Наверняка, для жизни важным может оказаться умение выстраивать целеполагание на основе знания себя и своих возможностей. Когда дети начнут самостоятельную жизнь, им потребуется ответить на вопросы: «Где я могу реализовать свои таланты?», «Каковы мои таланты?» и «В какой области социальной жизни мои таланты будут востребованы в полной мере?». Иначе говоря, детям надо помочь разобраться в смысле своей жизни.
Если ребёнок только и слышит: «Повтори, что я тебе сказал», то у него не может сформироваться способность принимать ответственность на себя за те цели, которые он перед собой ставит. Как в системе, основанной на контроле, может в ребёнке сформироваться самоконтроль? Как страх перед ошибкой, который к концу школы уже прошит в теле ребёнка почти на клеточном уровне, научит его творческому поиску, криативности и умению искать собственные пути решения нетривиальных задач?
Также у детей должно быть развито умение грамотно строить коммуникации. Но коммуникация - это не просто навык общения, это еще и умение распознавать людей, и умение встраивать себя в систему взаимоотношений.
Очень часто я слышу о пользе приобретения социальных навыков. Мои собеседники часто полагают, что такие навыки могут быть привиты только в школе. Но если бы именно так обстояло дело, то у выпускников школ не было бы проблем с умением грамотно выстраивать партнёрские отношения.
Если детей не научить различать свои собственные эмоции, то сможет ли он различить эмоции окружающих? А кто научит их осознавать свои чувства, чтобы понять себя, и через это понимание улавливать все тонкости взаимоотношений с людьми?
Когда эмоции из года в год подавляются из-за потребности выжить в системе контроля, оценок и сравнения с другими, то возникает желание уйти из давящей на психику среды в мир игровых технологий, в мир виртуальный. Детей учат самообладанию, а по сути вырабатывают в них стойкий иммунитет против умения чутко реагировать на внешние изменения реальности. Пассивность, отсутствие эмпатии, сострадания, сопереживания - эмоциональная глухота. Именно она не позволяет получать от отношений удовольствие. Отношения с людьми замешаны на страхе быть отвергнутым и подвергнутым критике.
Умеет ли ребёнок слышать потребности своего тела? Знает ли свои возможности выдерживать физическую и психологическую нагрузку? Умеет ли распознавать усталость ещё до наступления того, как он свалится с ног? Владеет ли навыками восстановительных техник? Знает ли свои циклы работоспособности, предусматривающей периоды нагрузки и расслабления? Вам кажется всё перечисленное менее важным, чем знание математики в объеме школьной программы?
А как вы смотрите тогда на такой важный с моей точки зрения навык, как умение преподнести информацию таким образом, чтобы увлечь своей идеей любую аудиторию от членов семьи до рабочего коллектива? Да так увлечь, чтобы у слушателей возникло желание быть участниками предлагаемого процесса.
Нужно ли развивать в детях умение визуализировать любую возможность, для того чтобы эту ментальную картинку воплощать в жизнь?
Нейрофизиологи говорят о том, что мышление формируется постепенно в течение многих десятков лет. А ведь именно мышление позволяет нам не только обрабатывать входящую информацию, но и отвечают за ощущение времени, планирование. С ними связано понимание причинно-следственных связей, чувство ответственности.
Порой, родители пытаются навязать ребенку свой взгляд на мир, а он не может их понять – просто понимать еще нечем. Ребенок — это не маленький взрослый. Многие наши ожидания в отношении детей не учитывают особенностями развития их мозга. Контролируя детей, родители мечтают, например, о том, чтобы у ребёнка была развита внутренняя мотивация. А откуда ей взяться?
Мотивация - это запрос на информацию. Если нет запроса, то и интереса не будет. А значит, не может появиться тяга удовлетворить свою любознательность. Мотивацию губит оценивание ребёнка относительно других персонажей его личной истории. Только сравнение с самим собой разжигает желание действовать в направлении своей мечты. Не следует объяснять ребёнку суть явления, к которому интереса нет. Вначале создайте этот интерес, задавая вопросы, наводящие на поиск ответов. Именно так ваш ребёнок учится в школе?
Стоит ли затрачивать все ресурсы семьи на то, чтобы вложить в их головы информацию, которая с катастрофической скоростью устаревает? Стоит ли заставлять детей исписывать тонны бумаги с единственной целью: отконтролировать их способность эту информацию запомнить? Даже памятью многие дети не могут пользоваться правильно, так как не знают особенностей её функционирования.
Не лучше ли развить в детях такой мыслительный аппарат, с помощью которого они будут самостоятельно выискивать нужную им информацию и выстраивать её в систему знаний? Мышление - это способ познания мира и адаптации к нему. С помощью развитого мышления человек способен самостоятельно ставить перед собой задачи и искать такие решения, которые отвечают его потребностям.
Так чему же следует всё же учить своих детей?
22 февраля 2015
ОБЫЧНАЯ ИСТОРИЯ
Начав обучение своей дочери вне школы, я столкнулась с непониманием. И в этом смысле история моей дочери ничем не отличается от всех прочих историй, когда родители переводят своих детей на СО.
Меня спрашивали: «Зачем? Ваш ребёнок болен и не может посещать школу?». Когда я отвечала, что ребёнок здоров, то мои собеседники тут же переключались на перессказ бесконечных историй об ужасах школы, набивших уже оскомину. Они словно убеждали себя в том, что такой выбор может быть продиктован ещё и возможным уходом от сложностей адаптации к детскому коллективу.
Я рассказывала им, что такая форма обучения лучше раскрывает потенциал ребёнка и значительно экономит время, которое можно потратить на его всестороннее развитие, чтобы помочь ему в дальнейшем осознанно выбрать профессию. Меня не понимали и подозревали в том, что я мать-наседка, у которой просто куча свободного времени. Тут же приводились аргументы против такой жертвы ради детей. Последним аккордом бывало заявление о том, что СО рассчитано на богатеньких, у которых деньги куры не клюют.
Когда у нас началось серьёзное опережение, то возникла другая «песня»: «Такого опережения можно добиться только через насилие». Но так говорили только те, кто непосредственно не взаимодействовал с дочкой. Учителя же видели перед собой счастливого, розовощекого ребенка, контактного и говорливого.
Помню, в 9 классе учительница по математике с удивлением воскликнула: «Лиса до сих пор любит учиться!». Для учителя с 25-летним стажем это было настоящим потрясением. То, что ребенок не просто учится хорошо, а любопытен и ненасытен до знаний, всегда вызывало в учителях недоумение, смешанное с растерянностью. Они не знали, как на это реагировать. Находясь в реалиях школы, они уже смирились с тем, что к пятому-шестому классу дети не любят учиться и в школу ходят для общения. И ориентированы не на знания, а на высокую оценку.
Та же учительница спустя время призналась мне, что изначально была к нам и нашему способу обучения негативно настроена, а сейчас, видя наш опыт и зная о нас не по-наслышке, подумывает всерьёз о том, чтобы ее любимый внук тоже обучался экстерном. При этом добавила, что коллеги её точно не поймут, и она не знает, как к этому отнесется ее окружение.
Страшен только первый шаг к свободе. А затем жизнь выстраивается так, что начинаешь обрастать сочувствующими людьми, которые постепенно становятся последователями смелых начинаний.
Всегда кто-то первый делает ответственный шаг и своим примером начинает увлекать тех, кто недостаточно смел. С такой поддержкой за спиной уже не страшно идти навстречу новым выборам. Появляется дух авантюризма, наполняющий жизнь драйвом открытия таких возможностей, о существовании которых даже и не догадывался.
Такая жизнь создаёт среду, в которой в детях вызревает смелость жить по зову сердца. И такую историю, возможно, тоже когда-то сочтут обычной. Хороший обычай, не правда ли, жить так, как хочешь, и позволять это делать другим?