• Авторизация


Актёры советского кино ... 10-08-2025 03:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Олег Александрович Стриженов (1929-2025) - советский и российский актёр театра и кино, народный артист СССР 

 

Олег Стриженов родился 10 августа 1929 года в Благовещенске Амурской области, в семье военного, прошедшего Гражданскую и Великую Отечественную войны и имеющего несколько боевых наград, Александра Николаевича и выпускницы Петербургской Мариинской гимназии и Смольного института Ксении Алексеевны. Кроме Олега, в семье было ещё двое сыновей – Борис и Глеб.

Олег Стриженов с родителями

В 30-е годы семья Стриженовых перебралась в Москву, но начавшаяся война изменила сложившийся уклад молодой семьи – младшие мальчики, Олег и Глеб, вместе с матерью остались в столице, а отец и старший брат Борис ушли на фронт. К несчастью, в одном из боев под Сталинградом Борис погиб, и в то же время решил уйти добровольцем на фронт и Глеб Стриженов. Добавив себе в метрике лишних пару лет, он был признан годным к военной службе и вскоре очутился на передовой. Однако повоевать ему так и не удалось: в первом же бою он получил тяжёлую контузию, после лечения в госпитале был комиссован.

Брат Олега Александровича Стриженовыа - Глеб Александрович Стриженов ( 1925-1985) - советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР, участник Великой Отечественной войны.

В те годы Олег Стриженов учился в средней школе и был весьма одарённым учеником. По словам его друзей, уже тогда мальчик выделялся из всех множеством талантов: прекрасно читал стихи, прозу, хорошо рисовал. Именно рисование было для него особенным, любимым занятием, и в будущем Олег мечтал стать профессиональным художником.

Учёба

В 1949 году Глеб решил посвятить свою жизнь актёрству и стал агитировать Олега пойти по той же дороге. Поколебавшись какое-то время, в итоге Олег поддался уговорам и братья подали документы в разные учебные заведения: Олег – в Театральное училище имени Щукина при Театре имени Вахтангова, а Глеб - в Школу-студию при МХАТе. Удачно сдав экзамены, Олег Стриженов был принят в студенты. Много позже, в 1997 году, в своей автобиографической книге «Исповедь» актёр напишет: «Я всю жизнь мечтал о свободе! А выбрал самую зависимую профессию в мире! Зависимую от всего, даже от собственного настроения».

В период учебы в «Щуке» ему приходилось играть самые разные роли: Емелю в водевиле Д. Ленского «Простушка и воспитанная», Ромео в «Ромео и Джульетте», Самозванца в «Борисе Годунове», Жадова в «Доходном месте» и другие.

В 1952 году известному кинорежиссёру с «Ленфильма» Александру Файнциммеру (режиссёру боевика «Константин Заслонов»), решившему экранизировать роман Этель Лилиан Войнич «Овод», для роли отважного Артура требовался молодой и красивый актёр, в поисках которого помощникам режиссёра пришлось объездить многие учебные заведения страны и просмотреть невероятное количество молодых людей. Во время одной из таких поездок в Москву в Училище имени Щукина режиссёр Анна Тубеншляк попала на спектакль «Ромео и Джульетта», где Стриженов как раз играл Ромео. Игра Олега настолько её впечатлила, что она тут же попросила разрешения у руководства училища взять с собой фотографию этого актёра, чтобы показать её Файнциммеру. Однако фотография харизматичного красавца оставила Файнциммера равнодушным.

Между тем съёмки «Овода» в 1952 году так и не начались из-за каких-то производственных неурядиц и были перенесены на следующий год.

Театр

К тому времени Олег Стриженов, окончив в 1953 году училище, уже был направлен по распределению в Государственный русский драматический театр в Таллине, где первой его ролью стала главная – роль Григория Незнамова в постановке «Без вины виноватые» Александра Островского. Спектакль имел большой успех у зрителей именно благодаря нашему герою, которого местные театралы тут же записали в «восходящие звёзды». Вот что поведал режиссёр Григорий Чухрай о своём первом впечатлении об актере: «Впервые я увидел его лет тридцать пять назад на сцене таллинского русского драматического театра и сразу запомнил. Недавний выпускник театрального училища имени Б.В. Щукина, он прелестно играл там Гришу Незнамова в «Без вины виноватых».

Наверное, Олег Стриженов продолжил бы свою успешно начавшуюся карьеру в театре, но судьба преподнесла ему не менее приятный подарок…

«Овод»

В это время, по случайному стечению обстоятельств оказавшийся проездом в Таллине второй режиссёр «Овода» Николай Акимов не смог посетить нашумевший спектакль «Без вины виноватые». Увидев игру Олега Стриженова, Акимов понял, что актёра на роль Артура наконец-то найден.

Файнциммер, услышав, что в Таллине объявился талантливый молодой актёр, спросил его имя. «Олег Стриженов», - ответил Акимов. «Где-то я уже слышал эту фамилию», - задумчиво произнёс режиссёр и внезапно вспомнил, что год назад фотографию человека с такой фамилией ему показывала Анна Тубеншляк. Заинтригованный таким совпадением вкусов двух своих ассистентов, Файнциммер тут же распорядился вызвать молодого актёра на «Ленфильм» для проб.

В душе мало надеясь на то, что его утвердят на главную роль, Олег всё-таки приехал в Ленинград. Явившись на пробы в красном свитере и коричневых брюках, он выглядел как мальчик и на всех участников съёмочного процесса произвёл грустное впечатление. Многие, несколько недоумевая, посчитали тогда, что кандидатура этого актёра, во внешности которого совершенно невозможно было разглядеть бесстрашного и несгибаемого Артура, в то время как другими кандидатами на эту роль были более маститые актёры, такие, как Сергей Бондарчук и Ю.Панич, отсеется сама собой после первой же пробы. Но произошедшее преображение Олега Стриженова изумило всех - не привыкший отступать, он решил не сдаваться без боя и показать всё, на что был способен как актёр. На пробах он был чрезвычайно собран, а от его мальчишества не осталось и следа. Пораженный игрой Стриженова А. Файнциммер заявил, что больше никаких проб не будет. Так наш герой был утверждён на главную роль, и в марте 1954 года начались съёмки картины.

Успех «Овода» был ошеломляющий. Яркий, темпераментный Артур в исполнении нашего героя в одночасье сделал Стриженова звездой советского кино.

Дальнейшая карьера

После блестяще сыгранной роли в «Оводе» Олег Стриженов стал много сниматься, причём преимущественно в главных ролях – недостатка в предложениях со стороны режиссёров у него не было. Начинающий режиссёр Владимир Каплуновский выбрал для своего дебюта экранизацию произведения Джека Лондона. Вышедший фильм под названием «Мексиканец», где Стриженову досталась главная роль, был хорошо воспринят зрителями, чего нельзя сказать о критиках – с их стороны фильму досталось изрядно.

Практически параллельно с «Мексиканцем» Стриженов в 1955 году принимал участие в съёмках фильма Григория Чухрая «Сорок первый» о военном времени. Утверждение его на главную роль было не таким уж простым - руководитель "Мосфильма" Иван Пырьев желал видеть в роли Говорухи-Отрока молодого актёра Юрия Яковлева, но Григорий настаивал на кандидатуре Стриженова. «Не помню уже, как Олег пришёл, как мы разговаривали, зато хорошо помню своё впечатление, когда посмотрел его вместе с Изольдой Извицкой кинопробы. Первая мысль была: «Фильм у меня в кармане». Я страшно обрадовался и как-то сразу поверил в удачу, да и коллеги мои уже не представляли себе в главных ролях никого иного», - говорит Г.Чухрай.
В итоге точка зрения режиссёра перевесила мнение руководителя «Мосфильма», и Олег Стриженов получил ещё одну роль, принесшую ему заслуженную славу.

В этой картине он создал сложный образ белого офицера Говорухи-Отрока, случайно оказавшегося на острове один на один вместе с девушкой-красноармейцем. Сила чувства к Марютке и благородство, умело переданные актёром с экрана, на корню меняли сложившееся поколениями советского народа представление о красных и белых.
Кроме того, что сама картина была отмечена призом на Каннском кинофестивале, роль Говорухи-Отрока, ставшая для Стриженова первой ступенькой на пути к сложным, неоднозначным персонажам глубокомысленных картин, принесла ему титул лучшего актёра года. После триумфального успеха «Сорок первого» спрос на актёра Олега Стриженова резко возрос.

В конце 50-х годов он был одним из самых снимаемых актёров советского кино, и в этот же период впервые сыграл роль своего современника. Приняв участие в съёмках картины Владимира Каплуновского «Капитанская дочка» по одноименной повести А.С.Пушкина, Олег Стриженов в 1958 году снялся в киноповести режиссёра Николая Розанцева «В твоих руках жизнь» по мотивам очерка А.Я. Сахнина «Эхо войны», исполнив в нём роль капитана саперов Дудина. Фильм повествует о том, как спустя пятнадцать лет после войны сапёры, рискуя жизнью, разминировали оставленный фашистами в жилом районе города склад боеприпасов. В фильме одну из ролей сыграла и жена нашего героя Марианна Стриженова.

Олег Стриженов, создав душевно красивый и полнокровный образ советского офицера, разбил предубеждение, что ему подвластны только «книжные» герои. Кроме этого, предшественников в этом у него не было, поскольку созданные яркие и запомнившиеся образы офицеров Советской Армии были исключительно в фильмах о Великой Отечественной войне; в картинах же о мирных буднях армии наблюдаются преимущественно плохие солдаты, которых перевоспитывают в хороших. После выхода «В твоих руках жизнь» воины Советской Армии с удовлетворением писали, что впервые они увидели в фильме правдивый и близкий им образ офицера.

В 1959 году Стриженов сыграл Мечтателя в романтической драме Ивана Пырьева «Белые ночи» по одноименной повести Ф. М. Достоевского.

1960-е годы

Десятилетие 1960-х годов стало весьма плодотворным в плане вышедших на широкий экран кинокартин с участием нашего героя, где он представал в самых различных образах. К примеру, он сыграл персонажей классических произведений: Германна в вышедшей в 1960 году экранизации одноименной оперы Петра Чайковского, написанной по мотивам повести Александра Пушкина, фильме-опере «Пиковая дама»; Лаевского в «Дуэли» по одноименной повести А.П. Чехова; Бестужева в картине о любви, чести и достоинстве «Северная повесть» по одноименной повести К.Паустовского; барона Тузенбаха в экранизации одноименной пьесы А.П. Чехова «Три сестры». Из ролей современников актёра можно выделить роль космонавта Алексея Бородина в драме Даниила Храбровицкого «Перекличка», вышедшей в 1965 году и повествующей о четырех разных историях, тесно переплетающихся между собой и действительные события которых перемежаются с событиями двадцатилетней давности.

В военной драме «Трус» чешского режиссёра Иржи Вайсса о событиях, развернувшихся в Словакии после подавления народного восстания 1944 года, Олег Стриженов сыграл роль партизана.

В биографической ленте «В мёртвой петле» режиссёров Суламифь Цыбульник и Николая Ильинского о первых русских авиаторах Олег Стриженов исполнил главную роль одного из первых отечественных авиаторов, спортсмена и веломотогонщика Сергея Уточкина.

Помимо ролей в экранизациях классических произведений и ролей своих современников, Олег Стриженов в период 60-х годов «примерял на себя» реальных исторических деятелей и вымышленных персонажей. Так, в вышедшей в 1965 году историко-биографической ленте Жана Древиля и Исаака Менакера «Третья молодость» о великом русском балетмейстере французского происхождения Мариусе Петипа наш герой исполнил роль П.И. Чайковского. В фантастической комедии «Его звали Роберт» режиссёра Ильи Ольшвангера Стриженов предстал в образе робота Роберта и его создателя, учёного Сергея Сергеевича. Эта роль была его дебютом в жанре комедии, и, надо отметить, дебютом удачным - фильм имел огромный успех у зрителей и был награждён призом «Серебряный астероид» VI Международного кинофестиваля в Триесте в 1968 году, а также призом кинофестиваля в Милане годом позже.

Но во время съёмок некоторых картин бывало и так, что отношения нашего героя с режиссёрами внезапно портились, и роль, изначально предназначавшаяся Стриженову, в итоге уходила к другому актёру. Эти конфликты возникали по самым разным причинам, начиная от нарушения режима самим актёром и заканчивая его чрезвычайной требовательностью к режиссёрам. Именно так и произошло, когда Сергей Бондарчук предложил Стриженову роль князя Болконского в киноэпопее «Война и мир».

Стриженов вспоминал: «Он мне год голову морочил. Предложил роль Долохова, я согласился, а он тем временем на роль Болконского пробовал всю страну, ко всеобщему удивлению, не предлагая её только мне. А я же Лев, я же гордый! Я ждал звонка и думал: «Эх, Серега, - царствие ему небесное! - как же ты роли распределяешь? Какая из твоей жены Элен?» И когда звонок раздался: «Старик, нет Болконского», - я выдвинул Бондарчуку условия. Первое. Я слышал, говорю, что ты пробы актёрские взаперти с женой смотришь, и никто другой их не видит. Так вот, ты мне покажешь все пробы, всё, что наснимал. А во-вторых, в моих пробах ты сам мне будешь подыгрывать. Ну а третье условие я тебе потом скажу, когда результат увижу. Договорились. Я отсмотрел все пробы, прохохотал: «Боже, бедный Толстой!» И с упоением отыграл в своих пробах».

Болконский в исполнении Олега Стриженова, в отличие от этого же персонажа в исполнении Вячеслава Тихонова, был разным, «живым». И когда Бондарчук это признал, тут-то Стриженов ему и объявил о своем третьем условии: «У тебя как у режиссёра я играть никогда не буду!».

Начавшийся переполох имел грандиозные масштабы, актёра уговаривали все, кто только мог, даже Фурцева подключилась. Вызвав его к себе, она гневно поинтересовалась: «Я не понимаю, почему вы не хотите играть любимый образ нашей молодежи?!», на что Стриженов отпарировал: «Екатерина Алексеевна, я окончил два учебных заведения - художественное училище и театральное. И только и слышал, что у нашей молодежи всего два любимых героя: Овод и Павка Корчагин. А вот то, что князь Андрэ стал любимым образом молодежи, я впервые от Вас слышу. Но не печалюсь, ведь Овода я сыграл».

МХАТ

В 1967 году Стриженов после долгого перерыва вновь решил вспомнить театр – на этот раз им была выбрана сцена МХАТа, где ещё в 1964 году он сыграл роль Тятина в спектакле "Егор Булычев и другие". В составе труппы МХАТа Олег Стриженов играл Мортимера в "Марии Стюарт" Шиллера, Треплева и барона Тузенбаха в чеховских "Чайке" и «Трёх сёстрах».

Снова кино. 1970-е годы

Через год после присвоения нашему герою в 1969 году звания народного артиста РСФСР Олег Стриженов снялся в картине Владимира Краснопольского и Валерия Ускова "Неподсуден", главная роль в которой - лётчика Егорова – принесла ему новый всплеск зрительской любви.

Когда режиссёры приглашали актёра на роль, из-за того, что Стриженов сорвал ряд фильмов, у него уже был конфликт с Госкино и даже приказ, запрещающий его снимать. «Потом мы его поняли. Дело не в нервном характере пьющего человека, а в том, что он страшно не любил халтуру. Как только он чувствовал режиссёрскую немощь или убогость замысла, он говорил: "Jamais". И уходил. Для него было важно, чтобы ему было интересно работать. Если этого не случалось, он сразу становился скучным, грустным и грубым", - рассказывает В.Усков.

О профессионализме актёра оба режиссёра заявляют в один голос, повествуя о разных случаях на съёмках - однажды он устроил скандал в костюмерной из-за того, что художник по костюмам после длительного перерыва в съёмках дала ему не ту рубашку, а он помнил, какая именно рубашка была у него. Профессиональная память актёра позволяла ему помнить, на какой ноте им была закончена сцена: после месячного перерыва картина снималась вновь, и он незамедлительно подхватывал тот же уровень темперамента ...

В. Усков вспоминает: «Когда он надевал костюм лётчика и выходил из костюмерной, все затихали. Он был настоящий герой-любовник. Умел любить, умел смотреть, умел слушать. Хотя начинал он, говорят, не очень складно. В массовке. Режиссёр кричал: "Это кто такой белобрысый сидит в кадре? Уберите его - он кадр портит"».

В 1970 году за роль лётчика Егорова в фильме «Неподсуден» по опросу журнала «Советский экран» Олег Стриженов был признан лучшим актёром года.

Несмотря на то, что начало 70-х годов было весьма многообещающим для актёра, в целом творчески удачными они не стали и актёрский потенциал Стриженова тогда так и не был раскрыт по-настоящему. Из ролей актёра в тот период наиболее известными стали роль советского разведчика Л. Маневича в картине В. Дормана "Земля, до востребования", роль князя Волконского в фильме В. Мотыля "Звезда пленительного счастья" и роль Вадима Дульчина в фильме П.Тодоровского "Последняя жертва".

1980-е -1990-е годы

За время продолжавшейся до середины 80-х годов творческой активности Стриженов снялся в нескольких фильмах. Наиболее удачными из них были взаимосвязанные части кинодилогии режиссёров Сергея Герасимова и Юрия Кавтарадзе «Юность Петра» и «В начале славных дел», явившиеся экранизацией знаменитого исторического романа «Петр I» А. Н. Толстого. В этих картинах Олег Стриженов предстал в образе князя Василия Васильевича Голицына. Большой успех имел и вышедший три года спустя двухсерийный детектив Бориса Григорьева «Приступить к ликвидации», где наш герой сыграл роль Ивана Александровича Данилова, полковника милиции, начальника отдела по борьбе с бандитизмом.

Эти картины стали последним ощутимым успехом Стриженова в кино. За последующий период 1984-1992 годов актёр снялся всего лишь в нескольких фильмах. В исторической картине «Господин Великий Новгород» Алексея Салтыкова он исполнил главную роль Алексея Бородина, в мелодраме «Мой любимый клоун» Юрия Кушнерова по мотивам одноименной повести Василия Ливанова сыграл Дим Димыча, а в военном фильме «Оглашению не подлежит» режиссёра Хасана Бакаева снялся в роли князя Ухтомского. Интересная работа актёра в военной ленте «Акция» режиссёра В. Шамшурина, где его героем стал Кареев, человек из «бывших», страстно любящий Родину, презирающий и красных, и немцев.

Новый век

Актёр в кино практически не снимался, в 2000 году, после восьмилетнего перерыва, Олег Александрович сыграл парализованного, прикованного к инвалидной коляске английского миллионера русского происхождения Александра Сергеевича Гагарина в психологической драме «Вместо меня», режиссёра Владимира Басова-младшего. А четыре года спустя исполнил главную роль в детективе «Пять звёзд» режиссёра Валерия Коновалова. В целом же актёр вообще не принимал предложения сняться в кино, всё свободное время посвящая написанию мемуаров и живописи, к которой тяготел с детства.

В одном из своих интервью он горько резюмирует: «Я прошёл по «Мосфильму»: гримерный цех уничтожен, в павильоне, где я снимался, склад коробок с итальянской лапшой. Людей, составляющих гордость нашего искусства, забыли. Мне не прислали даже билета на открытие последнего кинофестиваля. Этот билет мне что - по рангу не положен? Я, конечно, могу и без билета пройти, но я хочу под руку с женой, и сказать: «Меня пригласили». Раз такое отношение, буду продолжать писать картины маслом, а с кино - всё!»

Личная жизнь

Олег Стриженов был женат три раза. От первого брака с Марианной Стриженовой, исполнительницей роли Джеммы в картине «Овод», у него есть дочь, актриса Наталья Стриженова.

Марианна Александровна Стриженова (1924-2004) - советская актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР, 1-я жена Олега Стриженова

Наталья Олеговна Стриженова (1957-2003), актриса, дочь Олега Стриженова от первого брака 

От второго брака с Любовью Земляникиной (в замужестве Стриженовой), с которой он познакомился в МХАТе – сын Александр Стриженов, актёр театра и кино, режиссёр и сценарист.

Сын Олега Стриженова от второго брака - Александр (со своей женой Екатериной и дочерью Настей)

На съёмках картины Петра Тодоровского «Последняя жертва» в 1975 году Олег Стриженов встретил свою новую любовь - актрису Лионеллу Пырьеву (в девичестве - Скирда).

Зрители старшего поколения помнят эту актрису прежде всего по фильмам «Братья Карамазовы», «Хозяин тайги» и «Опасные гастроли» (в двух последних фильмах она играла любимых женщин Владимира Высоцкого). До 1968 года она была женой Ивана Пырьева.

Лионелла Ивановна Стриженова (по первому мужу Пырьева, урождённая Скирда, род. 15 марта 1938) - советская и российская актриса, заслуженная артистка РСФСР, 3-я жена Олега Стриженова

Вот что рассказывает сама актриса о встрече с Олегом Стриженовым: «Начался наш роман ещё в 1962-м. К слову, когда я рассказала историю наших взаимоотношений Виктории Токаревой, она воскликнула: «Этот роман я должна написать!» Но тогда, в 1962-м, мы с Олегом расстались. Потому что были молодые, горячие, ведомые страстью, романтикой, но и чувством долга. У Олега была семья, ребёнок маленький. Вот и решили: раз вместе нельзя, рубить - так под корень. А через 14 лет Петр Тодоровский, пригласив сниматься, свёл нас, на счастье. Однажды я приехала на озвучивание, и в студию вошёл Олег. И в присутствии директора, Петра, короче, при всех, кто там был, публично, с порога сделал мне предложение. Так просто: «Выходи за меня замуж». И я немедленно согласилась».

Интересные факты

Старший брат актёра - Стриженов Борис Александрович, лейтенант Советской армии, лётчик-истребитель, погиб под Сталинградом в 1942 году. Средний брат - Стриженов Глеб Александрович, известный актёр, участник Великой Отечественной войны, окончил Школу-студию МХАТ, заслуженный артист РСФСР.

1958-й год мог бы добавить в копилку Стриженова ещё одну прекрасную роль. Григорий Чухрай приступал к съёмкам фильма "Баллада о солдате" и рассчитывал предложить роль Алёши Скворцова именно Стриженову. Однако волею судьбы сыграть в этом фильме нашему герою так и не довелось. Но нет худа без добра - эта картина открыла нашему кинематографу другого замечательного актёра - Владимира Ивашова.

Стриженов всегда обходился без дублёров, постоянно поддерживая прекрасную физическую форму – это помогло ему сыграть такое количество мужественных героев: военных, лётчиков, разведчиков.

Олег Александрович Стриженов скончался 9 февраля 2025 года в возрасте 95 лет в больнице в Москве, куда был ранее госпитализирован, где перенёс ишемический инсульт.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
ТАНЕЧКА цитирую ваш пост. Спасибо .Олег Стриженов один из моих самых любимых актеров.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Актёры советского кино ... | Булгакова_Татьяна - Дневник Булгакова_Татьяна | Лента друзей Булгакова_Татьяна / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»