ХВАЛИТЬ ИЛИ НЕ ХВАЛИТЬ?
Что происходит в этом мире, где столько много счастливых детей и столько несчастных взрослых? Даже если дети плачут, они открыты к переживанию радости при первой же возможности. Жизнь тяжела только для выросших детей. Те, кто ещё не выросли, не знают о страхах, пока им о них не расскажут взрослые, пока не предадут их жажду быть защищенными от всех бед и быть принятыми этим миром такими, какими они шли на встречу с нами.
Доброе слово, поддержка и понимание... Не этого ли мы ждем от жизни, даже став взрослыми? Не знаю, как вам, а мне так не хватало этого в детстве. Нет, конечно, эпизодически мне казалось, что мир не совсем уж и плох. Но радоваться себе меня не учили. Меня учили радовать взрослых. А потому я долгое время не имела адекватного понимания своих достоинств и недостатков. Отсюда брало своё начало неумение принимать комплименты и похвалу в свой адрес. В итоге не была сформирована здоровая самооценка, к которой пришлось идти, продираясь через сомнения.
Как сложно относиться к своему ребёнку безоценочно и хвалить его без страха испортить его... В очередной раз мне сегодня поведали об этом родительском страхе. Говорить о своих чувствах так чудовищно сложно. «Я горжусь тобой», «Я доволен тобой» вместо «Я радуюсь тому, что ты у меня есть».
Где та тонкая грань, которая пролегает между желанием поощрить ребёнка на поведение, которым мы могли бы гордиться и тем, чтобы поведать ребёнку о простой радости быть этому ребёнку родителем? Хвалить, манипулируя, и хвалить, сообщая радость общности... Для чего мы хвалим? И всегда ли делаем это осознанно?