Для получения звука точно воссоздающего инструментальное звучание, которое можно услышать только в концертном зале, громкоговорители должны быть разработаны так, словно они сами по себе являются настоящими музыкальными инструментами. В идеале диффузоры динамиков должны быть сделаны из дерева — того же материала, из которого делаются скрипки, виолончели и другие инструменты. На первый взгляд бредовая мысль. Деревянных динамиков быть не может! Однако именно с этой идеи, двадцать лет назад началась разработка новой акустической системы легендарной компании JVC (Japan Victor Company).
Деревянный диффузор!
Почему бы не сделать из дерева диффузор громкоговорителя? Эта странная идея на самом деле имеет вполне научную и историческую основу. Если изучить, к примеру, устройство скрипки, то выяснится, что принцип её действия (и практически всех современных струнно-смычковых инструментов) имеет много общего с принципом работы динамика. Сами по себе струны скрипки почти не издают звука — чтобы он возник, энергия от вибрирующей струны должна передаться главному корпусу инструмента — так называемому звуковому коробу. А основную часть звука излучают деки скрипки, работая наподобие раструба динамика.
Древесина имеет превосходные резонирующие свойства. Намного лучше бумаги, из которой производят большинство динамиков. А ещё древесина создаёт меньше звуковых искажений, а значит и воспроизводить звук будет намного точнее. И в конструкторском отделе JVC мастера принялись за дело. Проектирование акустических систем чем-то напоминает алхимию. Конечно, без знаний физических законов, математики, и свойств материалов, ничего не выйдет. Компьютерное проектирование может здорово помочь при создании низкочастотных и высокочастотных динамиков. Но на средних частотах, там где находится звук многих инструментов, а главное, человеческого голоса, там компьютер почти бесполезен. Всё приходится делать методом подбора и многочисленных экспериментов. Старые мастера фирмы день за днём подбирали оптимальные соотношения многих факторов. Клеили, собирали, слушали, разбирали и переделывали. И вот, когда цель была близка, выяснилось самое страшное. Тонкий лист строганной древесины невозможно подвергнуть штамповке! Во время штамповки лист может легко треснуть или даже совсем лопнуть. Инженеры перепробовали все технические возможности и способы для решения этой проблемы. Варили дерево, вымачивали его в воде, подвергали воздействию горячего пара. Ничего не помогало. Это был провал.
Один из стариков-инженеров компании JVC заходил после работы в местную закусочную, где ему постоянно подавали блюдо из сушёного кальмара. Однажды он заинтересовался, каким образом «деревянный» сушёный кальмар становится таким мягким? Небольшое расследование помогло ему найти ответ на этот вопрос — кальмар размягчался, если его ночь вымачивали в сакэ. Это была идея! Инженер и его коллеги-исследователи закупили солидное количество первоклассного сакэ, и вскоре обнаружили, что с деревом можно проделать то же, что и с кальмаром! После вымачивания в сакэ листы древесины становились достаточно гибкими, чтобы выдержать штамповку не треснув и не сломавшись.
Дальнейшее тестирование помогло сделать еще одно открытие, берёза — лучший материал для диффузоров. Особенно более плотная часть ядра. Наибольшее внимание пришлось уделить поддержанию температуры и давления во время повторяющегося процесса штамповки, а использование особой термореактивной смолы позволило диффузорам из дерева сохранять свою форму с течением времени. Так был найден нелёгкий процесс производства деревянных динамиков.
Последним штрихом стал материал боксов акустических систем — натуральное вишнёвое дерево. Эти изящные динамики не оглушают грохотом метал-концерта. И «колбаситься» от их басов как на танцполе тоже не выйдет. Зато можно закрыть глаза, и услышать у себя дома настоящий симфонический оркестр, джаз-бэнд, мягкий рок, или роскошный блюз. Ведь японцы потратили столько сил и времени, для того, чтобы мечта меломанов стала чуточку ближе к реальности)).