— И ты раскроешь свои тайны?
— У меня нет никаких тайн.
— Так ты ничего не знаешь?
— У меня нет знаний..»
Проведя долгие годы в Крестовом походе в бесплодных поисках Истины, рыцарь Антониус Блок с оруженосцем возвращаются домой. Возвращение разочаровавшегося рыцаря печально: его страна охвачена чумой, на пути лишь опустевшие деревни и всеобщий страх. Размышления его тоже безрадостны: «Жизнь моя прошла в бесплодных поисках, блужданиях, в бессмысленном многословии. То было небытие, да. Я говорю это без горечи и сожаления, так как знаю — большинство людей живёт так же».
На морском берегу рыцарю является Ангел смерти, чтобы забрать его жизнь. Антониус не удивлён такому визиту. Несмотря на безразличие к своей судьбе рыцарь хочет обрести Истину — понять, ради чего он жил, что ждёт его по ту сторону жизни. Антониус предлагает Смерти партию в шахматы — с условием, что пока длится игра, он будет жить.
Перечислять достоинства фильма излишне — он давно стал классикой кинематографа. Отмечу лишь приятное отсутствие всего постороннего в кадре, картину можно было бы даже назвать, в хорошем смысле, минималистичной. Такое мастерство — самыми скупыми средствами, отбросив всё ненужное, включая и цвет, создать целый мир, в который безоговорочно веришь, — это мастерство, похоже, утрачено современными режиссёрами. При просмотре создаётся удивительное ощущение присутствия: как будто смотришь на всё происходящее изнутри — например, спрятавшись в кустах, или притаившись за деревом. Подобное чувство возникло у меня второй раз в жизни. Первый — при просмотре фильма Акиры Куросавы «Три негодяя в скрытой крепости».
Можно смело утверждать, что эта лента прольётся бальзамом на душу взыскательным киноманам, и станет приятным открытием тем, кто увидит фильм впервые.

















