Удивительная вещь-время! Оно способно растягиваться и замедляться,убыстрять ход и лететь. Как медленно,например, ползут минуты в ожидании поезда. Стрелки часов совсем не хотят двигаться, они словно замирают. И ты чувствуешь, что время останавливается. Но как стремительно летят годы! И ,кажется,что этот чудовищный хронометр отстукивает всё быстрее и быстрее.По своей яркости и наполненности годы в юности были, мне кажется, равны десятилетиям. Студенчество-это вообще маленькая жизнь.Грушинские фестивали,бардовские встречи-Макаревич,Градский... Студия органной музыки,Бах в Домском соборе... Соловки:Секирная гора,Надвратная церковь,кельи,где приходилось спать на соломе,легенды об узниках,заточённых в каменных мешках,рассказы о лагере особого назначения.Концерты старинной мадригальной музыки...-всё это и ещё многое многое другое хотелось увидеть,услышать,впитать и запомнить. Была какая-то неутолимая духовная жажда-хотелось,выражаясь языком Козьмы Пруткова, объять необъятное. Многое,конечно, просеялось сквозь решето времени. Что-то оказалось не таким важным и не таким нужным. Осталось лишь то,что было потрясением или вызвало шквал ярких эмоций. Такая уж у меня память. Не запоминаю номеров телефонов,дат,иногда выпадают целые события,но хорошо помню всё,что было окрашено сильным,порой неоднозначным, чувством
Однажды преподавательница зарубежной литературы набрала группу студентов,которым должна была читать лекции по Ренессансу,так называемый спецкурс. Я оказалась в их числе. В конце года,как раз на майские праздники,она чудом выбила для нас в деканате экскурсию в Петербург,на целых 10 дней. Мы с волнением готовились к встрече с Прекрасным,мечтая увидеть воочию то,о чём не раз говорилось на лекциях и семинарах.А ещё каждый из нас писал исследовательскую работу о какой-либо выдающейся личности эпохи Возрождения.Это был своего рода зачёт по спецкурсу. Я готовила работуо художниках-Рокотове и Боровиковском. И вполне естественно ,что хотелось увидеть в подлиннике их полотна. В Русском музее за нами бродили толпы посетителей,поскольку мы увлечённо рассказывали о картинах, а кто-нибудь нет-нет да и выдавал любопытный факт из жизни художников и их творений,не известный даже экскурсоводам.Тогда я впервые увидела портрет Струйской. Конечно,я встречала в книгах репродукции... Никакого сравнения! Прошли годы... А впечатление от портрета осталось. И я совсем не удивляюсь,что с картиной связаны всякие мистические истории. Женщина на полотне завораживала и манила... Она была и реальна и мифична... Однажды портрет увидел поэт Николай Заболоцкий и ... появился ещё один шедевр-поэтический:
Ты помнишь,
Как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?!
Её глаза,как два тумана,
Полуулыбка,полуплач
Её глаза,как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг,полуиспуг
Безумной нежности припадок
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потёмки наступают,
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза...
Портрет Струйской иногда называют "русской Джокондой"