Школьного библиотекаря я застала в книгохранилище. Она возилась со старыми книгами,скидывала их с книжных полок. В огромной куче лежали тома Ленина, "Мать" Горького "Как закалялась сталь" Островского и пр. "Что ты собираешься с ними делать?"-спросила я "Вот освобожу полки и перенесу из библиотеки всё лишнее. А это на макулатуру и взамен пришлют новые книги. Л.А.,может Вам что-то нужно? Посмотрите" Разумом понимая,что ни одна из этих книг мне не нужна, всё равно присела на корточки и стала их перебирать. Книги ,как живые существа. У каждой своя энергетика и своя судьба.Иногда в руки попадает старая книга,и ты сразу вспоминаешь,когда, при каких обстоятельствах,в каком возрасте ты её читал. Лишь потом на ум приходит,о чём она. Во всяком случае у меня так.Из вороха макулатуры я извлекла "Философский камень" С. Сартакова. Книга оказалась старой и истрёпанной донельзя. И сразу возникла картинка из прошлого. Мне нет ещё и 14 лет... Я читаю её под одеялом с фонариком,потому что уже ночь и нужно выключать свет. Я боюсь,как бы свет от фонарика не пробился к двери...Эта книга так тогда увлекла,что я не могла дождаться утра. Теперь-то я хорошо понимаю, почему. В ней рассказывалось о 3-х подростках,таких как я-14-летних. Их родители по разную сторону баррикад. Остросюжетность,драматизм-что ещё нужно подростку !Белогвардейский офицер Решиков-отец одного из мальчиков застрелился.С этого начинается рассказ. Странно,но меня в этой книге больше всего интересовал именно Решиков,который искал философский камень и вёл дневник. Дневник проходит красной нитью,рефреном через весь роман. Найдёт ли каждый из героев свой "философский камень", т.е. смысл в жизни и каким он будет-вобщем-то и есть идея произведения. Где-то на чердаке старого деревянного дома , далеко в России, пылится мой школьный дневник,который я и начала благодаря этой книге. Если,конечно,его не съели мыши... Помню,как добросовестно переписывала слово в слово одну страницу из дневника Решикова:"Знаешь ли ты,что такое жизнь? И смерть? Знаешь ли ты ,что такое "ничто" и "время"? Что было ранее всех начал и что наступит за концом всех концов?Известно ли тебе,где во Вселенной верх и где низ? И есть ли край у Вселенной? А нет края,что тогда? Если ты всё это знаешь,ты Бог. Если ты не знаешь этого,ты человек. И не тщись,что человеку можно познать всё. Не говори"вечность","бесконечность",потому что это пустые слова,когда ты не можешь себе представить ни вечности,ни бесконечности...А между тем,где же порог,до которого человеку положено знать всё,переступив который знать ему уже ничего не дано? Есть ли такой порог? Может ли он быть вообще?. Одним,подобно корове,жующей сено, всё безразлично ,весь мир с его глубинами и звёздами... Другие видят своё предназначение на земле в безудержном гедонизме... Третьи безрадостно считают дни свои..." Дневник на этом обрывался. Он остался недописанным. Герой застрелился, и дописывать было уже некому. Я до сих пор помню всё это наизусть . Возможно, философские рассуждения попали на благодатную почву. К 14 годам человек уже успевает переплакать и пережить бессонной ночью чудовищную мысль,что его когда-то не будет. СОВСЕМ! И не раз задумается о смысле этой бессмысленной жизни. Правда в 14 лет он ещё не понимает,что жизнь порой кажется абсурдной,как не понимает в свои 14 лет,что такое гедонизм. Думаю, что эта книга была не так уж случайна. "Алые паруса", "Два капитана","Старая крепость"Алексин,Тендряков,А Лиханов,Крапивин -без них меня просто бы не было . Вернее была,но-другая. Книги имеют удивительную способность- формировать нравственные ориентиры.