Механизмы управления
26-03-2012 02:34
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
(Американский лингвист, политический публицист и теоретик. Институтский
профессор лингвистики Массачусетского технологического института, автор
классификации формальных языков, называемой иерархией Хомского.)
Отвлечение внимания
Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от
важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими
кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства
малозначительными сообщениями. Прием отвлечения внимания весьма существенен
для того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области
науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики.
«Постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем,
переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы
граждане постоянно были чем-то заняты и у них не оставалось времени на
размышления; с поля – в загон, как и все прочие животные (цитата из книги
«Тихое оружие для спокойных войн»).
Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения
Данный метод также называется «проблема-реакция-решение». Создается проблема,
некая «ситуация», рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию среди
населения с тем, чтобы оно само потребовало принятия мер, которые необходимы
правящим кругам. Например, допустить раскручивание спирали насилия в городах
или организовать кровавые теракты для того, чтобы граждане потребовали
принятия законов об усилении мер безопасности и проведения политики,
ущемляющей гражданские свободы.
Или: вызвать экономический кризис, чтобы заставить принять как необходимое зло
нарушение социальных прав и сворачивание работы городских служб.
Способ постепенного применения
Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее
постепенно, день за днем, год за годом. Именно таким образом были навязаны
принципиально новые социально-экономические условия (неолиберализм) в 80-х и
90-х годах прошлого века.
Сведение к минимуму функций государства, приватизация, неуверенность,
нестабильность, массовая безработица, заработная плата, которая уже не
обеспечивает достойную жизнь. Если бы все это произошло одновременно, то
наверняка привело бы к революции.
Отсрочка исполнения
Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы
представить его в качестве «болезненного и необходимого» и добиться в данный
момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще
согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.
Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому, что
народ в массе своей всегда склонен лелеять наивные надежды на то, что «завтра
все изменится к лучшему» и что тех жертв, которых от него требуют, удастся
избежать. Это предоставляет гражданам больше времени для того, чтобы
свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно принять их, когда наступит время.
Обращаться к народу как к малым детям
В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику,
используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о
детях школьного возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных
индивидуумах.
Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей
степени он старается использовать инфантильные речевые обороты. Почему? «Если
кто-то обращается к человеку так, как будто ему 12 или меньше лет, то в силу
внушаемости, в ответ или реакции этого человека, с определенной степенью
вероятности, также будет отсутствовать критическая оценка, что характерно для
детей в возрасте 12 или менее лет.
Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления
Воздействие на эмоции представляет из себя классический прием, направленный на
то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге и
вообще к способности критического осмысления происходящего. С другой стороны,
использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное
для того, чтобы внедрять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждения
или устойчивые модели поведения…
Держать людей в невежестве, культивируя посредственность
Добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы,
используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле. «Качество
образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как
можно более скудным и посредственным с тем, чтобы невежество, отделяющее
низшие общественные классы от высших, оставалось на уровне, который не смогут
преодолеть низшие классы.
Побуждать граждан восторгаться посредственностью
Внедрять в население мысль о том, что модно быть тупым, пошлым и
невоспитанным…
Усиливать чувство собственной вины
Заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных
несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных возможностей,
способностей или прилагаемых усилий. В результате, вместо того, чтобы восстать
против экономической системы, человек начинает заниматься самоуничижением,
обвиняя во всем самого себя, что вызывает подавленное состояние, приводящее, в
числе прочего, к бездействию. А без действия ни о какой революции и речи быть
не может!
Знать о людях больше, чем они сами о себе знают
В течение последних 50 лет успехи в развитии науки привели к образованию все
увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и сведениями, которыми
обладают и пользуются господствующие классы.
Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, «система» получила
в свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области физиологии, так
и психики. Системе удалось узнать об обычном человеке больше, чем он сам о
себе знает. Это означает, что в большинстве случаев система обладает большей
властью и в большей степени управляет людьми, чем они
сами.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote