Ребёнок растёт и познаёт предметный мир. Он отвечает на вопросы «КТО?» и «ЧТО?». Затем этот предметный мир оживает, наполняясь действиями: «ЧТО ДЕЛАЕТ?». Постепенно начинают проступать очертания предметной описательности и ребёнок замечает «КАКОЙ» это предмет или «КАКОЕ» это явление. Он вдруг обнаруживает, что предметы и явления имеют временную структуру. Возникают вопросы «ГДЕ?» и «КОГДА?».
И, наконец, ребёнок способен осознать взаимосвязь предметов и явлений, отвечая себе на вопрос «ПОЧЕМУ?». Так, постепенно он восходит к пониманию не только причинно-следственных связей, наполняющих этот новый, волшебный для него мир, но и постигает вопрос целеполагания. «ЗАЧЕМ?» я или кто-то иной совершает то или иное действие. Он способен отдавать себе отчёт, с какой целью совершает то или иное действие.
Это и есть своеобразная лестница к постижению себя. Это путь осмысления того, что за каждым действием скрывается некий смысл. Что бы не совершала моя дочка, я всегда спрашивала ее: «С какой целью ты это делаешь?». Действие, лишенное смысла, не достойно того, чтобы тратить на него силы и время. Вот что ребёнок открывает для себя прежде, чем научится планировать свои действия во времени и пространстве. Только после этого ребёнок приступает к реальному планированию своей деятельности. И этот период совпадает с его готовностью целенаправленно обучаться и постигать знания, имеющие для него глубокий смысл.
Если вам удастся провести своего ребёнка по ступеням восхождения к вершинам такого знания, то вам не придётся уповать на контроль, чтобы приструнить его бессмысленную деятельность, чтобы вогнать ее в русло своего понимания смыслов. Ребёнок будет вооружён на всю свою оставшуюся жизнь умением ставить цели и легко их достигать. Вы наполните паруса его корабля попутным ветром. И это будет корабль, плывущий к солнечным берегам его мечты.
Кстати…
Если ребёнка не провести к пониманию смысла, то о планировании и внутренней мотивации к подростковому возрасту даже не приходится говорить. В этом случае, вырастая, ребёнок не может организовать хаос каждодневности, живет беспорядочно, хватаясь за всё, что всплывает в его воображении как сиюминутные желания. Он становится ведом теми, кто его вовлекает в процессы. Он не хозяин своей судьбы, он не может определить свои цели. И даже если он их определяет, то не способен их достичь, так как легко сбивается с курса.
Случается, что ко мне приходят родители подростка и говорят: «Помогите. Моему ребёнку ничего не интересно. Он не может себя организовать». Его организуют, им управляют, им манипулируют.
К записи: https://vk.com/homeschooling2014?w=wall-73194091_1858
«Целеполагание».
19 сентября 2014
СО предлагает нам отказаться от школьной системы, которая изжила себя. Подчеркну, отказаться от школьной системы, а не от образования, получения знаний, умений и навыков. Наша задача — найти настоящее увлечение ребенка и следовать за ним, наращивать вокруг него необходимые знания. Дело в том, что каждый человек рождается любопытным и пытливым созданием. Ни у кого не возникает сомнений в том, что младенец научится ползать. Придется приложить немало усилий, чтобы он не пополз. Но когда речь заходит о получении другого рода знаний о мире, расширении кругозора, все вдруг вспоминают о том, что дети — ленивые создания, их обязательно нужно заставлять что-то делать....