ПЕРВАЯ ШКОЛА ГЛУХИХ ДЕТЕЙ АВСТРАЛИИ В МЕЛЬБУРНЕ
До середины XIX века в Австралии отсутствовали школы для глухих, чтобы получить специальное образование, необходимо было ехать в Англию – это был единственный дорогостоящий выход. Викторианская эпоха положила начало организации специального образования глухих в Австралии…
Однажды, Сара Льюис, плодписавшись просто “Вдова”, обратилось к читателям с зовом помощи через мельбурнскую газету, узнав о том, что её дочь глухая. Федерик Роуз – глухой, обучавшийся в Англии, прочитав публикацию 16 февраля 1859 году в мельбурнской газете “Аргус”, которая совершенно случайно попалась ему в руки, решил отозваться на боль матери глухой Люси. Школа, благодаря содействию Ф. Роуза без пышных церемоний была открыта в следующем году, восьмилетняя Люси Льюис была первой ученицей школы, которая разместилась в маленьком домике, который снимал сам Федерика Роуза, находившейся в одном из районов Мельбурна – первая школа для глухих детей в Австралии. Постепенно число учеников увеличивалось и проводить уроки стало тесновато, сменив четыре домика в пригородах Мельбурна – Праран и Виндзор. Последнее здание, обделанное красным кирпичом на Сент-Килда-роуд, куда переехала школа, было построено в 1866 году.
Вернёмся вновь в викторианскую эпоху Австралии. Сара Льюс тогда была готова упаковывать вещи, чтобы помочь своей дочери получить образование, узнав о том, что в Европе, начиная с конца XVIII века начались предприниматься первые усилия по созданию специальных учебных учреждений. Попытавшись привлечь внимание общественности к своей проблеме через прессу, Сара Льюс получила ответное письмо от Ф. Роуза на крик души. Мистер Роуз – глухой, получивший европейское образование, как никто другой прекрасно понимал важную необходимость создания подобного рода учреждения для глухих детей Австралии, очень нуждаших в получении специального образования.
Преподавание на первом этапе создания школы велось исключительно по французской методике, где использовался “мимический метод”, который после миланского конгресса сменился “чистым устным методом.” В начале XX столетия широкое применение получил “метод тотальной коммуникации”, который успешно используется по сегодняшний день.
Помимо развития коммуникативной деятельности, внимание уделялось физическому воспитанию, рисованию, девочек обучали швейному делу, мальчиков – обувному. Для детей существовала воскресная школа, для взрослых – баптистская церковь на Коллинз-стрит, где с 1883 года службы проходили с переводом жестового языка.
USLAN - австралийский дактильный алфавит
Ф. Роуз, прошедший подготовку в Лондоне, был обучен двуручной английской дактилологии, после открытия школы он впервые начал использовать алфавит. Федерик Роуз является создателем австралийского двуручного алфавита, который сформировался в последующие годы как современная дактильная система – AUSLAN. Следует заметить, что большинство стан мира использует обноручную дактильную (мануальную) азбуку, например, в США – англоговорящей стране используется одноручная американская дактилология ASL.
Великолепнейшее здание исторической архитектурной застройки, куда переехала позже школа для глухих детей по улице Сент-Килда-Роуз, вокруг которого утопающий в зелени сад, является достопримечательностью Мельбурна, постепенно начала расширяться. До сегодняшних дней здание сохранило свой внешний фасад и убранство зелёного массива. Школа Мельбурна является предметом гордости глухих Австралии, которая бережно сохранила свои традиции.
USLAN - австралийский дактильный алфавит
[470x387]
Викторианское здание школы на Сент-Килда-роуд Мельбурна
[538x640]