Научный руководитель МЭСИ, президент Евразийской ассоциации дистанционного образования, профессор Владимир Тихомиров:
«- Общемировая тенденция такова, что специалисты, получившие образование онлайн, более охотно принимаются на работу, чем очники или заочники. Онлайн студент обладает многими интеллектуальными и психологическими особенностями, которыми обычный студент не обладает: во-первых, он отлично пользуется компьютерными системами, что уже само по себе ценно, во-вторых, отличается более высоким уровнем самоорганизации, в-третьих, он максимально мотивирован. Он добывает знания самостоятельно, без няньки-преподавателя, который все разжует, в рот положит, а потом еще проверит, проглотил он эти знания или нет.
- В сегодняшнем понимании качественного образования схема доступа студентов к знаниям должна быть следующей: вчера опубликовано в интернете – сегодня доступно студенту, причем в удобном для него месте и в привычном формате. В практике же вузов временной лаг достигает 8-10 лет – таков цикл от момента публикации знаний до изложения их в учебных материалах. Это даже закреплено в некоторых государственных образовательных стандартах. По отдельным специальностям мы работаем по стандартам, утвержденным в 2000 году. А что такое 15 лет? Судите сами. Цикл смены техники и технологий – три года. Айфоны меняются два раза в год, компьютеры ежегодно, через три года компьютер считается морально устаревшим. То есть, студентам доступны знания с отставанием на два-три поколения техники и технологии.
В этом вопросе в России и за рубежом есть определенные разночтения. У нас, например, почему-то нельзя онлайн обучать юристов. В западной практике таких ограничений нет: учить онлайн можно всему, но есть некоторые специальности, в образовательных программах которых прописана обязательная практика. Среди лидеров дистанционного образования – США, Южная Корея, европейские университеты. Преуспели в этом деле и страны юго-восточной Азии. Общемировая позиция такова: неподготовленные люди не могут делать высокотехнологичные вещи.
- Откровенно говоря, я бы не хотела лечь на операционный стол к хирургу, который обучался онлайн. А Вы?
— А я бы точно не хотел попасть к хирургу, который онлайн не обучался и не умеет работать дистанционно. Вскрывая человеческое тело, в 90 процентах случаев, хирург сталкивается с нештатными ситуациями. В медицинском вузе научить всему невозможно, слишком много врачебных специализаций. Обученный информационным технологиям хирург может зайти в международную медицинскую базу данных, обратиться к зарубежным коллегам, подключить соответствующую аппаратуру, выложить на всеобщее обсуждение данные томографии. Таким образом, он получает более ясную картину, не теряя времени на очные консилиумы. Кроме того, многие операции хирурги руками не проводят. Все шире на практике применяется хирургический робот Да Винчи, лапароскопические технологии… Так на чьей же стороне правда: того, кто требует от хирурга филигранной работы скальпелем или умения применять современные технологии?
- Изменения в науке происходят быстрее, чем в сознании людей. Так каков же Ваш прогноз на будущее Smart Education в России?
— В нашей стране много умных и талантливых людей, способных работать на очень высоком профессиональном уровне, не хуже своих иностранных коллег. В МЭСИ сегодня открылась тридцатая академическая школа, в которой принимают участие более 300 преподавателей и управленцев вузов. Эта школа направлена на дальнейшее развитие проекта «МЭСИ Smart-университет: переход к новой педагогической парадигме, управление академическими знаниями на основе использования метаданных». По нашим прогнозам, к 2022 году будет происходить сильная сегрегация между онлайном и оффлайном. Учебу уже нельзя будет базировать на запоминании, люди станут образовывать себя сами (причем, реально осознавая, какие знания им нужны), онлайн образование в силу своей технологичности однозначно станет массовым и максимально востребованным».
*****
Как видите, уже к 2022 году навыки самообразования будут самыми востребованными. А это значит, что тем, кто их не приобретёт, сложно будет адаптироваться к ВУЗовской образовательной системе. Простой подсчет показывает, что выпускник 2022 года на сегодняшний день учится в начальной школе. Учит ли школа добывать знания самостоятельно, планировать своё учебное время, расставлять приоритеты, цели, искать источники самомотивации к поиску новой информации? Успеет ли школа перестроится за столь краткие сроки, чтобы выпустить из своих стен людей, способных соответствовать веку нынешнему?
(c) Любовь Сгонник
http://m.ria.ru/abitura_rus/20150203/1045531956.html
Тихомиров: выпускники онлайн вузов нарасхват во всем..
© Fotolia/ Africa Studio Накануне открытия 15-ой научно-практической конференции «Новые информационные..