• Авторизация


джаз 19-02-2013 21:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Dmitry_Shvarts Оригинальное сообщение

Песня первой любви

Слагать можно о нем легенды, поэмы, говорить очень долго. Я счастлив за него, как за артиста, который около 40 лет пел на эстраде. Счастлив за то, что Бейбутов был, есть, и остается. Появились новые певцы, новые кумиры, но имя Бейбутова вошло не только в искусство Азербайджана, но и вошло в историю Советского Союза. Он - классика мирового искусства. Бейбутов - это эпоха и этоистория.
Иосиф Кобзон,

народный артист СССР

 

[показать]

[показать]

[показать]
[показать]

[показать]

Поколение 60-70-х годов хорошо помнит времена, когда популярность артиста не была продуктом "раскрутки", а определялась исключительно народной любовью. И что бы ни говорили сейчас о бывшем Союзе, именно в той стране звезды разных национальностей были равновеликими. И сегодня, много лет спустя, их песни, минуя рейтинги и хит-парады, остаются актуальными и не подвластными моде.
Рашид БЕЙБУТОВ, в этот период был невероятно популярен. Песни в его исполнении "Я встретил девушку", "Только у любимой могут быть такие необыкновенные глаза" пользовались бешеным успехом. Как мы все любили напевать эти мелодии.Несмотря на то, что Бейбутов не имел специального музыкального и вокального образования, своим талантом он покорил миллионы сердец. В странах Востока его принимали шейхи, эмиры, султаны. Они дарили певцу деньги, драгоценности, ковры, а один шейх подарил даже стадо слонов...


Думается, не многие певцы смогут найти в своей творческой биографии примеры подобной популярности. А Рашид Бейбутов удивительно популярен. Его знают и любят не только во всех уголках планеты. В сорока странах мира имя его произносят с признанием и уважением. Его голос помнят в Болгарии и в Иране, в Бельгии и в Турции, в Венгрии и в Финляндии, в Эфиопии и в Чили, в Италии и в Египте. И везде, где бы он ни выступал, концерты Бейбутова становились демонстрацией горячей дружбы и искренней любви его к народу. "Посланником добрых сердец", "полпредом искусства" называют повсюду этого певца.

Звезда Рашида Бейбутова взошла в первые послевоенные годы, когда советская песня и особенно зарождающаяся эстрадная песня союзных республик еще не успела испытать мощного влияния западной эстрады. Эстрадная песня теснейшим образом связана с народной и зависит от нее. Могут бесконечно меняться и усложняться формы этой зависимости, но сама зависимость остается неизменной. Это непосредственно относится и к азербайджанской эстрадной песне - она целиком вышла из гущи народной, и, когда делала свои первые шаги, связь ее с народной песней была наиболее органичной. И поэтому вполне уместно перед разговором о Рашиде Бейбутове рассказать, о его отце, Маджиде Бейбутове.
Рашид Бейбутов родился в необычной семье. Именно здесь, в этой семье, в обстановке отчего дома надо искать корни ошеломляющих успехов Рашида Бейбутова как актера и певца. Его отец - Бейбутов Меджид Бехбудалы оглы был знаменитым исполнителем мугамов и народных песен - ханенде.
Далеко в горах Азербайджана среди сверкающих снежных вершин и густых вековых лесов раскинулась живописная местность - Карабах. Этот край издавна славился в Закавказье не только знаменитыми карабахскими скакунами, но и своими старинными музыкальными и поэтическими традициями. Здесь, в городе Шуша, 18 апреля 1870 года родился и провел детство и юность Маджид Бейбутов. Он зарабатывал на хлеб тяжелым, утомительным трудом аршина-малчи (так называли в дореволюционном Азербайджане торговцев-разносчиков мелкого товара, что-то вроде русских коробейников). В жару и в дождь ходил Маджид по узким улочкам родного города, привлекая покупателей своим пением. Его артистизм и красивый голос быстро обратили на себя внимание.
Естественно, что в репертуаре Маджила была в основном народные песни, песни на стихи выдающихся азербайджанских поэтов - Низами, Физули, Вагифа. Об уровне развития азербайджанском народной песни говорит хотя бы тот факт, что она перестала к тому времени быть анонимной. Народ знал и любил своих певцов - Джабара Карягды, Шушинсита Бюль-Бюля и многих других. Они были профессиональными исполнителями народных песен. Маджид и не заметил, как сам стал певцом-профессионалом. Шуша являлась в те годы подлинной консерваторией и любой талантливый музыкант, прошедший эти "шушинские музыкальные университеты", приобретал на Востоке особый вес и значение. Именно Шуша сыграла огромную роль в становлении Меджида Бейбутова как профессионального певца. Исполнительскую деятельность он начал с юношеских лет и, как неповторимый исполнитель ряда мугамов (в особенности шуштяра и чахаргяха), внес значительный вклад в развитие азербайджанской вокальной школы. Позже вся семья его переехала в Тбилиси, являющийся в это время центром политической и культурной жизни всего Кавказа. Безусловно, переезд позволил ему также расширить рамки своей концертной деятельности.

В 1904 году в Англии фирма "Граммофон" записала голос Меджида Бейбутова и выпустила пластинки, разошедшиеся во всем регионе с огромным успехом. Позже записи с его песнями выходили и в других городах и странах. Меджид Бейбутов много гастролировал, давал сольные концерты, участвовал в ряде музыкальных постановок. Его хорошо знали и в Азербайджане, и за его пределами. Концерты, данные им в Тебризе, Стамбуле, Софии, Риге, Санкт-Петербурге, Киеве, Варшаве и т.д., снискали ему большую популярность.

Конечно же, Меджид Бейбутов был и первым наставником, и первым учителем сына. Такая "домашняя консерватория" с детства привила Рашиду не просто любовь к музыке, а дала наряду с широчайшими познаниями конкретных деталей и тонкостей исполнения еще то уникальное внутреннее видение особенностей музыкального мира, без которого нет истинного музыканта.
Женившись,Меджид Бейбутов перебрался на постоянное жительство в Тифлис. Здесь 14 декабря 1915 года, третьим ребенком в семье и родился Рашид.

Незаурядной личностью была и мать Рашида - Фируза Аббас Кули кызы Векилова.Она родилась в 1894 г. в г.Казахе, где семья Векиловых была хорошо известна своей приверженностью к сохранению и приумножению культурных и просветительских традиций. Получив прекрасное образование, она преподавала русский язык в различных школах Тбилиси. Длительные годы возглавляла в Тифлисе женский клуб, организованный азербайджанским революционером Нариман Наримановым. Фируза Векилова была также вдохновительницей и руководителем драматического кружка при этом клубе.

Словом, в доме Бейбутовых царила та музыкально-художественная атмосфера, которая столь благотворно влияет на развитие таланта. В семье все играли на музыкальных инструментах, все пели. И только маленький Рашид стеснялся петь при людях. Но однажды, раскладывая на чердаке фрукты для сушки, он забылся и запел во весь голос. Услыхав его пенье, отец чуть не силком стащил мальчика с чердака и заставил повторить песню. Домашние были поражены звучным и красивым голосом Рашида. С тех пор в традиционных домашних спектаклях в семье Бейбутовых ведущие роли отдавались ему. И именно здесь, во дворе родного дома, нацепив отцовскую каракулевую папаху и взяв в руки огромную палку, Рашид впервые выступил в роли Купца Аскера - в роли, которая со временем принесла ему славу и признание.

Рашид рос веселым, жизнерадостным, общительным парнем. Ни одной событие в школьной самодеятельности не обходилось без запевалы школьного хора Рашида Бейбутова. В 1933 году Рашид поступает в железнодорожный техникум. Однако премудрости железнодорожного дела он постигает неохотно - все свое время и силы Рашид отдает самодеятельному студенческому оркестру, который был им и организован. Уход в армию, где он сразу стал певцом-солистом армейского ансамбля, оказался лучшим выходом из этого двусмысленного положения. В ансамбле начинает понемногу складываться репертуар молодого певца: он поет популярные песни И. Дунаевского, М.Блантера, А.Новикова, песни композиторов Закавказья. Но центральное место занимают азербайджанские народные песни. После окончания службы в Армии Рашид Бейбутов становится солистом одного из тбилисских эстрадных коллективов, а еще через некоторое время переходит в Государственный джаз Армении под руководством талантливого композитора А. Айвазяна. В те годы ереванский Госджаз был очень популярным коллективом, и стать его солистом уже означало определенное признание и успех. Коллектив много гастролировал не только по Кавказу, но и по всей стране. Добрался даже до Владивостока. Специально для Бейбутова Айвазян написал три песни - о  Баку, Ереване и Тбилиси, которые исполнялись как цикл, посвященный дружбе закавказских народов.

В конце 30-х годов Бейбутов пробует свои силы в Армянском государственном театре оперы и балета имени Спендиарова, где ему доверяют сольные теноровые эпизоды в хоровых отрывках классических опер. Вместе с театром он впервые выступает в Москве на Декаде армянского искусства в 1939 году.

Летом 1941 в Москве планировалось проведение II Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Рашид Бейбутов тщательно готовился к конкурсу и во второй раз отправился в столицу. Еще в поезде, он узнает о начале Великой Отечественной войны. Конкурс был отменен, и Бейбутов вернулся в Ереван.

Известно, с каким вдохновением и напряжением трудились в годы войны исполнительские коллективы, поднимая настроение и боевой дух советских солдат. Не был исключением и Государственный джаз Армении. В мае 1942 года коллектив командируется на Крымский фронт. Артисты выступали в солдатских окопах под открытым небом, в землянках, в наскоро сколоченных бараках походных госпиталей в любое время дня и ночи. Не раз концерты прерывались боевой тревогой, артобстрелом или бомбежкой. Выступления на передовой требовали полной самоотдачи. Возникла необходимость и в обновлении репертуара. Рашид Бейбутов поет знаменитую "Давай закурим", "Крымскую боевую" и многие другие военные песни.

Но в это трудное время людям нужно было не только искусство, посвященное суровым военным будням. Не менее нужными оказались веселая штука, жизнерадостный юмор. В конце 1943 года на Бакинской киностудии было принято решение об экранизации популярнейшей музыкальной комедии Узеира Гаджибекова "Аршин мал алан", произведения далекого от военной тематики. Первоначально Рашида Бейбутова не было в списках исполнителей, но по счастливой случайности один из постановщиков фильма оказался на концерте в Бакинском доме офицеров, где Бейбутов, гастролировавший в этом время в Баку, исполнял известную арию Аскера. Впечатление было таким сильным, что малоизвестный молодой певец был приглашен на главную роль в фильме.

Так сбылась давняя мечта Рашида - "Аршин мал алан" с детства было одним из любимейших его произведений. Песни, куплеты и арии из этой замечательной музыкальной комедии постоянно звучали в его концертных программах. И конечно, он давно знал наизусть партию главного героя - молодого купца Аскера. Но теперь ему предстояло не просто исполнять музыкальные фрагменты, а создать цельный драматургический образ во всей последовательности сценического развития, актерски обосновать контрастные смены настроений и переживаний своего героя. Трудностей поначалу хватало. Рашид снова и снова вслушивался в знакомую с детства музыку, вчитывался в известный до последних мелочей сюжет, искал в нем новые штрихи и оттенки, добивался выразительности и достоверности каждой интонации, каждого слова, каждого жеста.
Фильм вышел в 1945 году. Успех его был ошеломляющим. Триумф фильма начался с Баку. Огромные очереди толпились у касс всех Бакинских кинотеатров. Люди смотрели фильм по несколько раз, нарасхват покупали фоторепродукции отдельных кадров.
В любом уголке страны можно было услышать, как люди напевают знаменитую арию на слова газеллы Физули "Жизнь мою мученье гложет", куплеты аршина-малчи, песню Аскера "Я нашел судьбу свою". Образ Аскера настолько слился с личностью артиста, что даже в афишах после фамилии Бейбутова стояло: "Герой фильма "Аршин мал алан", а друзья певца в шутку называли его "Рашид мал алан".
Дуэт Рашида Бейбутова с красавицей Лейлой Бедирбейли в созвездии прекрасных азербайджанских актеров сделали фильм «Аршин мал алан» рекордсменом по числу зрителей почти в 50 странах мира. В 1946 году за исполнение в фильме роли Аскера ему была присуждена Сталинская премия.

К артисту пришла подлинная слава. Число желающих услышать голос любимого певца, теперь солиста Азербайджанской государственной филармонии, увеличивалось с каждым днем. Люди хотели воочию увидеть новую звезду эстрады. И Бейбутов с радостью откликался на это. В Баку не осталось, наверно, ни одного концертного зала, ни одного Дворца культуры, ни одного крупного предприятия, где бы он не выступил. Первый большой успех - это всегда испытание для артиста. Известно немало примеров, когда тот или иной певец, добившись определенной известности, останавливается в творческом росте. К счастью, Бейбутов не пополнил этого списка. Успех фильма "Аршин мал алан" только раззадорил его. Более того, он был необходим и полезен Рашиду, как бывает, необходим и полезен истинному таланту желанный момент самоутверждения, чтобы обрести уверенность в своих силах. И теперь все накопленное Бейбутовым за годы ученичества (а, наверно, именно так следует расценивать его концертную деятельность до появления фильма "Аршин мал алан") как из рога изобилия обрушивается на увеличивающуюся с каждым днем аудиторию его слушателей.

Пожалуй, именно в этот период складывается творческий облик Рашида Бейбутова, каким мы его знаем. И именно в этот период он начинает осознавать себя не просто солистом того или иного эстрадного коллектива, не просто эстрадным исполнителем, а народным певцом, продолжателем традиций своего отца. Неважно, что изменился репертуар, манера исполнения, - важно самоощущение артиста и ответная реакция публики. Народный певец - это, прежде всего такой певец, которого связывает с публикой прочнейшие узы взаимной любви. Уже одно появление его перед публикой - праздник. На рубеже 40-50-х годов он выступает в городах Поволжья, Урала, Кузбасса, Сибири, на Алтае. Часто приезжает в Москву и Ленинград. Участвует во всех юбилейных праздничных концертах. Поет на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Будапеште (1949 г.). Для Бейбутова характерна неуемная жажда общения с публикой. Он выступает не только в больших концертных зала, но и в маленьких сельских клубах и даже на полевых станах, поет под открытым небом, иной раз и без аккомпанемента. Поет, потому что знает: его здесь ждут, его здесь любят, его хотят слышать. Еще в военные годы Бейбутов познакомился с творчеством молодого, одаренного азербайджанского композитора Тофика Кулиева. Теперь их творческое содружество становится постоянным. Бейбутов с блеском исполняет песни Кулиева "Кавказскую застольную" и "Азербайджан" (стихи С. Вургуна), "Песню нефтяника" (стихи М. Светлова), "Зулейху-ханум" (стихи Г. Регистана) и другие, а Кулиев прекрасно аккомпанирует ему на рояле. Это был дуэт двух ярко одаренных музыкантов. Они работали легко, красиво, артистично - казалось, что певец и композитор-пианист создают свои вдохновенные песни здесь, сейчас, прямо на эстраде. Конечно, наивно думать, что большой успех и признание можно заслужить только беззаветным служением публике.
Подлинная причина невероятной популярности Рашида Бейбутова в другом. Не последнюю роль здесь сыграла его удивительная природная одаренность. Бейбутов - певец и артист, что называется, милостью божьей. Чтобы заслужить всеобщее признание, ему не понадобилось ни специального музыкального и вокального образования, ни постановки голоса, ни профессионального обучения сценическому мастерству. Все заложенное в нем от природы было развито его неустанной работой над собой. Тщательнейшая отделка каждой песни, виртуозная нюансировка, законченность каждого жеста и каждой интонации достигались кропотливым ежедневным трудом. Способность Бейбутова к такому труду - это одно из проявлений его таланта. Без умения трудиться, воплощать, одаренность в конкретные художественные реалии талант погибает, и прецедентов этому известно более чем достаточно. Рашид Бейбутов не только подолгу работает над вокальной и сценической отделкой каждой песни. Он постоянно обновляет репертуар (при этом, не бросая работу над старыми вещами), обращается к новым жанрам, ищет новые формы концертного исполнения. В его программах звучат и песни народов мира, и эстрадные песни советских композиторов, и старинные русские романсы. Остается только удивляться, когда он при его невероятно насыщенной гастрольной практике успевал осваивать новое.

Широкой популярностью и большим успехом пользовалось искусство Рашида Бейбутова в соседних странах. Он неоднократно гастролировал, и всегда с оглушительным успехом, в городах Ближнего Востока, особенно в Иране и Турции. В Тегеране выступал с прекрасным пианистом Чингизом Садыховым и таристом-виртуозом Эхсаном Дадашевым; вместо запланированных двух недель они пробыли там два с половиной месяца. А в Турцию Р.Бейбутов впервые попал в 1961 году вместе с талантливым скрипачом Азадом Алиевым. Их концерты в Стамбуле и Анкаре прошли с большим успехом и Рашид Меджидович назвал их триумфом азербайджанской музыки и песни.
- На первых гастролях в Иране,- вспоминал Рашид Меджидович, - я попал в гости в дом очень богатых и знатных людей. И когда назвали мою фамилию, хозяйка дома, почтенная дама, вдруг спросила меня: «Сиз кимин оглу сусус?» И когда я ответил, она заплакала. Оказывается, она была растрогана тем, что видит сына ханенде, который пел на ее свадьбе.
Из тех прошлых времен запомнился его рассказ о тяжелейшей гастрольной поездке по двенадцати странам Латинской Америки. 56 взлетов и посадок на «Боингах», концерты на высоте 4200 метров над уровнем моря, в антрактах вместо традиционного чая - кислородная подушка...
По свидетельству Бориса Брунова, который также участвовал в этой поездке, за три месяца состоялось 85 концертов, собравших сотни тысяч зрителей. Особенно трудно было в Чили, где назревал политический кризис. Вот что писал из Сантьяго Рашид Меджидович своей супруге:
«Дорогие мои! Уже десятый день наших опасных гастролей. Все переезды на автобусах в сопровождении автоматчиков, часто между ними и забастовщиками происходят перестрелки. Сейчас спешу на концерт в оперный театр, где выступали Шаляпин, Павлова, Артур Рубенштейн, Менухин... Но главное на всех концертах - бешенный успех. Я счастлив, что проложил дорогу азербайджанской песне. Хочу вас видеть и крепко обнять. Всего хорошего, горячо целую, особенно Радочку, зернышко мое. Целую, папа Рашид, 5 августа 1973 года»..

Он как бы шел по следам триумфа фильма "Аршин мал алан", демонстрировавшегося в этих странах. И в каждой, помимо своей обычной программы, артист пел песни этой страны, причем непременно на языке оригинала. Критики отмечали поразительное уменье Рашида Бейбутова в короткий срок овладеть не только верным произношением и точным интонированием чужого языка (а среди них были такие сложные, как китайский и хинди), но и его способность понять и воплотить музыкальные особенности данной песенной культуры, ее непередаваемый вокальный колорит, ее оригинальную стилистику.
Тофик Кулиев утверждал, что Рашид пел популярные песни стран, где выступал, лучше, чем ее собственные певцы. Президент Финляндии однажды сказал ему: «Ты финн!» - настолько совершенно певец исполнял песни на финском языке. Дж.Неру был убежден, что в роду Бейбутовых наверняка были индийцы. Если он пел на китайском, то не просто копировал язык, а должен был донести песню так, чтобы взвыли залы. Его любили Дж.Неру, Индира и Раджив Ганди, император Эфиопии Хайле Селасье.
Давняя творческая дружба связала Бейбутова с одним из ведущих азербайджанских композиторов Фикретом Амировым. Рашид включил в свой репертуар его романсы на стихи Низами "Гюлюш" и "Улдуз", песню "Севдийм ярдыр" (слова народные) и другие произведения. И когда Амиров начал работу над оперой "Севиль" на сюжет одноименной пьесы Джафара Джабарлы, то он не представлял никакого другого исполнителя на партию главного героя Балаша, кроме Бейбутова. И снова Рашид должен был осваивать новое для себя дело. Эстрадному певцу трудно петь на оперной сцене - иные задачи, иные вокальные требования, иные законы сценического поведения. Но Бейбутов никогда не боялся трудностей.
Он шесть раз гастролировал в Индии, а впервые в 1952 году и, по словам известного русского поэта Николая Тихонова, исполнение Рашидом Бейбутовым нескольких индийских песен, причем, на языках хинди, урду и бенгали, вызвало бурю аплодисментов и стало сенсацией.
Индусы явно не ожидали такого подарка со стороны нашего талантливого певца. Ему действительно говорили, что он поет как настоящий индус. В Бомбее Рашид Бейбутов познакомился и подружился со знаменитыми индийскими киноактерами Наргиз Хумара и Радж Капуром, которые позже приезжали в Советский Союз и встречались с Р.Бейбутовым. О своей первой поездке в Индию Рашид Меджидович написал большую книгу "В далекой Индии".

Через два года - вновь в поездке в Индию в составе советских артистов, Р.Бейбутова уже встречали как давнего друга. Особенно восхищало индусов исполнение Р.Бейбутовым популярной песни индийского композитора "Из всех стран - самая лучшая моя Индия".
В популярности Бейбутова можно убедиться, вспомнив хотя бы такой случай. Поезд шел по ночной Индии. Он вез делегацию советских артистов. Свет в вагоне погас, Плисецкая, Тургунбаева, Михайлов, Масленникова, Бейбутов и другие артисты уже готовились отойти ко сну. Внезапно поезд остановился. Из вагона был слышно, как снаружи начал нарастать неясный гул толпы... Голоса звучали отчетливей, сливаясь в дружное скандирование: Рашид Бейбутов! Рашид Бейбутов!.. Это жители окрестных деревень преградили путь поезду, они хотели видеть и слышать советского певца.
И он пел им. Прямо со ступенек вагона. В море апплодисментов тонули азербайджанские и индийские песни. Не скоро крестьяне отпустили артиста, и долго поезд нагонял потерянное время.
Немногие певцы могут похвастаться примерами подобной популярности. В сорока странах мира имя Бейбутова произносилось с признанием и уважением. Оставалось удивляться, как при невероятно насыщенной гастрольной практике ему удавалось осваивать новый репертуар.

Казалось, что эта творческая его судьба уже не будет знать каких-либо низких поворотов, ибо на азербайджанской эстраде Бейбутов обрел все, что искал. Но Рашид и здесь оказался непредсказуем. 25 декабря 1953 года состоялась премьера оперы Фикрета Амирова "Севиль". В этой опере Рашид Бейбутов исполнял партию главного героя Балаша. Впервые выступив на оперной сцене, Рашид Бейбутов сумел прочно соединить воедино сценические и музыкальные задачи, стоящие перед спектаклем.

 

По свидетельству музыкальных критиков он не просто исполнял роль или создавал образ Балаша, он просто был Балашем на этой сцене, опровергая все стереотипы о несценичности оперных певцов. Ария Балаша и концертная деятельность Рашида Бейбутова этого периода нашла свое отражение в документальном фильме "Родному народу". В 1955 году на экраны вышел другой фильм "Бахтияр" ("Любимая песня") с его участием, где Бейбутов сыграл роль нефтяника, одаренного необычайным певческим талантом. Музыка к фильму была написана Тофиком Кулиевым. В этом фильме Бейбутов даже исполняет арию Рудольфа из оперы Пуччини "Богема".
Но это произойдет позже, а в начале 50-х годов Бейбутов со свойственной ему энергией и предприимчивостью берется за осуществление своего очередного творческого замысла. Он задумал создать при Азербайджанской государственной филармонии такой концертный ансамбль, который объединил бы в себе черты традиционного эстрадного коллектива и особенности народно-исполнительского искусства. Более пяти месяцев шла напряженная работа по подготовке ансамбля. Лучшие композиторы республики – К. Караев, Ф. Амиров, С. Гаджибеков, Т. Кулиев, Р. Гаджиев писали музыку для первой программы. Немало пришлось потрудиться руководителям ансамбля для того, чтобы интермедии конферансье, песенные и танцевальные номера слились в единое красочное представление. Р.Бейбутов позже говорил об этом коллективе: "Хотя мы создавали не специально молодежный ансамбль, получилось так, что он объединил силы свежие, талантливые, молодые и много нового в программу было привнесено именно этими молодыми участниками ансамбля".

 

Премьера первой программы состоялась в Баку 28 июля 1957 года. Программа получилась на редкость своеобразной и интересной. Начались регулярные гастроли коллектива. Любители музыки Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Харькова, Риги и других городов рукоплескали вокально-хореографической картинке "В горах Кавказа", народному азербайджанскому мугаму "Баяты-шираз", знаменитой песне Г. Гусейнли "Джуджалярим" (Цыплята) (стихи Т. Муталибова, перевод Р. Родавильской). Особым вниманием публики заслуженно пользовался организатор и руководитель ансамбля Рашид Бейбутов. Он не только с блеском исполнял совершенно разные по жанрам песни, такие, как "Девушка серьезная" (музыка В. Людвиковского, стихи Г. Регистана) и "Вечерняя серенада" (музыка и стихи В. Паберза), но и, несомненно, способствовал той атмосфере праздничности, которая сопровождала выступления ансамбля. А какой музыкальной феерией была серия народных песен - «Кючаляря су сапмишям», «Эвляри вар хана хана», «Аман овчу» в исполнении Рашида Бейбутова.
"Оркестр Рашида Бейбутова - сильный, квалифицированный коллектив, почти целиком, состоящий из молодых музыкантов-азербайджанцев, - отмечалось на страницах журнала "Советская музыка" (1959 год, №8) - Техникой джазовой игры, искусством ансамбля, характерными эстрадными соло они владеют в совершенстве. Вместе с тем это не просто обычный джаз-оркестр. В его составе мы встречаем и любимейшие народные инструменты Азербайджана - тар, кеманчу, и характерные эффекты игры на ударных живо напоминают национальную манеру азербайджанских бубнистов".

 

В 1959 году ему было присвоено звание «Народный артист СССР»,
И хотя ансамбль пользовался неизменным успехом, все-таки Рашид Бейбутов не был им удовлетворен. С его жаждой выступать как можно больше, с его любовью к небольшим площадкам, ансамбль казался ему слишком громоздким.
Но коллектив, крупный сам по себе, да еще связанный с большим количеством людей, обслуживающих его, теряет свое подвижность, мобильность. А это совершенно не устраивало Бейбутова, и постепенно он пришел к той форме концертной бригады и концерта, которую артист назвал "Театр песни". Здесь песня не просто поется. Она играется. Легкая деталь оформления - скамейка, шатер, специальная подсветка лучом "волшебного" фонаря, костюм исполнителя, балетные вставки - все помогает раскрыть сюжет песни, сделать ее образной. Такой концерт - это, конечно, не обозрение и не ревю. Здесь нет артистов-разговорников. Только музыка и песня, но песня театрализованная, мизасценированная, начиная от выхода артиста и до его ухода за кулисы. Теперь Рашид Бейбутов сам осуществляет всю постановочную работу, рисует эскизы, декорации, придумывает костюмы, сам пишет сценарий. Отказывается Бейбутов и от большого оркестра. На сцене всего семь музыкантов. "Театр песни" Бейбутова исключительно мобилен, легок на подъем.
Весной 1955 года избиратели Закатальского района выдвигают Р.Бейбутова кандидатом в депутаты Верховного Совета Азербайджанской ССР.
В 1980 году — ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

 

Оказалось, что лучшие качества современной эстрадной песни - одухотворенность, высокая экспрессия исполнения, импровизационность, демократизм - нисколько не противоречат фольклорным традициям. И когда в исполнении Рашида Бейбутова народная песня становится эстрадной, а эстрадная - народной, это не кажется парадоксом. Но при этом Бейбутов, конечно, далек от той неоправданной модернизации фольклорных песен, которая находит место на эстраде. Ему свойственно на редкость бережное отношение к народной песне.
Он был истинным аристократом духа и в культуре общения с окружающими, и поведении на сцене и в быту. Недаром известный конферансье Борис Брунов говорил: "На советской эстраде только два человека диктовали моду - Аркадий Райкин и Рашид Бейбутов".

Так уж сложилось, что громкая слава одного из членов семьи Бейбутовых - Рашида Бейбутова - оставила как бы в тени его брата и сестру, хотя у каждого из них сложилась достаточно интересная артистическая судьба. Брат Рашида - Бейбутов Анвер Меджид оглы - был старше него на 3 года. В нем рано пробудился огромный интерес к театру и практически всю свою жизнь он связал с театральной режиссурой. Он закончил режиссерский факультет Всесоюзного государственного института театрального искусства в Москве, работал режиссером в различных театрах Ульяновска, Хабаровска, Новосибирска, Казани, Ростова. С 1966 года являлся главным режиссером Азербайджанского театра оперы и балета. Был удостоен звания народного артиста Российской Федерации.

Сестра Рашида - Бейбутова Наджиба Меджид кызы - была заслуженной артисткой Азербайджана, работала в театре музыкальной комедии, создала массу колоритных образов на азербайджанской сцене.
Счастлив был Рашид и в семейной жизни. Однажды он влюбился в студентку мединститута Джейран, и с тех пор всегда рядом была его вторая половина - его жена, Джейран ханум Бейбутова

 

Славные традиции отца продолжает РАШИДА - дочь Бейбутова, заслуженная артистка Азербайджана
С пяти лет Рашида уже свободно владела клавиатурой. Затем известный путь в искусстве: музшкола им. Бюль-Бюля, консерватория по классу фортепьяно, с перспективой сделать карьеру пианистки. Но еще с детства Рашида любила петь. Рашид Меджидович внимательно следил за развитием ее голоса, утверждая, что он должен окрепнуть. И по окончании консерватории Рашида, по совету отца, вторично поступила на вокальный факультет. Одновременно она стала работать в Театре песни в качестве ведущей солистки. Это стало хорошей школой для нее. Она выступала на концертах со своим великим отцом.
В 1985 году Рашида выступила на традиционном Закавказском конкурсе музыкантов и заняла первое место. Это был первый успех молодой певицы. Год 1987 - Всесоюзный конкурс вокалистов - Рашида получает диплом "Надежда.
Подрастает внук Рашида Бейбутова-маленький Рашид. Станет ли он таким же знаменитым, как его дед? Время покажет.

 

К семье Рашида Бейбутова всегда с большим уважением и почтением относился Муслим Магомаев. В 1996 году, по его инициативе, при участии режиссера Эльдара Кулиева в самом престижном Московском зале "Россия" был организован вечер памяти Рашида Бейбутова.
Муслим Магомаев в своей книге "Любовь моя-мелодия" так пишет о Рашиде: "Лучшая песня Рашида Бейбутова - это его дочь Рашида, красивая женщина и прекрасная певица, которая достойно продолжает дело своего отца..."
Рашид Бейбутов своим творчеством учил патриотизму. Патриотизму не ложному, а истинному, когда, на каждом концерте со сцены в исполнении Бейбутова звучало страстное признание любви к Родине: "Весь я твой, навсегда в сыновья тебе дан, Азербайджан, Азербайджан!"

Именно с этих слов начинались его гастроли, именно Азербайджан он славил на всех широтах и меридианах нашей планеты.
У входа в Театр песни, носящий его имя,

 

как и рядом оживленный проспект, сооружен огромный макет двух земных полушарий. На них не обозначены границы государств, потому что для песен Рашида Бейбутова не существуют границы. Оба полушария густо усеяны значками: так помечены города и страны, где выступал с концертами великий певец.
Первая программа, которую он создавал, называлась: «Вы не видели Аршин малчи?». Владимир Кафаров, один из активных помощников Рашида в создании театра, писал: «По натуре он был оптимистом, светлым человеком, любившим и посмеяться, и посмешить. Он разыгрывал перед нами забавные микросценки, мы покатывались со смеху, говоря, что «зарождается не только театр песни, но и театр одного актера».
Премьера была приурочена на Новруз байрам 1989 года. Все было хорошо, голос звучал красиво и сильно, он себя чувствовал отлично. Но неожиданно стало плохо...
В Кремлевскую больницу поместили поздно. Десять дней врачи боролись за жизнь Бейбутова, но время было упущено. Он умирал в одиночестве, только верная Джейран ханум не отходила от него...
Трудно быть звездой. Еще труднее оставаться звездой. Может быть, легко стать звездой на миг, на день, на год, но оставаться звездой, быть немеркнущим светилом на протяжении всей своей жизни, особенно в таком, подверженном быстрым переменам, жанре как эстрада, очень трудно. Бейбутову это удалось.Умер певец 9 июня 1989 года.

[показать]

 "Как драгоценный камень, как наполненный до краев рог со старым вином держу в руках, когда прикасаюсь к народной песне. Дух захватывает от счастья, от силы, заключенной в ней, и восторг сменяется опасением: не сломать, не расплескать, донести ее людям всю до капли, повернуть так, чтобы солнце отразилось в каждой ее грани".
Р. Бейбутов

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник джаз | Ольга_Ануфриева - Дневник Ольга_Ануфриева | Лента друзей Ольга_Ануфриева / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»