Из подслушанного на детской площадке:
Мамочки сидят на скамейке и оживлённо беседуют. Вдруг одна из них кричит:
— Всё, Маша, пойдём домой!
— Мам, я что, проголодалась?
— Нет, Маша, ты замерзла!
Удивительно было наблюдать за девочкой лет пяти-шести, которая безропотно подчинилась матери, бросив на полпути игру с подружками. Интересно, она умеет распознавать в себе наличие голода или своё самочувствие без опоры на материнское руководство? Интересно, мама отдаёт себе отчёт в том, что, поступая так, формирует в ребёнке инфантилизм?
Другая мама, встрепенувшись, вдруг выдаёт:
— Петя, фу! Брось палку!
Ребёнок никак не реагирует. Мать, видя непослушание, которое выводит её из умиротворённого состояния беседы:
— Петя! Брось палку, кому говорю! Встань! Ко мне! Быстро!
Примерно такие команды я отдаю своей собаке Аделе)))
Замечаю, что маме мальчика стыдно за такое непослушание сына, что тут же подтверждается её сообщением с извиняющимися нотками:
— Не понимаю, что на него нашло! Обычно он у меня такой послушный мальчик, как ваша Маша.
Моя собака тоже очень послушная, потому что дрессированная. Для собаки, живущей в большом городе, это немаловажный фактор. К тому же, очень удобно жить с послушной собакой: она не раздражает своей навязчивостью и безопасна для окружающих. Интересно, дрессировала бы я собаку, если понимала, что ей однажды надо будет жить самостоятельно, без меня?
Интересно, понимает ли мама мальчика, что, применяя к сыну принципы дрессуры, ей надо надеяться только на то, что в жизни у сына будут лояльные «хозяева», не наносящие ему ещё больший вред?