
Художники и нацисты
Весной 1933-го в свежесозданном Рейхсминистерстве просвещения и пропаганды заместителем Геббельса по визуальным искусствам был назначен 29-летний Ганс Вейдеман. Выпускник Дюссельдорфской Академии художеств, и член партии с шестнадцати лет. На своём посту Вейдеман разработал план господдержки прогрессивного революционного искусства. Лидерами которого, предложил считать экспрессионистов в диапазоне от Эдварда Мунка (автора знаменитой картины «Крик») до Эмиля Нольде, взорвавших замшелые академические устои.
Геббельсу всё это страшно нравилось, он даже повесил в личной резиденции (отжатой у министра продовольствия) несколько акварелей Нольде. К сожалению, в какой-то момент к Геббельсу на чай заглянул Гитлер — увидел акварельки и закатил страшный скандал. Геббельс ловко перевёл стрелки на Шпеера (типа это тот повесил, когда ремонт делал, а сам я не разбираюсь). А на следующий день вызвал к себе Вейдемана и велел всякий экспрессионизм немедленно прекратить. Вейдеман, будучи человеком принципиальным, упёрся и даже стал доказывать Геббельсу, что у фюрера совсем плохо со вкусом — за что был понижен в должности, и брошен с живописи на кинематограф.
Символистов с экспрессионионистами быстро изъяли из галерей и музеев. Эмиль Нольде, несмотря на свой преклонный возраст и партбилет, попал на выставку «Дегенеративное искусство». После этого, художнику было официально запрещено рисовать, а почти все картины были конфискованы и большей частью уничтожены. Нольде озлобился на нацистов, уединился в своём поместье и до 1945-го тайком рисовал акварельки, закапывая их в огороде. А после войны стал в ГДР главным художником и героем культурного сопротивления нацизму.
С Эдвардом Мунком вышло совсем дико. Он умер в оккупированном немцами Осло, причём последние месяцы жил в постоянном страхе, что к нему домой нагрянут эсэсовцы, всех расстреляют и сожгут картины. А когда он умер, у Геббельса что-то щёлкнуло в голове — он вспомнил, что ему кто-то когда-то говорил, что Мунк классный. Геббельс приказал устроить художнику торжественные похороны. В итоге, домой к покойному таки пришли эсэсовцы, козырнули перепугавшимся родным, накрыли гроб флагом со свастикой, и с почётным эскортом повезли на кладбище.
Источник: panzerzine.com, Speer, Albert “Inside the Third Reich”.