Сегодня то самое, 14 ИЮЛЯ, - и стоит вспомнить, что весь французский народ, все прогрессивное человечество, - как раньше писали в советских газетах, - пышно и широко отмечает самый знаменательный национальный праздник Франции - тот самый, уже юбилейный, случившийся 220 лет назад в зловещую летнюю ночь с 13-го числа, штурм Бастилии , - огромной, как замок, крепости, где кардинал Ришелье устроил Парижскую городскую каталажку, - говорят, по советской классификации - строгого режима.
Как выяснилось в момент освобождения, король-деспот "томил в застенках" всего-то ...то ли 5, то ли 7 человек (sic!), включая и обслуживающий персонал - заспанную кухарку и седого сторожа-инвалида, которых штурмовики в миг лишили постоянного места работы ...
Успех эдакого "штурма" настолько вдохновил французов, что все переросло в вооруженный путч 1789 года, а иными словами - в Великую Французскую Революцию... В память об истории о том, как пьяные смельчаки отобрали у беспомощного сторожа-инвалида ключи от тюремных камер (читай - героического штурма крепости), с 1880 года день 14 июля стал официальным праздником страны.
Бастилию давно разобрали на кирпичи (каждый из которых примерно метр на два) и, хотя в Париже и в ближайших окрестностях еще в достатке пенитенциарных заведений (популярностью пользуется городская тюрьма Санте, в переводе - здоровье:-), нынешняя прогрессивно пьяная парижская молодежь не рискнула ушедшей ночью освободить по традиции всех томящихся там узников, деликатно ограничившись, опять же по традиции, поджогом десятка-другого традиционно застрахованных автомобилей. (Счастливые владельцы украдкой радостно перекрестились, - наконец-то и им выпал уникальный шанс купить себе новое авто...:-)
Сегодняшние Парижские газеты отмечают, что нынешний харизматично-симпатичный президент Республики Николя Саркози (porter l'accent во французской речи всегда на последний слог), бывший Ministère de l'Intérieur, (читай - глава МВД), в то министерское время не был сторонником "жевания соплей и ковыряния в носу", и всегда выступал с требованиями жестких ответов на выступления бунтовщиков, не взирая на их изможденные алкоголем лица.
Мысль эта не нова - но по странной традиции, она - в недавнем частая гостья великих умов, навсегда покидает их обладателей, когда Оне "идут на повышение"...
Так сотни раз было и в Истории - напомним, что в ту дурную ночь с 13-го несчастному "деспоту" Луи XVI и в голову даже не могло прийти направить до зубов вооруженные регулярные войска
против своего же народа!...
Та "проклятая интеллигентная мягкость" смущенного Луи не позволила ему тихо и спокойно, в урочный час, отойти в прекрасный из миров, лежа в удобной королевской кровати - как известно, нашлись желающие помочь королю ускорить это печальное событие. Да и не ему одному за компанию ...
Король Франции Луи XVI
Юный друг, всегда будь смелым!, - напевно призывала мудрая черепаха Тортилла. Её призывам всю жизнь внимал в ту ночь еще юный курсант Наполеоно Буонопарте, который, наблюдая те исторически-драматические пейзажи, презрительно восклицал о перепуганном "деспоте": "Какой же олух! У него же были пушки!...Надо было картечью!!!.. Картечью рассеять пятьсот-шестьсот этих canaille, - остальные бы разбежались!..", - как сто раз пересказывал с телеэкранов великий русский l'Artiste Эдвард Радзинский. Канальи, сброд - это он так тогда о Революционном Народе, - усмехался гениальный Чтец.
Ниже - курсант Наполеоно Буонопарте. Редкое изображение будущего Императора Франции Наполеона I в гражданском (sic!), без орденов и головных уборов известного образца. Фото всегда дышащего счастьем Э.Радзинского не привожу, его и так любой знает, телепропаганда мне неоценимо помогла.
Заметим, что и в те минуты роковые, и в наши благословенны дни, социальный состав бунтовщиков во всех странах и на всех континентах всегда отличался заметной стабильностью, - примеров тому у Истории масса...
Стоит заметить также, что ту самую мысль о картечи Радзинский вычитал вовсе не у Наполеона, как многим покажется, а в крупном, с пол-кулака толщиной, исследовании "Наполеон" руки историка Евгения Викторовича Тарле, (не француз, porter l'accent на первый лог), который ее и раскопал в пыльных Парижских архивах.
По секрету шепну, что всего в двух шагах от Национального Архива Республики находится архи-замечательный и уникальный музей истории Парижа, расположенный в Hôtel Carnavalet - его так и называют, музей Карнавале. Там тому путчу посвящена добрая половина экспозиции. Пресытившимся луврскими жиличками Моною и Никою туристам настоятельно советую:-). А пока не собрались - наслаждайтесь картинками!
Примечательно, что "науки лучшие умы" многие годы безуспешно бились и бьются по сии дни над неразрешимой Бастильской загадкой: ну почему же тот путч начался именно с той крепости, расположенной далеко на выселках, а не с королевского дворца, стоящего в центре??? Что так манило революционный народ к этим застенкам?? Ну, это никакой и не секрет, - объясняли коммунисты всему миру, революционный народ-де покорял символ Монархической Тирании, и прочая, прочая...
Да, согласимся мы - никакой это и не секрет вовсе... Это - ТАЙНА! Разгадку сообщу позже, предоставив и вам шанс снискать себе лавры Гения, изложив свою версию в комментариях...:-)
Ниже на картинке - макет крепости Бастиль, вырезанный из того самого кирпича рукой Палуа, бывшего месье, ставшего в революционны дни гражданином (читай - товарищем). Палуа настолько успешно торговал тогда этими символами тирании, что его примеру последовали и немцы, до сих пор торгуя руинами Берлинской стены. Подозреваю, по сей день продано уже столько, что если сложить те бетонные осколки, то образуется стена, соперничащая с Великой Китайской.
Но не все руины успел перерезать на макеты работящий тов. Палуа - остальные бастильские булыги тоже даром не пропали: рачительные парижане активно использовали их в городском мостостроении, в частности, при перестройке ...Королевского моста, ныне моста Согласия, у одноименной площади.
На том самом месте, где стояла в Париже та грозная с виду крепость, не оставили ни рожек, ни ножек, - трудолюбиво разровняли все так, что образовалась целая площадь, над названием которой place de la Bastille долго не трудились, равно как и над видом самой площади.
Лишь спустя сто лет с тех революционных пор, опомнившиеся потомки разыскали в архивах чертежи былой каталажки, и вывесили на фасад одного из домов, которые сейчас окружают площадь, мраморную табличку с обозначением тюремного периметра. Чуть позднее позаботилсь и о тех, кто не задирает голову на фасады, а ходит, внимательно смотря себе под ноги: для них выложили контур крепости красными гранитными камнями прямо по земле. Мудрую мысль еще позднее скопировали и внимательные немцы, таким же манером отметив у себя расположение Берлинской стены. Но, как пишут в скучных романах, - это уже другая история...:-)
Те самые, старые тюремные чертежи... Найдите 10 отличий:-)
В продолжение нашей Парижской темы, напомню всем, внимательно следящим за моими Заметками, что тот самый, тщеславный Миттерран, безжалостно снес Бастильский вокзал и, с помощью канадского архитектора латиноамериканского происхождения Карлоса Отто, выстроил к 1989 году на площади Бастиль Оперу, поставив тем самым не точку, а восклицательный знак в 200-летнем прославлении народных идей: вдохновленный известной фразой революционера по кличьке Ленин, Миттерран был убежден, что и оперное искусство должно быть доступно массам. Театр тот с гигантским числом посадочных мест, и скорее похож на стадион, но зато билет туда - всего 15 €. Желающим грамотно вложиться - сайт http://www.operadeparis.fr/
На снимке - Опера-стадион. На арене - Любовь к трем апельсинам! Перед rendez-vous с искусством рекомендую исцелится от насморка и кашля и внимательно следить за диетой - акустика в зале воистину изумительнейшая!
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ !!!
Читайте и комментируйте и другие НЕСКУЧНЫЕ ЗАМЕТКИ™ о МОЕМ ПАРИЖЕ:
Все права защищены © myparis 2009-2011 Tous droits réservés