Память позволяет человеку не только воспринимать новую информацию, но ещё и удерживать её в сознании, перерабатывая её, то есть соединять вновь поступившие сведения с теми, которые уже усвоены мозгом.
Память новорожденного способна удерживать разрозненные факты о мире в виде образов. Потом эти образы ребёнок связывает с теми словами, которыми взрослые обозначают их. Так, сначала целостный мир распадается на части, а затем начинает выстраиваться в некую структуру. Непроизвольное запоминание со временем превращается в произвольное. Ребёнок учится активно и осознанно использовать для запоминания различные мнемонические приёмы, если его этому обучить.
У детей до определённого момента хорошо развита, так называемая, механическая память, с помощью которой информация хранится непродолжительное время и не подвергается осмыслению. Такую память еще называют кратковременной. Она удерживает информацию не дольше 20 секунд. Это связано и с особенностями развития мышления. До того, как у ребёнка окончательно сформируется логическое мышление, он не способен выстраивать устойчивые смысловые цепочки, то есть закреплять новое в долговременной памяти. При слабом ассоциативном мышлении, при запоминании ребёнку сложно использовать приёмы запоминания, построенного на ассоциациях.
Существует ещё и оперативная память, которая отвечает за удержание информации на определённый срок, необходимый для выполнение каких-либо действий. Например, для решения задачи или пересказа сразу же после прочтения текста. Эта память занимает промежуточное положение между кратковременной памятью и долговременной. Если этот вид памяти развит недостаточно, то ребёнок усваивает и удерживает в памяти незначительный по объему кусок информации.
Об особенностях работы памяти с точки зрения физиологии мозга я рассказывала на своём бесплатном вебинаре https://vk.com/homeschooling2014?w=wall-73194091_3350 и, пожалуй, воздержусь от повторений. Кроме того, я подробно рассказываю о диагностики памяти и путях устранения моментов её недоразвития на своих платных вебинарах: https://vk.com/away.php?to=http://sgonniklp.ru/&p..
Тем же, кто решит справиться самостоятельно с задачей развития памяти, рекомендую обратить внимание на этот вопрос, так как вовремя не устраненная проблема, приведёт к нарушению работы памяти и снизит успеваемость вашего ребёнка.
А это ссылки на мои статьи, рассказывающие о взаимосвязи памяти и мышления:https://vk.com/homeschooling2014?w=wall-73194091_2395.
https://vk.com/homeschooling2014?w=wall-73194091_557
Возможно, они вам тоже будут полезны.
20 января 2015