна была стать одновременно и неформальными 14-ми воротами Милана. Через них император Франции предполагал торжественно въехать в город после завершения строительства арки. Существует мнение, что проем арки ориентирован по оси Париж — Милан и выходит на историческую ось Парижа. В книге «Праздник, который всегда с тобой» Эрнест Хемингуэй прямо высказывает мысль, что Арка мира (он называет её сермионской аркой) находится на одной прямой с Аркой Каррузель и Триумфальной аркой в Париже. Она должна была стать еще одними миланскими воротами, проем которых находился бы на оси Париж - Милан (сейчас эта арка находится в парке Семпионе и именуется Аркой мира, Arca della Pace. Арка роскошно декорирована в неоклассическом стиле. Среди декораций - сцены, которые иллюстрируют или символизируют события, современником и участником которых был Наполеон.
В 1828 году здесь побывал Генрих Гейне, путешествовавший по Италии. Вот что пишет он в своих "Путевых картинах":
"Продолжается постройка знаменитой Триумфальной арки, которая должна была замыкать Семпионскую дорогу. Правда, статуя Наполеона не будет увенчивать арку, как это предполагалось. Но все-таки великий император оставил по себе памятник много лучше и прочнее мраморного, и не один австриец не скроет его от нашего взора. Когда мы, прочие, уже будем срезаны косою времени и развеяны ветром как какие-нибудь былинки, памятник этот все еще будет стоять невредимо; новые поколения возникнут из земли, будут с головокружением взирать снизу вверх на этот памятник и снова лягут в землю; и время, не имея сил разрушить памятник, попытается закутать его в легендарные миланские туманы, и его исполинская история станет, наконец, мифом ...".
[700x466]
[454x604]
[700x521]
[595x446]