Баптистерии - это церковные сооружения, предназначенное для совершения христианского обряда крещения. Внутри баптистерия обязательно располагается крестильная купель. Баптистерий Святого Джона (Иоанна Крестителя) в Пизе (Battistero di San Giovanni) - один из самых больших в мире и самый большой в Италии.
Баптистерий Святого Иоанна — баптистерий на Пьяцца деи Мираколи в Пизе. Выдающийся памятник итальянской романской и готической архитектуры и скульптуры. Начало строительства — 1152 год, окончание — 1363. В хронологическом порядке это сооружение более позднее, чем Пизанский собор, и более раннее, чем Пизанская башня.
Самый большой баптистерий в мире. Высота здания — 54,86 м, диаметр — 34,13 м.
третий ярус
Внутри здания, на столбе справа от восточного входа имеется надпись, указывающая дату закладки баптистерия:
MCLIII MENSE AUG(USTI) FUNDATA FUIT H(AEC) ECCL(ES)IA
(1153, в месяце августе заложена эта церковь)
Здесь 1153 год указан по пизанскому календарю и соответствует 1152 по григорианскому календарю.
второй ярус
А надпись на столбе слева называет имя первого архитектора баптистерия — Диотисальви
DEUSTESALVET MAGISTER HUIUS OPERIS
(Диотисальви руководитель этой работы)
Диотисальви руководил строительством до приблизительно 1180 г. и завершил возведение первого яруса, исключая капители внутренних столбов и колонн.
Во 2-й пол. XIII и 1-й пол. XIV века руководство работами осуществляли Никколо Пизано и его сын Джованни Пизано. Ими были возведены второй и третий ярусы.С 1362 строительство возглавил мастер Челлино ди Незе. Как полагают современные исследователи, ему принадлежит завершение сооружения двойного купола.
К 1384—1386 баптистерий в основном принял свой современный вид. Свидетельством тому были выполненные в эти годы фрески Антонио Венециано в Кампо-Санто со сценами из жития Св. Раньери.., на которых баптистерий был изображен уже с завершенным двойным куполом
Диотисальви начинал строить баптистерий в романском стиле, но достраивалось здание уже в готическом стиле. В результате, нижний ярус баптистерия украшен снаружи строгими романскими округлыми арками с узкими окнами, тогда как второй ярус украшен каменной резьбой и сдвоенными арками с готическими щипцовыми навершиями. Окна третьего яруса также имеют щипцовые навершия. Все здание облицовано белым мрамором с инкрустацией зелёным и серым мрамором.
Большую художественную ценность представляет богатое наружное скульптурное убранство баптистерия, в особенности бюсты и статуи второго яруса, выполненные Никколо и Джованни Пизано и их учениками. Сохранившиеся оригиналы этих скульптур находятся в настоящее время в Музее собора
Предполагается, что по проекту Диотисальви здание должно было иметь пирамидальную крышу. Однако впоследствии в дополнение к уже имевшемуся пирамидальному куполу поверх него был построен ещё один — более широкий полусферический
Восточная сторона купола снаружи покрыта свинцовыми пластинами. Это покрытие не было закончено, как полагают, из-за экономических трудностей, и оставшаяся западная часть была покрыта черепицей.
Баптистерий построен на той же неустойчивой песчаной почве, что и находящаяся неподалеку Пизанская башня, и тоже имеет наклон (0,6 градуса в сторону собора).
Восточный портал
Восточный портал (верхняя часть)
Восточный портал баптистерия (см. фото), обращенный к собору, является основным. Он содержит следующие элементы:
Интерьер
Интерьер (вид с восточной части верхней галереи).
Верхняя галерея и купол.
Огромное внутреннее помещение здания имеет относительно мало украшений и именно благодаря его большим строгим пространствам производит сильное впечатление на посетителей.
Восьмиугольная купель в центре баптистерия датируется 1246 годом и была выполнена мастером Гвидо Бигарелли (итал.)русск.. В центре её находится современная бронзовая скульптура Иоанна Крестителя работы Итало Гризелли.
Интерьер (вид с восточной части верхней галереи)
Кафедра баптистерия была создана между 1255—1260 годами Никколо Пизано. Она имеет весьма важное значение для истории европейского искусства, поскольку рассматривается как первое крупное произведение итальянского Проторенессанса. В сценах, вырезанных на кафедре, и особенно в классическом изображении обнаженного Геркулеса, Никколо Пизано предстал как подлинный предшественник итальянской ренессансной скульптуры.
Благодаря необычной конструкции крыши из двух куполов, пирамидального внутреннего и круглого внешнего, внутреннее помещение баптистерия имеет уникальные акустические характеристики.
Центральная восьмиугольная купель с резьбой и инкрустацией была изготовлена в 1246 году архитектором Гвидо да Комо Бигарелли. А кафедру с горельефами, изображающих сцены из жизни Христа, создал Никколо Пизано 1255-1260 годах.
Кампо-Санто ( Campo Santo) — монументальное кладбище, находящееся на северной части Пьяцца деи Мираколи.
Строительство клуатра начато в 1278 году архитектором Джованни ди Симоне. Само кладбище было достроено в 1464 году. Внешняя стена состоит из 43 глухих арок и 2 дверей. Большинство могил расположено под аркадами и несколько на газоне во внутреннем дворе.
Cappella Ammannati
Cappella Aulla
Monument of Leonardo da Pisa (Fibonacci), by Giovanni Paganucci, completed in 1863
Джулиано Вальдес. Искусство и история. Пиза — Флоренция, Casa Editrice Bonechi, 1995.
Christine Smith. The Baptistery of Pisa. New York: Garland Pub., 1978.
Antonino Caleca, Aurelio Amendola. La dotta mano: il Battistero di Pisa. Bergamo: Bolis, 1991.
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Серия сообщений "Соборы Италии":
Часть 1 - Комплекс площади Пьяцца деи Мираколи.(Пиза)Часть1.
Часть 2 - Базилика Святого Франциска в монастыре Сакро-Конвенто
...
Часть 18 - Капелла Сан-Северо и мировые шедевры скульптуры
Часть 19 - Архитектурный ансамбль площади Пьяцца деи Мираколи.(Пиза)Часть1.
Часть 20 - Архитектурный ансамбль площади Пьяцца деи Мираколи.(Пиза)Часть2.