Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом. Станицей тучки носятся, Тепло озарены, И в душу снова просятся Пленительные сны. Везде разнообразною Картиной занят взгляд, Шумит толпою праздною Народ, чему-то рад… Какой-то тайной жаждою Мечта распалена – И над душою каждою Проносится весна. Афанасий Фет ![]() «Я нюхаю вербу: горьковато - душисто пахнет, лесовой горечью живою, дремуче - дремучим духом, пушинками по лицу щекочет, так приятно. Какие пушинки нежные, в золотой пыльце…» И.С.Шмелев «Лето Господне» Верба, верба, верба, Верба зацвела. Это значит - верно, Что весна пришла Это значит - верно, Что зиме конец. Вот... и самый первый Засвистел скворец... С давних времен верба (она же ива, ракита, ветла и тальник) символизировала праздник. Зацвела верба – значит, скоро весна, природа оживает. В России верба стала еще и важным религиозным атрибутом, заменившим пальмовые ветви, которые бросали Христу под ноги при входе его в Иерусалим. К празднику православные украшают ею дома: крепят пучок к иконам в «красном углу», ставят в букеты. Кроме этого, раньше справа и слева на воротах каждого дома крепили по цветущей веточке вербы. Верба – растение популярное не только в медицине, но и в устном народном творчестве. Причем, в пословицах верба выступает не в самой благожелательной роли: «Дождешься, как от вербы яблок», «Кто вербу посадит, сам на себя заступ готовит». Верба напоминала нашим предкам о потустороннем мире. Вместе с тем, растение являлось символом чего-то несерьезного и «легко адаптируемого» под реалии жизни. Не зря говорили – «немец, что верба: куда ни ткни, тут и принялся». Пожалуй, самое яркое воспоминание о вербе формировалось в детстве, причем, тоже не самое приятное. Ивовые прутья использовались для наказания непослушных чад: «Верба хлест, бей до слез», «Не я бью, верба бьет» или «Верба красна бьет напрасно; верба бела бьет за дело» Народные приметы- # Увидел на вербе пушок — и весна под шесток. # Ива рано инеем покрылась — к долгой зиме. Известны украинские фольклорные тексты, прямо или косвенно связывающие Вербу с небом и солнцем: объясняя детям в начале Великого поста, куда девалась скоромная пища, им говорили - "Були на масницi вареники, так в пiст на вербу повтiкали" или же "Узяла Бозя на вербу та там i поставила". Верба упоминается в детских заклинаниях, обращенных к дождю: на Вербу (а также на дуб или вообще "наверх") помещают горшок с борщом, который падает вместе с деревом или его уносят с собой птицы: "Не иди, не иди, дощику, Наварю я борщику, поставлю на вербi, Щоб випили горобi...". В украинских весенних песенках (отмечающих окончание дневного времени, отведенного для пения) решето (символ солнца) также оказывается помещенным на вербе, ср. такую веснянку: Спивалы дивочки, спивалы, В решето песеньки складалы, Поставылы на верби, Як налынулы лыбыди. И звалылы решыто до долу. Час вам, дивочки, до дому" со свадебной песней: "...Склонилось сонечко до долу. Час нам, Панове, до дому". В украинских загадках Верба - это солнце: "Стоит верба на серед села, розпустила голье на все Подолье". В севернорусских свадебных песнях "золотая верба" напрямую соотносится с храмом: "На горе высокой... Выросла верба золотая... Посередке золотой вербы Списана Спаса Пречистая Божья Матерь Богородица". В заговорах Верба, наряду с дубом и некоторыми другими деревьями, - "мировое дерево", являющее собой центр мироздания: "На моры, на лукаморi стащь вярба, на той вярбе семсот галля, а у том галле звiта лапухова гняздо, у тым гняздзе ляжыць Ева-царыца..." В славянском фольклоре и верованиях Верба оказывается причастной к сфере чудесного, ср., например, мотивы "золотой вербы" ("де не повернешся, золотi верби ростуть") и "груши на вербе" ("...у нас девки в злате ходят, у нас вербы грушки родят"), известные в западноукраинском фольклоре. В восточнославянской сказке - небылице на лошади вырастает Верба до неба. На юге Польши и в Галиции известны рассказы о чудесной дудочке, которую можно сделать из вербы, растущей в самой глубине леса, там, где ее не касался солнечный луч и где она никогда не слышала ни петушиного крика, ни шума бегущей воды. С помощью такой дудочки можно развеселить загрустившего человека, заставить танцевать того, кто никогда этого не делал, можно привлечь себе в ульи чужих пчел, разоблачить злодея и убийцу и т.п. Верба являлась священным растением не только для русских людей, но и для всего православного мира. Раньше в Боснии девушки опоясывались вербой, что на следующий год выйти замуж и родить потомство. В Чехии и Польше парни легонько били девушек ивовыми прутьями, а на следующий день молодые люди менялись ролями. В Словении и Хорватии подобным образом поступали дети – хлопали взрослых прутьями, требуя взамен подарков или денег. А еще у западных славян было принято сжигать вербу в Вербное воскресенье: якобы до этого момента в ней жила различная нечисть. Кстати, и хлестали детей вербами именно по этой причине – растению приписывали магические свойства по изгнанию злых духов. Верба - средство, по словам приверженцев народной медицины, крайне полезное при лечении самых разных заболеваний. Отвары коры, листьев и соцветий вербы используются как вяжущие, жаропонижающие, противоревматические, желчегонные, ранозаживляющие средства. Раньше отвары применяли даже для лечения малярии. Вербные почки употребляли в пищу больные лихорадкой и женщины, мечтавшие излечиться от бесплодия. Говорили даже, что освященная ветка вербы может исцелить нездорового человека, если прикоснуться ею к его ногам. Кроме того, почки растения даже употребляли в пищу – в Вербное воскресение с ними пекли пироги и варили кашу. |