Ущелье Ахцу
Империя была заинтересована в заселении Черноморской губернии, и сюда стекались представители разных народов многонациональной державы: кто в поисках земли обетованной, кто – спасаясь от преследования властей, а кто – и по прямому приказу. Это ведь сейчас здесь курорт, раньше была – ссылка.
Ранее единственным путём сообщения служила старая конная тропа, которая шесть месяцев в году был непроходима из-за снегов и жители Красной Поляны должны были запасаться провизией на всю зиму.
Было бы здорово, если бы на Скальном участке появился памятник его создателям.
Чтобы пробить дорогу, строители опускались в люльке с вершины скалы и долбили киркой неподатливый камень. Иногда использовали динамит. Закладывали его в щели, поджигали фитиль и отталкивались от скалы, проявляя чудеса сноровки.
Необходимо было как можно дальше отлететь от места взрыва и зацепиться за выступ скалы, не сорваться в пропасть и не качнуться в обратную сторону – надо ли удивляться, что строительство дороги отняло около 2000 жизней!
В самые опасные места ставили на работу турок, как более опытных и храбрых. Их и погибло при работе больше всех... Лом, кирка и лопата были основными орудиями труда.
Причём на её строительстве работало всего-навсего 250 человек без техники и механизмов.
Строительство Краснополянского шоссе 1896 г.
Маленькие заработки, плохое снабжение, свирепствовавшая в то время малярия создавали невыносимые условия для строителей. Немало было и жертв среди них.
Первоначально планировали пройти это место по уже ставшей классической схеме: прорезать полку! На фото видно, что это уже начали делать. На снимке не видно, но в этой прорубленной в скале штробе торчит лом и верёвка. Скалолаз погиб.
В одном месте путь прокладывался с таким трудом и потерями, что было принято долбить тоннель. И по сей день сохранились в скале выдолбленные куски, так и не ставшие дорогой. Долгие годы эти следы, да 2 лома, вбитые под нависающей над дорогой скалой, были немыми свидетелями тех нечеловеческих усилий, которые прикладывали строители дороги.
Справа у входа в тоннель сохранилась сделанная рабочими ниша, в которой к открытию дороги они установили икону. Проезжающие здесь останавливались, чтобы помолиться….." Пронеси Господи"
Руководил строительством талантливый инженер-дорожник Василий Константинович Константинов (1867-1920).
Василий Константинович Константинов и Сергей Карлович Старк. - в белой фуражке путейца Константинов, а Старк стоит за ним.
Василий Константинович Константинов в 1886 году окончил с золотой медалью петербургскую гимназию Императорского человеколюбивого общества. В 1890 г. окончил физико-математический факультет Петербургского университета с дипломом 1-й степени. Затем поступил на третий курс Института инженеров путей сообщения и в 1894 году получил диплом инженера путей сообщения.
Его скульптурный портрет, изготовленный из меди А.Тихомировым, установлен на отвесной скале перед тоннелем…. Раньше
Сын известной писательницы Е.П. Майковой и литератора В.Н. Майкова (брата поэта Апполона Майкова), В.К. Константинов, член 1-й Государственной думы, был и одним из лучших сочинских краеведов и автором первого путеводителя по Сочинскому району.
Сейчас
Трагическая гибель
Обстоятельства гибели неясны. Как следует из воспоминаний сотрудника Константинова Николая Штейпа, во время Гражданской войны В. К. Константинов жил в Ростове. Летом 1920 г. Константинов перебрался в Новороссийск и пешком направился в Сочи. По дороге его задержали и расстреляли без суда и следствия[4]. Это случилось 22 июня 1920 года, в тот же день умерла его мать, Е. П. Майкова.
Шоссе было открыто для движения в 1899 году
Сообщение из Сочи, Адлера с Красной Поляной осуществлялось гужевым транспортом, запряжённые лошадьми и буйволами. Арбы, линейки, подводы, фаэтоны, дилижансы, управляемые выносливыми и умелыми кучерами, доставляли грузы и пассажиров из Адлера до конечного пункта за 7-8 часов.
Шоссе, по свидетельству Эдварда Мартеля, находилось в состоянии постоянного ремонта из-за разливов и осыпей, и его поддержание обходилось казне очень дорого
За годы советской власти Краснополянское шоссе было значительно выпрямлено и сокращено за счёт строительства нескольких тоннелей и нового моста через реку Чвижепсе.
Последний, самый большой тоннель длинной 2601 м был открыт 19 августа 2005 года.
Скальный участок, протяженность которого четыре километра – самый эффектный и наиболее красивый на всем пути от Адлера до Красной Поляны….. Неприступные скалы покрыты зарослями тиса, самшита, лавровишни.
Уникальные фото снятые дроном
.
Фото с сайта:https://travel-or-die.ru/
Ни одна из новых магистралей не сравнится по красоте со Скальным участком старого дореволюционного шоссе.
Идут бесконечные переговоры о том, чтобы открыть дорогу для экскурсий, но пока этот проект невозможно осуществить - частые камнепады представляют угрозу для жизни посетителей.
http://kraspol.ru/about-krasnaya-polyana/history/krasnopolyanskoe-shosse
http://kraspol.ru/about-krasnaya-polyana/history/krasnopolyanskoe-shosse
ОТ МЕНЯ:
Мне было очень интересно делать этот пост потому, что видела дорогу вживую, да еще и функционирующую. Жаль, что фото не сохранились
Новое Краснополянское шоссе Адлер — Красная Поляна
Совмещённая автомобильная и железная дорога
Старая дорога в Красную Поляну над рекой Мзымта
Изредка слева можно заметить участки совсем старой дороги.
Вантовый мост Адлер красная Поляна
https://anashina.com/krasnaya-polyana-estosadok-i-roza-xutor/