• Авторизация


Школа 30-04-2012 23:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Когда говорят об образовании, забывают ее главный аспект - формирование ЧЕЛОВЕКА ОТВЕТСТВЕННОГО. Современное общество больно безответственностью: государство и семья перекладывают ответственность на школу, школа перекладывает ответственность на семью. Круговая порука безответственности не может воспитать в ребенке ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за свою жизнь. Для того, чтобы понять причину безответственности, необходимо проанализировать процессы формирования безответственности и ответственности. Как сформировать поколение людей ОТВЕТСТВЕННЫХ, которое обеспечило бы формирование иного, ОТВЕТСТВЕННОГО, общества? Но вначале нужно дать определение ЧЕЛОВЕКУ ОТВЕТСТВЕННОМУ.

Зрелого, разумного, ОТВЕТСТВЕННОГО человека отличает забота о ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСАХ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за действия, ведущие к их удовлетворению, ОТКАЗ ОТ ИХ ПРЕДАТЕЛЬСТВА под влиянием слепой прихоти, настроения, импульса или кратковременных эмоций, БЕСКОМПРОМИССНАЯ ВЕРА в свои суждения, убеждения и ценности. Воспитание такого человека является серьезным МОРАЛЬНЫМ ДОСТИЖЕНИЕМ семьи.

Задумаемся, в интересах кого формирует школа в детях систему суждений, убеждений и ценностей? В интересах самой личности? Или в интересах общества (совокупности людей)?

Служение обществу, другим людям (АЛЬТРУИЗМ), а не преданность своим собственным целям и идеалам (РАЦИОНАЛИЗМ), не может формировать личную ответственность за свою судьбу. Альтруистические идеалы создают систему ценностей, которая заставляет думать, что человек должен жить ради других людей и посвящать свою жизнь этому служению, но человек не способен действовать против достижения собственного счастья в долгосрочной перспективе. Отсюда перекладывание своей ответственности на других людей.

РАЗУМНЫЙ ЧЕЛОВЕК (ответственный) должен знать, что общество автоматически не обеспечит ему успех без усилий с его стороны, что надо приложить определенные собственные усилия, что жизнь и усилия других людей ему не принадлежат и совсем не обязательно совпадают с его желаниями. Таким образом, человек разумный никогда не стремится к целям, которых можно достичь за счет чужих усилий.

Наше общество продолжает жить идеалами альтруизма, сформированными советской идеологией, которая призывала граждан пожертвовать своими личными интересами ради общественных. Свободное общество строится на рационализме разумного человека, который не стремится исполнить желание или достичь цели, которых не способен достичь собственными силами. Он обменивает ценность на ценность. Он никогда не ищет и не жаждет незаслуженного. Если он берется за достижение цели, которая требует сотрудничества многих людей, он рассчитывает только на собственную силу убеждения и их добровольное согласие, которые являются основой общности свободных людей.

Если родители ОБРАЗОВАНИЕ рассматривают как ЦЕННОСТЬ, то они, и только они, ответственны передать эту ценность своему ребенку, научить его быть преданным этой ценности через личную ответственность и пример. Эта первоначальная ответственность родителей передается детям через образ жизни всей семьи, живущей целеустремленно. Ответственный родитель не будет ждать от государства обеспечения условий, способствующих успешному осуществлению этих целей (законов, реформ). Время скоротечно. И жизнь наших детей и их образование неразумно перепоручать структурам, которые далеки от наших личных целей. Если кто-то перепоручает своего ребенка заботам государства (детский садик, школа), то определенно ему не стоит рассчитывать на то, что СИСТЕМА позаботится о формировании, укреплении и развитии ЦЕННОСТЕЙ его семьи.

Под стремлением передать государству свои родительские обязанности скрывается мнимое право требовать от государства КАЧЕСТВЕННОГО выполнения этих обязанностей. Так живут только люди, не имеющие своей шкалы ценностей. Невозможно научить тому, чего сам не умеешь. Как, впрочем, и не возможно передать детям то, чего сам не имеешь (ценности, цели). Вот тут-то и рождаются иждивенцы: «Государство обязано обеспечить нашему ребенку …» - далее следует перечень требований, которые по сути являются ценностями, которыми семья не руководствуется в своей частной жизни. Государство, может быть, и радо обеспечить таким людям ценности, которые они требуют к исполнению. Но, если семья проповедует ценности, не подкрепленные их семейным укладом, ребенок вынужден жить среди противоречий.

Таким образом, альтруизм требует от людей самопожертвования ради общества, но на деле формирует мировоззрение человека, перекладывающего ответственность с себя на государство и требующего от него обеспечение своих ценностей. Лицемерно требовать от других людей обеспечения своего собственного счастья. Дети очень рано (с класса 5-го) начинают распознавать несостоятельность такого мировоззрения: они ежедневно видят, что от них требуется то, что не является сутью жизни родителей и общества в целом. Взрослые говорят о ценности образования, но не готовы эту ценность демонстрировать сами и помогать ИМ ею овладевать. Взрослые говорят об ответственности, но чаще сваливают свою собственную родительскую ответственность на государство: успешность своего ребенка делегируют школе.

Дети видят, что взрослые не испытывают радость от своей деятельности, и, поэтому, отвергают ИХ образ жизни. Человек в обществе альтруистической морали свою жизнь привыкает ощущать как жертву: он жертвует своими личными интересами ради семьи, детей, общественных интересов. А в ответ ждет одобрения и стабильного жизнеобеспечения со стороны тех, кому эта жертва была преподнесена. Если постоянно находится в состоянии "ожидания" и "потребления" одобрения снаружи, сбрасывая с себя ответственность за свой внутренний мир и пространство жизни, то создаются предпосылки для боли, чувства несправедливости и разочарования. Родители-иждивенцы не могут научить своих детей самоуважению, потому что ждут уважения от общества, которое в ответе за их жизни.

Если ребенок живет среди взрослых, которые не перекладывают ответственность ни на кого, которые рациональны в своих действиях, выборе ЦЕННОСТЕЙ и ЦЕЛЕЙ, которые свои неудачи воспринимают не как невыполнение кем-то взятых на себя их личных обязательств, а как бесценный личный опыт взаимодействия с миром, то ребенок учится быть эффективным. А через успех, за которым стоят собственные усилия, приходит удовольствие как награда. Через повторяющийся опыт удовольствия от деятельности ребенок начинает ощущать ценность самой жизни, ощущение того, что качество жизни зависит от приложенных усилий на пути достижения важных для него целей.

Итак, мы видим, что ценности альтруизма и рационализма находятся в противоречии: если семья придерживается принципов личной ответственности, а в школе навязываются идеи служения, то ценности семьи могут быть разрушены под давлением социума. Бескомпромиссной веры в собственные идеалы можно достичь к определенному этапу зрелости личности, поэтому так важно, на мой взгляд, вначале эти ценности сформировать, укрепить, а уж только после этого подвергать их проверке на прочность. Приверженность таким взглядам на жизнь определила мое решение взять на свою ответственность обучение и воспитание своих детей В СЕМЬЕ.

Самообразование дает моей семье и моим детям ощущение контроля над существованием - чувство собственной значимости, которое превращает в удовольствие любую осмысленную деятельность. Учеба подчинена цели, которая является желанной, а потому процесс обучения лишен скуки и гораздо эффективен, чем деятельность через долженствование.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
26-02-2016-16:14 удалить
Мы учимся в Образовательном центре "Радуга знаний" в 5 или 8 классе, по обстоятельствам на семейном обучении. Обязательные предметы это математика и русский. Стоимость 4400, все остальные предметы проставляют автоматом и бесплатно. Присутствие ребенка только в 9 классе, а до этого все контрольные и аттестации проходим дома


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Школа | Кузюша - Дневник Кузюша | Лента друзей Кузюша / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»