Автор: Наталья Дикова
Схема и «девиз» |
Описание схемы |
Типичные способы справиться со схемой (копинги) |
||
|
Капитуляция |
Избегание |
Сверхкомпенсация |
|
Потребность в надежной привязанности (включая безопасность, понимание, принятие, руководство)
|
||||
1.Брошенность/ Покинутость
«Пожалуйста, не покидай меня!»
|
Люди со схемой Брошенности уверены, что отношения с другими ненадежны и нестабильны. В любой момент может что-то произойти и их покинут. По множеству разных причин: от внезапной смерти близкого человека до встречи с кем-то другим, более достойным. |
Выбирает недоступных или непредсказуемых партнеров и значимых других.
|
1. Избегает близких отношений из-за страха быть покинутым. 2. Покидает сам, чтобы избежать покидания. 3.Отстраняется в ответ на минимальное отвержение/расставание. |
1. Постоянно контролирует близких. 2. Все время на связи с близкими. 3. Гнев и ревность в ответ на минимальное отвержение/расставание. |
2. Недоверие
«Ты опасен для меня» |
Убеждены, что любые (не только близкие) отношения опасны. Если людям позволить, они будут использовать, манипулировать, пренебрегать, унижать.
|
1.Выбирает ненадежных партнеров и значимых других.
2.Постоянно чрезмерно насторожен и подозрителен по отношению к другим |
1. Избегает тесного взаимодействия с другими в личной жизни и в бизнесе; 2. Никогда не раскрывается. |
1.Плохо обращается или использует других.
|
3. Эмоциональная депривация «Мне нужна любовь, но я не могу ее получить»
|
Люди со схемой Эмоциональной депривации чувствуют, что между ними и другими «стена», им трудно почувствовать контакт и близость. Объяснение «стены» может быть разным для разных людей. От «иначе не бывает, о чем вы вообще говорите», до «мне так много нужно, что другие не могу понять, принять и разделить со мной мою потребность в тепле, заботе и поддержке». |
Выбирает холодных, отстраненных партнеров и значимых других;
2. Влюбляется «на расстоянии». |
Избегает близких эмоциональных отношений |
1. В отрыве от реальности требует, чтобы другие удовлетворяли все его/ее потребности, 2. влюбляется, быстро остывает, чувствуя, что ему «недостаточно». |
4. Социальная изоляция/ отчуждение
«Я отдельно». |
Постоянно чувствуют себя изолированными, уверены, что совершенно не похожи на других. Нигде не чувствуют себя по-настоящему своими и часто уверены, что для них найти «свою стаю» невозможно, что ее просто не существует. |
Становится членом группы, но держится особняком; |
Избегает социализации; большую часть времени проводит один |
Притворяется «своим», но чувствует свое отличие и отчужденность |
5. Дефективность
Я «бракованный». |
Люди со схемой Дефектности чувствуют, что с ними что-то не так и это невозможно изменить, только спрятать. Они уверены, что если другие узнают, какие они «на самом деле», то обязательно отвергнут их. Часто застенчивы, очень уязвимы к критике и отвержению. Одна из наиболее отрицаемых схем.
|
1.Выбирает критикующих партнеров и значимых других,
2. Унижает сам себя. |
1. Избегает делиться мыслями и чувствами.
2. Отказывается от спонтанности, тщательно контролирует свое поведение.
3. Не вступает в близкие отношения.
4. Часто меняет партнеров, друзей, круги общения. |
1. Осуждает или ведет себя свысока по отношению к другим;
2. Стремится выглядеть «идеальным», чрезвычайно озабочен своим внешним видом.
3. Стремиться действовать, чувствовать и думать «правильно». |
Потребность в автономии, компетентности и чувстве идентичности |
||||
6. Зависимость «Я ничего не могу сам по себе» |
Убеждены в своей неспособности самостоятельно справляться с обычной жизнью, чувствуют свою беспомощность перед лицом повседневных проблем. |
1.Постоянно просит о помощи; 2. Проверяет решения с другими, нерешителен, 3. Выбирает гиперопекающих партнеров, которые все делают для него/ для нее |
1. Откладывает решения.
2. Избегает действовать самостоятельно брать на себя обычные обязанности взрослого человека |
Демонстрирует излишнюю уверенность в себе даже тогда, когда попросить помощи у других было бы нормально и разумно |
7. Уязвимость к ущербу/ болезням
«Все может рухнуть в любую минуту»
|
Убеждены, что мир – это очень опасное место и в любую минуту может произойти что-то плохое, с чем невозможно справиться: катастрофа, болезнь, авария и т.п. |
1.Постоянно переживает, что с ним/ с ней случится катастрофа; 2. Постоянно просит у других утешения |
Избегает «опасных» ситуаций |
1.Использует магическое мышление и ритуалы;
2 Совершает безрассудные опасные поступки |
8. Слияние/неразвитая идентичность
«Без тебя нет меня». |
Чувствуют, что без другого человека их жизнь не имеет смысла или даже невозможна. Чрезмерно вовлечены в жизнь другого человека, вплоть до восприятия себя как «мы», а не как «я». Часто уверены, что это совершенно нормально и иначе не должно быть.
|
1.Имитирует поведение значимого другого,
2. Постоянно запрашивает мнение другого, предпочитает, чтобы действовал он. |
Избегает отношений с теми, кто не готов к слиянию. |
Создает чрезмерную автономию |
9. Негативизм/ пессимизм
«Все пойдет самым худшим образом» |
Уверены, что мир – это очень мрачное место, что все в конце концов пойдет не так и все будет плохо. Сосредоточены на возможных негативных событиях и не думают о возможных позитивных. |
Ожидает и готовится к худшему.
|
Не надеется на слишком много; сохраняет низкие ожидания |
Ведет себя нереалистично позитивно, с неувядаемым оптимизмом, подобно Поллианне |
10.Несостоятельность/обреченность на неудачу.
«Я вряд ли справлюсь».
|
Люди со схемой Несостоятельности уверены, что они менее умны и менее способны, чем большинство. Поэтому они считают, что не могут справиться с обычными жизненными достижениями, доступными всем остальным. Их единственный шанс сравняться – постоянно прилагать огромные усилия. Эти переживания не зависят от их реальных достижений. |
1.Работает ниже уровня своих возможностей; 2. Уже почти достигнув цели, «срывает» рабочие достижения. 3. Необъективно сравнивает свои достижения с достижениями других, выставляя их в невыгодном свете |
1. Прокрастиниует.
2. Избегает новых или сложных задач;
3. Избегает ставить цели в карьере, соответствующие уровню возможностей |
1. Очень, очень много работает, «трудоголик»;
2. Умаляет достижения других; |
Потребность свободно выражать свои чувства, переживания и нужды |
||||
11. Подчинение
«Я вынужден действовать» |
Чувствуют, что вынуждены действовать так, как хотят другие или как этого требуют обстоятельства. Убеждены, что если будут делать то, что хотят или то, что им нужно произойдет что-нибудь плохое. Плохое может быть разным: от гнева других людей до сумасшествия. |
1. Выбирает доминирующих, контролирующих партнеров и значимых других; подчиняется их желаниям.
2. Не говорит о своих желаниях прямо, только подразумевает. |
1. В целом избегает отношений;
2. Избегает ситуаций, в которых его/ее желания отличаются от желаний других.
3. Не проявляет симпатии.
|
1.Ведет себя пассивно-агрессивно или бунтарски.
2.Неконтролируемые вспышки ярости.
3.Опаздывает, прокрастинирует,
4. Соглашается, но не делает, использует отговорки. |
12.Самопожертвование
«Ваши нужды важнее моих» |
Уверены, что не имеют права заботиться о своих потребностях, не позаботившись о потребностях других. Чувствуют вину, если их жизнь доставляет неудобства другим людям. Считают себя эгоистами, если заботятся о своих потребностях или даже просто говорят о них. Часто видят себя сильными среди нуждающихся и слабых. |
Занимается самоотрицанием; делает слишком много для других и недостаточно – для себя. Дает много больше чем получает. |
Избегает близких отношений |
Злится на значимых других за то, что те не отвечают взаимностью или не выражают благодарность; решает больше ничего для других не делать |
13. Поиск одобрения/ признания
«Я отношусь к себе так, как вы относитесь ко мне»
|
Самооценка людей с схемой Поиска Одобрения напрямую зависит от оценки других людей. Они нуждаются во внимании других людей, чтобы чувствовать себя хорошо и знать, как к себе относится. Они часто чувствуют пустоту, потому что не знают собственные потребности, особенности и желания. И часто выстраивают свою жизнь, опираясь не на свои потребности, а на мнение других людей или групп. |
1.Привлекает внимание других к своим достижениям.
2.Принимает важные жизненные решения в ушерб своим потребностям, чтобы получить признание. |
Избегает отношений с теми, кого уважает, из страха не получить их одобрение |
Ведет себя скандально, чтобы привлечь внимание. |
Потребность в спонтанности и игре |
||||
14. Подавление эмоций
«Чувства должны быть спрятаны». |
Уверены, что эмоции – нечто совершенно лишнее, что они только мешают или опасны. Считают недопустимым проявление чувств даже в пиковые переживания (рождение ребенка, похороны и т.п).Чувствуют пустоту и бессмысленность жизни, т.к. не в контакте со своими эмоциями и потребностями. Подавленные эмоции не считываются другими людьми, поэтому у них часто возникают трудности в общении. |
1.Действует очень обдуманно и рационально;
2.Не показывает спонтанных эмоций как негативных, так и позитивных.
|
Избегает деятельности, требующей эмоционального самовыражения (таких как выражение любви или страха) или раскованности (например, танец) |
Действует импульсивно и раскованно (иногда под действием расслабляющих веществ, таких как алкоголь) |
|
||||
15. Жесткие стандарты
«Никогда не бывает достаточно хорошо» |
Убеждены, что если их поведение и достижения не соответствуют высоким стандартам, то они не могут быть любимы и приняты. Придерживаются нереалистичных и ригидных стандартов, но считают их нормальными или даже заниженными. Достижения не приносят удовольствия и никак не влияют на самооценку: «Можно было лучше». Чувствуют тревогу и страх, вплоть до паники, если возникает угроза неудачи в значимой области. Часто считают удовольствия напрасной тратой времени. Часто чувствуют напряжение и/или вину, если позволяют себе получать удовольствие или расслабляться.
|
1. Перфекционизм,
2. Не позволяет себе развлечения, не ценит виды деятельности, не связанные с успехом.
3. Озабочен рациональным использованием времени, «личным ростом»
|
Прокрастинирует. |
Полностью отбрасывает высокие стандарты и довольствуется результатами ниже среднего. |
|
|
|
|
|
16. Пунитивность
«Ошибки и слабости должны быть наказаны» |
Уверены, что за несовершенства нужно наказывать себя и других. Чувствуют ненависть по отношению к себе, когда совершают ошибки. Чувствуют праведный гнев, когда другие делают то, что они считают ошибочным. |
Ведет себя излишне сурово или грубо со значимыми другими, проявляет гнев, винит себя и других. |
Избегает ситуаций, предполагающих оценку, из страха быть наказанным |
Ведет себя излишне великодушно, а внутри злится и пунитивен |
Потребность в реалистичных границах и самоконтроле
|
||||
17. Грандиозность
«Я должен получить то, что хочу». |
Убеждены, что всегда должны получать то, что хотят, вне зависимости от реальности, потребностей и чувств других людей. Испытывают гнев и разочарование, если не получают сразу то, что им нужно. Считают себя особенными и чувствуют себя уязвимыми, если обнаруживается, что они такие же, как и все остальные.
|
1.Создает неравные и холодные отношения с партнерами и значимыми другими; 2. Ведет себя эгоистично; игнорирует потребности и чувства других; 3. Ведет себя высокомерно 4. Постоянно конкурирует и стремится доминировать. |
1. Избегает ситуаций, в которых не может превзойти других и выделиться.
2. Вступает в отношения только с теми, кого считает ниже себя. |
Делает экстравагантные дорогие подарки или жертвует на благотворительность бОльшие суммы, чем позволяет его бюджет, |
18. Недостаточность самоконтроля/ самодисциплины
«Невозможно удержаться» |
Не хотят и/или не могут контролировать свои чувства и желания. Причины возникновения: 1) нормы семьи, 2) темперамент, с которым не могли справиться родители, 3) недостаток опеки в детстве. |
1.Небрежно выполняет скучные или неприятные задачи; 2. Постоянно теряет контроль над эмоциями; злоупотребляет едой, алкоголем. 3.Играет в азартные игры или употребляет наркотики ради получения удовольствия. |
1.Не работает или бросает учебное заведение;
2. Не ставит долгосрочные цели в карьере |
Предпринимает краткосрочные, значительные усилия, чтобы закончить проект или проявить самоконтроль |
На основеJ.Young,Klosko, E. Weishaar Schema therapy:practitioner guide и J.Young,Klosko,Weishaar,J.Young,KloskoReinventing your life