Если имя Ивана Крамского известно почти всем, то имя его любимой дочери Софьи Юнкер-Крамской (1866-1933) знают совсем немногие.
Автопортрет. Художник, пишущий портрет своей дочери, Софьи. (1884). Автор: И.Н.Крамской.
Государственная Третьяковская галерея
Софья Юнкер-Крамская, дочь знаменитого художника Ивана Крамского, является одной из тех женщин, чья жизнь и творчество навсегда остались в тени великого отца. Однако, несмотря на то что её имя не так широко известно, как имя её отца, судьба Софьи полна не менее ярких и трагических событий, чем её художественные достижения.
Девушка с кошкой (1882). Автор: И.Н.Крамской.
Софья родилась в сентябре 1867 года в семье художника, где была единственной дочерью среди пятерых братьев. Для Ивана Крамского она всегда оставалась особенной. Он видел в дочери не только свою наследницу, но и своего первого ученика. С самых ранних лет она сидела в мастерской отца, внимательно следя за каждым его движением, проникалась искусством, становясь его верной моделью и спутницей. С самого детства она показывала большой интерес к живописи, а её отец не упустил возможности развить её талант.
Портрет дочери художника. (1882). Автор: И.Н.Крамской.
Отношения Софьи с отцом были не только творческими, но и очень близкими. Крамской увидел в дочери большое будущее, даже несмотря на то, что окружающие не относились к её внешности как к образу идеала красоты. Однако её ум, харизма и талант к живописи привлекали внимание многих.
Портрет девушки в кокошнике. Автор: С.И.Крамская. Государственный Эрмитаж
Софья выросла не только как художник, но и как личность, обладавшая большим внутренним светом. В 1884 году она и её отец отправились в поездку по Европе, где Софья, вдохновленная лучшими произведениями искусства, начала писать свои первые пейзажи и натюрморты. Отец гордился её успехами, называя её работоспособной и одарённой.
София Ивановна Юнкер-Крамская "Девушка в кружевном чепце"
К сожалению, когда Софье было 20 лет, её отец умер. Этот удар стал переломным моментом в её жизни, но, несмотря на утрату, Софья продолжала учиться и развиваться как художница. Она училась в Париже, занималась у известных мастеров, например, таких как Архип Куинджи. Вскоре её имя стало широко известным среди художников и коллекционеров, а её портреты и картины заказали такие выдающиеся личности, как члены царской семьи.
С.И.Крамская. Спящая. Государственная Третьяковская галерея
Софья вышла замуж за юриста Георгия Юнкера и продолжила работать и развиваться в искусстве. Её творчество оставило заметный след в русской культуре. В 1908 году, в родном городе её отца, Острогожске, открылась галерея, посвященная его памяти. Софья активно участвовала в её создании, передав множество своих работ.
Портрет девочки. (1886). Автор: С.И.Крамская.
Но личные и исторические потрясения не обошли её стороной. В 1916 году Софья стала вдовой, а затем началась революция и Гражданская война, ставшие причиной огромных страданий.
Портрет отца И.Н.Крамского. (1887). Автор: С.И.Крамская. | Острогожский историко-художественный музей имени И.Н.Крамского
В 1919 году умерла мать художницы. Чтобы не умереть с голоду, Софья Юнкер-Крамская поступила работать в художественно-реставрационные мастерские Главнауки. Ей, глубоко религиозному человеку, пришлось иллюстрировать «Историю религии» издательства «Атеист». Это было трудно, но она продолжала работать, понимая, что единственный способ выжить — это зарабатывать на жизнь и помогать тем, кто был ей дорог.
Портрет матери художницы - Крамской Софьи Николаевны. Острогожский историко-художественный музей имени И.Н.Крамского
В декабре 1930 года Софья была обвинена в контрреволюционной пропаганде, и ей вынесли приговор — три года ссылки в Сибирь. Это потрясение стало катастрофой для художницы. У неё случился инсульт, и с тяжёлым параличом её отправили в тюремную больницу, а затем — в Сибирь.
Портрет Великого князя Константина Романова в роли Гамлета. Автор: С.И.Крамская.
В октябре 1931 года, всё ещё находясь в заточении, Софья обратилась к Екатерине Пешковой, жене Максима Горького. В своём письме художница выразила свою веру в искусство и свою преданность ему, несмотря на все страдания. Она продолжала работать, иллюстрируя учебники, и просила помощи для продолжения своей жизненной борьбы. Екатерина Пешкова не отказала в помощи и помогла художнице вернуться в Ленинград.
Старинная песня. Автор: С.И.Крамская.
Софья Юнкер-Крамская скончалась в 1933 году, а её имя и творчество долгое время оставались забытыми. Однако в 1989 году художницу реабилитировали, и её картины вновь вернулись в российские музеи. Сегодня, ознакомившись с её жизнью и творчеством, мы можем по-настоящему оценить её художественное наследие и тот неизгладимый след, который она оставила в культуре России.
Разговор двух дам. 1910. Иллюстрация к поэме "Мёртвые души".Острогожский историко-художественный музей имени И.Н.Крамского
Судьба Софьи Юнкер-Крамской — это история, полная трагедий, но также и неистощимого творческого поиска. Она продолжала бороться за свою жизнь и за своё искусство до самого конца, и её картины теперь живут в музеях, напоминая о её таланте и стойкости.
Портрет актрисы М.Г.Савиной.
Портрет М.И. Ицыной . Автор: С.И.Крамская.
В феврале 1932 года дело пересмотрели и признали, что социальной опасности от Софьи Ивановны Юнкер-Крамской нет. В марте 1932 года она вернулась в Ленинград, а в 1933 году художница умерла при совершенно странных обстоятельствах — «от рыбьего яда», уколов палец при чистке селедки. Софья Ивановна Юнкер-Крамская скончалась в 1933 году в Ленинграде. Точная дата кончины и место захоронения художницы ныне неизвестны. Реабилитировали ее только в 1989 году уже посмертно. Она не оставила наследников и большинство ее работ погибло.