В изменении отделки старых парадных интерьеров в корпусе по набережной Мойки Воронихин тоже, по всей видимости, принимал участие. Эта часть дворца была пожалована графом сыну, Павлу Строганову. Здесь, в частности, находится Большой танцевальный зал, созданный Растрелли и несколько видоизмененный Воронихиным. В результате получился своеобразный синтез искусства барокко и классицизма.
В 1793 году после завершения отделочных работ в основных помещениях дворца Воронихин написал большую акварель с изображением графской Картинной галереи, за что получил первое академическое звание «назначенного» в академики [1], а через три года ему было присуждено звание «академика перспективной и миниатюрной живописи» [19]. Воронихин жил в Строгановском дворце до 1801 года. В этом году он женился и переехал в собственную квартиру. В этом же году при поддержке А. С. Строганова Воронихин стал строителем Казанского собора. Сам А. С. Строганов, бывший председателем попечительского совета по строительству Казанского собора, скончался вскоре после его освящения в 1811 году.
Граф А. С. Строганов постоянно вращался в кругу коллекционеров, литераторов и художников, увлекался собирательством шедевров живописи, медалей и монет, редких рукописей. При нем дворец посещался почти всеми видными художниками и писателями. В Строгановском дворце бывали, например, такие известные деятели культуры, как литераторы Д. И. Фонвизин и Г. Р. Державин, баснописец И. А. Крылов, переводчик «Илиады» Н. И. Гнедич, композитор Д. С. Бортнянский, художник Д. Г. Левицкий, скульптор И. П. Мартос. Будучи президентом Академии художеств, А. С. Строганов опекал молодые таланты, покровительствовал скульпторам Мартосу и Гальбергу, дружил с такими художниками, как Варнек, Егоров, Левицкий, Щукин. Именно он выпестовал архитектора Воронихина и дал дорогу целой плеяде других талантливых мастеров [14].
Воронихин. Вид картинной галереи графа А. С. Строганова
В Картинной галерее Строгановского дворца проходили занятия воспитанников Академии художеств. Граф А. С. Строганов был известным гурманом и хлебосолом, и его дом был знаменит в столичном Петербурге своими роскошными обедами (впрочем, «бефстроганов», или «говядина по-строгановски» — гораздо более позднее гастрономическое изобретение времен Александра Григорьевича Строганова (1795-1891), дававшего открытые обеды в Одессе).
Описание обеда в Строгановском дворце в конце XVIII века можно прочитать у М. И. Пыляева: «У графа Строганова, как у римского гастронома, был устроен триклиний — род столовой, где, подобно изнеженным грекам или римлянам, гости лежали за столом на постели, облокотясь на подушку. Здесь убранство напоминало великолепие и роскошь древнего Рима, полы были устланы мягкими дорогими коврами, стены были покрыты живописью с изображением сатиров <...>. Подушки и матрасы были набиты лебяжьим пухом и имели великолепные покрывала <...>. Столы не уступали в роскоши: они были мраморные с мозаикой, или дорогого какого-нибудь пахучего дерева; по углам дымились благовонные куренья, столы гнулись под тяжестью золотой, серебряной и хрустальной посуды <...>. Первое — закуска, которая состояла из блюд, возбуждающих аппетит <...>. Во второй перемене подавались тоже пикантные блюда: лосиные губы, разварные лапы медведя, жареная рысь <...>. Затем шли жареные в меду и масле кукушки, налимьи молоки и свежая печень палтуса; третья перемена была — устрицы, дичь <...>. Как салаты здесь подавались соленые персики, очень редкие тогда ананасы в уксусе и т. д. Если гость чувствовал себя сытым, то он, как древний эпикуреец, щекотал себе в горле пером, производил тошноту и давал место для новой пищи. Этот обычай <...> не считался вовсе неприличным. После ужина шла попойка...» [3].
В начале XIX века граф А. С. Строганов устраивал торжественные обеды уже в Парадной столовой, отделанной Демерцовым и Воронихиным. В этом же помещении после смерти графа находилось его тело, к которому в течение целой недели приходили попрощаться люди. По случаю кончины А. С. Строганова Жозеф де Местр, посланник сардинского короля в Петербурге в 1803-1817 гг., писал: «Граф был добр, его любили, и он тратил много денег. С ним ушло то, что называют старым двором и старинным русским барством» [3].
Любопытно, что при всей роскоши интерьеров в Строгановском дворце при А. С. Строганове не было спальни (парадной опочивальни), на что обратил внимание тот же Жозеф де Местр: «В огромном его дворце не было у него ни спальни, ни даже постоянной постели, а спал он на манер старосветских россиян или на диване, или на маленькой походной кровати, которую ставили то тут, то там по его фантазии» [3]. Оба брака А. С. Строганова оказались несчастливыми, и с 1779 года он жил во дворце без спутницы жизни.
После смерти А. С. Строганова дворец перешел к его сыну Павлу Александровичу Строганову (1772-1817) — государственному деятелю, герою войны с Наполеоном. Как уже упоминалось, воспитателем Павла был Шарль-Жильбер Ромм, вместе с которым он и крепостной художник Воронихин совершали длительные путешествия по России и Европе (Женева, Париж). Они оказались в Париже в 1789 году и стали свидетелями революционных событий. Павел Строганов под влиянием наставника даже стал якобинцем и вступил в клуб «Друзей Закона» (сам Ромм закололся в тюремной камере после поражения революции, будучи приговоренным к гильотине, в 1795 году). Узнав о крамольном поведении Строганова в «бунташной» Франции, Екатерина II приказала отозвать своего подданного на родину в 1790 году [3]. До 1796 года Павел жил в основном в подмосковном имении Братцево, где и женился на княжне Софии Голицыной, младшей дочери «усатой княгини» Н. П. Голицыной (последняя была прототипом «Пиковой дамы»).
Портрет П. А. Строганова работы Джорджа Доу, Военная галерея Зимнего дворца
Жан Лоран Монье, портрет Софьи Владимировны Строгановой
С воцарением Павла I Павел Строганов возвращается в столицу, становится действительным камергером, сенатором, получает пост товарища министра внутренних дел. Он также отличился в нескольких военных кампаниях, а затем в Отечественной войне 1812 года (портрет Павла Строганова можно увидеть в Военной галерее Зимнего дворца), командовал дивизией и корпусом, был несколько раз ранен.
Портрет графа П. А. Строганова, акварель из альбома семьи Строгановых, 1814
У Павла и Софьи было четыре дочери и единственный сын, Александр Павлович Строганов (1794-1814), погибший на поле боя в сражении при Краоне (1814), в котором он участвовал вместе с отцом.
Ж. Л. Монье, портрет графа Александра Павловича Строганова
Возможно, под влиянием бесед с вдовой Павла Строганова, Софьей Владимировной, у Пушкина родилось столь эмоциональное и яркое описание трагической гибели Александра Строганова и горя его отца, приведенное в черновой рукописи к шестой главе «Евгения Онегина»:
О страх! о горькое мгновенье!
О Строганов, когда твой сын
Упал, сражен, и ты один,
Забыл ты славу и сраженье
И предал славе ты чужой
Успех, ободренный тобой.
Известие о смерти сына совершенно сломило Павла Александровича, он оставил армию и через 3 года умер на борту фрегата «Святой Патрикий», близ Копенгагена, направляясь для лечения в Португалию [21].
Владелицей дворца в Петербурге стала его вдова, придворная дама Софья Владимировна Строганова (Голицына) (1775-1845), которая на протяжении почти 30 лет самостоятельно управляла доставшимися ей громадными имениями и сумела привести их в блестящее состояние. (Благодаря особому царскому указу о нераздельном имении (майорате), Софья Владимировна становилась пожизненной распорядительницей всего строгановского имущества, а графский титул и фамилия передавались мужу старшей из четырех дочерей [14]).
Строгановским дворцом, равно как и прочими имениями, графиня владела до своей смерти в 1845 году. Софья Владимировна была исключительно образованной, умной и обаятельной женщиной, очень хорошо рисовала, увлекалась литературой и музыкой. На следующей акварели Ермолая Ивановича Есакова (1790-1840), (он был домашним художником Строгановых и учил рисованию детей Павла Александровича [16]), графиня Софья Владимировна запечатлена в траурном платье в Малом кабинете (Малой библиотеке) Строгановского дворца. Обратите внимание на висящие на стене портреты ее сына и дочерей, а также покойного мужа.
Есаков. Малый кабинет С. В. Строгановой, акварель 1820 г.
Графиня продолжала начатое тестем (А. С. Строгановым) дело: из своих средств увеличила количество стипендий воспитанникам Академии художеств, приглашала во дворец выдающихся художников и литераторов. Завсегдатаем дома Строгановых в этот период по-прежнему оставался баснописец Крылов, дворец посещали Жуковский и Державин, Гнедич и Боровиковский, Мартос и Карамзин. В знаменитой Картинной галерее Строгановых бывали представители высшей знати и люди искусства. Во дворце на Невском графиня Софья Владимировна, особенно после войны 1812 года, часто устраивала русские обеды, главным участником которых был И. А. Крылов. Воспитатель детей Строгановых Н. М. Колмаков пишет: «В тот день, когда он заявлял о своем приходе, весь обеденный стол заготовлялся в русском духе: щи, каша, пироги, кулебяка и все прочее, что Русью пахло. Притом все присутствующие должны были говорить по-русски, в противном случае назначалось взыскание» [21].
Софья Владимировна даже состояла в определенном родстве с Пушкиным, через жену поэта, Наталью Николаевну Гончарову. Если говорить точнее, то отец мужа (и четвероюродного брата) Софьи Владимировны, Григорий Александрович Строганов (1770-1857), был двоюродным дядей Натальи Николаевны [3]. Григорий Александрович был очень дружен со своим свойственником Пушкиным. Именно он возглавил опеку над детьми и имуществом А. С. Пушкина и взял на себя материальные расходы, связанные с похоронами поэта. Он же уговорил митрополита Серафима разрешить погребение Пушкина по христианскому обряду, что тот сначала запретил, считая смерть на дуэли равносильной самоубийству.
При Софье Владимировне в 1833 году архитектор И. И. Шарлемань сделал во дворе дворца пристройку к западному корпусу (у которого сейчас стоят сфинксы). Заурядная пристройка закрыла собой часть растреллиевского фасада и, хотя сохранилась до наших дней, считается откровенно неудачной, поскольку выполнена без учета сочной пластики Растрелли ([2];[3]). В 1842 году П. С. Садовников надстроил южный дворовый флигель дворца, придав ему черты стиля Растрелли. Ранее часть корпуса имела три этажа, а часть — только два. Садовников подвел весь корпус под общий карниз.
После смерти Софьи Владимировны хозяйкой Строгановского дворца стала ее старшая дочь графиня Наталия Павловна (1796-1872), мужем которой был ее четвероюродный брат граф Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882) (сын вышеупомянутого Григория Александровича и, соответственно, троюродный брат Натальи Николаевны Гончаровой). Молодым был выделен северный корпус Строгановского дворца вдоль Невского проспекта, а также дворовый корпус с Картинной галереей.
Строганов Сергей Григорьевич, миниатюра Пьетро де Росси
Строганова Наталия Павловна, жена С. Г. Строганова
После кончины Наталии Павловны всеми владениями Строгановых управлял Сергей Григорьевич, ставший главой майората (неделимого имения) Строгановых. В молодости Сергей Григорьевич участвовал в войне с Наполеоном, отличился в Бородинском сражении, был среди русских войск, триумфально шествовавших по Парижу в 1814 году. Впоследствии граф проявил себя как выдающийся государственный деятель, археолог, меценат, коллекционер, основатель бесплатной рисовальной школы — Строгановского училища в Москве, руководитель многотомного издания «Древности Российского государства». Он также был основателем Императорской Археологической комиссии, которая работала в Строгановском дворце на Невском в течение 23 лет. Сергей Григорьевич не любил современного искусства, но почитал древнее и поэтому существенно пополнил фамильную коллекцию картин, икон, ценных монет [21]. На следующей фотографии виден кабинет графа Сергея Григорьевича Строганова:
Кабинет С. Г. Строганова находился в северном корпусе дворца, параллельном Невскому проспекту, и граничил с Арабесковой гостиной. Сегодня от убранства этой длинной комнаты ничего не осталось, а в бытность Сергея Григорьевича это был рабочий уголок, насыщенный разными предметами, отражавшими его профессиональные и любительские интересы: книгами, разными редкостями, монетами, картинами, вазами и другими художественными произведениями.
Помимо его собственной коллекции, хорошее собрание монет досталось С. Г. Строганову после смерти старшего сына Александра (1818-1864), известного нумизмата. Другой его сын, Павел Сергеевич (1823-1911), перестроивший дом на улице Чайковского (Сергиевской) по проекту И. Монигетти, был известен своим собранием живописи. Еще один сын С. Г. Строганова, Григорий Сергеевич (1829-1911), тоже имел богатейшую коллекцию картин и книг.
Строгановский дворец, Санкт-Петербург
Последним владельцем Строгановского дворца был внук Сергея Григорьевича — граф Сергей Александрович Строганов (1852-1923), которому дворец принадлежал с 1882 года и вплоть до революции. При нем во дворе Строгановского дворца в 1908 году был устроен небольшой сад, куда с перестроенной Строгановской дачи были перенесены мраморные статуи и вазы, а также пара уже знакомых нам гранитных сфинксов конца XVIII века, которые фланкируют вход в пристройку Шарлеманя [2]. Это хотя бы отчасти компенсировало утрату знаменитого большого Строгановского сада на Выборгской стороне в Петербурге. Вид сада Строгановского дворца в 1920-х годах:
Сергей Александрович Строганов с молодости посвятил себя морской службе. В частности, он принимал участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. и был награжден крестом св. Георгия. Его жена, фрейлина императрицы княжна Евгения Александровна Васильчикова, скончалась вскоре после свадьбы от брюшного тифа. Убитый горем Строганов вышел в отставку в 1885 году в чине капитана 2 ранга и значительное время проводил в имении Волышово, активно увлекаясь охотой (тогда как громадный дворец в Петербурге годами оставался необитаемым). Брак Сергея Александровича остался бездетным. Граф скончался во Франции, и с его смертью прервалась мужская линия рода Строгановых.
С. А. Строганов на охоте
Одна из последних представителей рода Строгановых – Елена Андреевна (Элен), баронесса де Людингаузен (Hélène de Ludinghausen) (р. 1942) — живет сейчас в Париже. Элен получила прекрасное образование, путешествуя по Европе и Америке, и всю жизнь проработала модельером в фирме Ив Сен Лорана. Она вышла замуж в Англии и имеет массу друзей во многих странах и свободно владеет несколькими языками, в том числе русским. В 1992 году Элен побывала в Петербурге и была поражена тем, как обветшали построенные ее предками храмы и дворцы. В том же году по ее инициативе был создан Международный Строгановский фонд для восстановления строгановского наследия. На средства Строгановского фонда реставрируются храмы и дворцы.
В 1996 году в частично отреставрированном Строгановском дворце побывала ее мать Ксения Александровна Людингаузен (Щербатова-Строганова) и другие члены и гости Строгановского фонда, в том числе сама Элен с мужем.
Судьба Строгановского дворца после революции и в наше время
В 1918 году Строгановский дворец был национализирован и превращен в дом-музей, с 1925 года ставший филиалом Государственного Эрмитажа. Однако уже в 1929 году музей закрыли, а уникальные строгановские коллекции оказались распроданы или расхищены и лишь частично переданы Эрмитажу и другим музеям (среди них Русский музей, Музей минералогии, Российская национальная библиотека и др.). Часть вещей пропала бесследно, многое было распродано через «Антиквариат», «Ленгосторг» и «Госфонд» [15]. Некоторые предметы коллекции были проданы на аукционе 1931 года в Берлине.
Строгановский дворец, Санкт-Петербург
С 1930-х годов во дворце разместился Институт прикладной ботаники и новых культур (ныне — Всероссийский институт растениеводства им. Н. И. Вавилова), из-за чего интерьеры начали претерпевать серьезные испытания. С 1937 года здание занимали также различные организации («Электромортрест», предприятие «Эра»), а также жильцы. До Великой Отечественной войны даже проводились некоторые реставрационные работы, но в результате бомбежек здание стало заметно ветшать. После войны ремонтные работы возобновились, фасады были расчищены и покрашены в зелёный цвет, впервые появившийся на дворце еще раньше, в 1935 году. В 1955 году возобновляется арендный договор с 6-м управлением Государственного комитета по судостроению, и из-за секретного характера деятельности интерьеры серьезно искажаются и уродуются. Всюду возникают перегородки, пробиваются отверстия и каналы, монтируются сейфы.
Первые призывы к тому, чтобы освободить Строгановский дворец от арендаторов и вернуть ему музейные функции, раздались в начале 1970-х годов, но решение этого вопроса затянулось на долгие годы. Лишь в 1988 году Строгановский дворец получил статус филиала Государственного Русского музея. Только тогда появились условия для работ по ликвидации последствий пребывания арендаторов и обследованию архитектуры дворца. Перед реставраторами предстала удручающая картина: в результате многочисленных перепланировок дворцовые интерьеры оказались в обезображенном и искаженном состоянии, с разнообразными бытовыми наслоениями. С тех пор уже более двадцати лет в Строгановском дворце ведутся серьезные реставрационные работы, которые курирует Ирина Николаевна Бенуа. В 2003 году завершилась реставрация фасадов здания с восстановлением первоначальной окраски [2].
Реставрационные работы во дворце требуют огромных затрат, и большую помощь в этом отношении оказывают Фонд восстановления дворцов Русского музея и благотворительный Международный Строгановский фонд.
Впервые для обозрения Строгановский дворец был открыт в 1995. Официальное открытие состоялось в 2003 году. С тех пор для жителей и гостей города открыта экспозиция, которая начинается в Новой передней и постоянно совершенствуется. Предполагаемое время завершения всех работ — 2014 год. К тому времени, вероятно, должно было открыться еще несколько отреставрированных интерьеров.
На данный момент, помимо парадных залов Строгановского дворца, составляющих филиал Русского музея, в здании размещается экспозиция восковых фигур и бутик «Музей шоколада» (это именно магазин, а не музей).
Во внутреннем дворе Строгановского дворца сооружен стеклянный ресторан, уничтоживший старый сад с вековыми деревьями.
Ворота восточного корпуса со стороны внутреннего двора дома:
Большинство предметов искусства из Строгановского дворца сегодня сосредоточено в Эрмитаже. Еще в 1928 году туда перевели 562 предмета музейного значения, а после ликвидации дворца Эрмитаж получил всю нумизматическую коллекцию Строгановых, а также гравюры, книги, античный саркофаг из строгановского сада, малахитовую вазу, мебель и многое другое.
Екатерина II в образе Минервы, статуя Ж. П. Тассара, Эрмитаж
♦♦♦♦♦♦♦
Использованные источники:
1. Шуйский В.К. Золотой век барокко и классицизма в Санкт-Петербурге. Москва ; СПб. : Центрполиграф : МиМ-Дельта, 2008.
2. Невский проспект: дом за домом / Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова, О. В. Петрова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Центрполиграф ; Санкт-Петербург : МиМ-Дельта, 2009.
3. Дворцы Невского проспекта: Сборник. - СПб. : Белое и черное, 2002.
4. Отзыв о посещении Строгановского дворца с фотографиями интерьеров
5. Строгановский дворец, статья в Википедии
6. Минералогический кабинет Строгановского дворца
7. Виртуальная экскурсия по залам Строгановского дворца
8. Кузнецов С. О. Дворец и его архитекторы (История строительства Строгановского дворца на Невском проспекте) // Наше наследие. 2001 № 59-60
9. Олег Неверов. Коллекции графа А.С.Строганова // Наше наследие. 2001 № 59-60
10. Строгановский дворец, история и архитектура на английском
11. Строгановский дворец: фотографии и описание
12. Кузнецов С. О. Граф А.С.Строганов: просвещенная любовь к отечеству. Вольный каменщик Петрополя // Наше наследие. 2001 № 59-60
13. Плакетки для камина Строгановского дворца
14. Кузнецов С. О. Из фамильной хроники Строгановых // Наше наследие. 2001 № 59-60
15. Сергей Любимцев. Русский музей в Строгановском дворце: проблемы будущей экспозиции // Наше наследие. 2001 № 59-60
16. Ольга Капарулина. Альбомы семьи Строгановых и художник Е.И.Есаков // Наше наследие. 2001 № 59-60
17. Проспект Невской перспективной дороги и другие старинные гравюры с видами Петербурга
18. Невский проспект от Адмиралтейства до Мойки
19. Мифы дворца Строгановых
20. Андрей Воронихин. Выставка в Русском музее к 250-летию со дня рождения архитектора
21. Сергей Кузнецов. Строгоновы. 500 лет рода. Выше только цари. - М-СПб: Центрполиграф, 2012
22. Архитектура и интерьеры Строгановского дворца
23. Телепередача «Красуйся, град Петров!» Фильм 49. Зодчие Франческо Б. Растрелли и А. Воронихин. Строгановский дворец
24. Телерепортаж о Строгановском дворце и других работах Воронихина
25. В Строгановский дворец Петербурга будут возвращены каминные экраны
26. Кузнецов С. О. В поисках Греческой комнаты. Записки участника реставрации Строгановского дома
27. "Мы и сами не понимаем, как делаем эти выставки" Русский музей отчитался за 20 лет реставрации
28. В знаменитой картинной галерее графа Строганова завершили реставрацию.
mishanita.ru