А коренные жители региона нашли себя в резьбе по дереву и токарном деле.
Случилось совмещение ремесел, и образовалась хохлома.
Черный, красный, золотой – главные цвета хохломы.
Белый цвет и охра помогали базовым цветам, уравновешивали композицию.
Основная задача хохломского художника – выразить высокую идею с помощью оптимально подобранных цветов, создав непростую игру мазков.
В хохломе выделяют верховое и фоновое письмо.
В верховом мастер создает узор на золотом фоне черными, красными и отчасти белыми тонами.
Еще одна примечательная деталь хохломы – травная техника. Ее представляют мотивы «под осоку».
Из малых травинок художник способен создать курочку либо петушка в густой листве.
Петриковская роспись.
Мотив петриковской росписи растительный, цветочный и ягодный.
Это прекрасные и сказочные картины.
Контур наносить не нужно, здесь главное острый глаз мастера и его умение.
Работать нужно очень тонкой кистью, кое-кто из мастеров ловко орудует стеблями растений.
Ягодки иногда рисуют подушечками пальцев.
Городецкая роспись.
Этот промысел родился на Поволжской земле.
Жители отдельных сел Поволжья декорировали прялки резьбой, а потом немного подкрашивали резной орнамент.
На нижегородской ярмарке такая продукция пользовалась немалым спросом.
А потом роспись заменила вовсе резной декор.
Городец был центром сбыта расписной утвари.
Одним из отцов-основателей промысла стал иконописец Огуречников, местным мастерам он преподал новые приемы.
Сначала мастера творили на загрунтованной поверхности, после ВОв начали использовать необработанную древесину.
Рисунки, благодаря этому, стали легче и прозрачнее. Основа росписи – замалевок, теневка, разживка.
Эти этапы являются главным алгоритмом художника. Любимой темой рисунков стали экстерьеры домов с резными ставенками, печными трубами, пестрыми наличниками.
Прикамская роспись.
В старину этой росписью декорировали стены домов, двери и мебель.
На светло-оранжевом фоне в красном цвете изображали анималистичные и растительные мотивы.
Название промысла связано с территорией, что прилегает к реке Кама в Пермском крае.
Все рисунки прикамского промысла – это те же сакрализованные пожелания счастья и благополучия, достатка в семье.
Северодвинская роспись.
Северодвинскую роспись часто называют просто северной.
Это одно из крупнейших направлений промысла в целом.
В нем гармонично уживаются архаичное крестьянское и языческое.
Нашлись здесь и мотивы Северной Европы, тонко вплетенные в русский стиль.
Роспись графичная, ажурная, яркая.
Борецкая роспись.
Сама роспись ассоциируются с северным летом – коротким, теплым, очевидно очень долгожданным; в основном ею декорировались прялки; вдохновителями промысла стали переписчики книг, старообрядцы; северодвинскую роспись принято разделять на 3 большие группы – Борецкую, Пермогорскую, Ракульскую.
Почему в северном промысле нет этой сдержанности, прохлады, скромности в выборе красок?
Сработал принцип компенсации: людям хотелось тепла и ярких красок, которые напоминают о живительном солнечном свете.
Пермогорская роспись.
Пермогорье – пристань на самом высоком берегу Северной Двины.
Считается, что великоустюжская роспись поспособствовала возникновению пермогорской.
А уже промысел Великого Устюга появился за счет вдохновения орнаментами восточных тканей.
Так, пермогорские ранние работы напоминают арабески.
Такое взаимопроникновение искусства и культур – частая история, которая в итоге образует уникальный продукт.
Урало-сибирская роспись.
Один из видов свободной кистевой росписи по дереву масляными красками.
Отличает ее особая техника – разбел, когда на края плоской кисточки в один захват с белилами берется цветная краска.
Особенно привлекательна эта роспись в интерьере и экстерьере домов – там ее лаконичность, собранность, четкость в выборе цветов максимально раскрываются.
И даже в современном интерьере она может стать интересным акцентом.
Владимирская роспись.
«Владимирские узоры» — фабрика, образованная в 1971 году.
Это самая интересная роспись с той точки зрения, что отдельным направлением она стала полвека назад.
Это бренд сувенирной продукции Владимирской области.
Очень много здесь работ на светлом, неокрашенном фоне, что прекрасно передает натуральную красоту структуры дерева.
И в современном интерьере такие работы «уживутся» проще.
Вятская роспись.
Большинство узоров вятской росписи несет символическое значение.
Вначале сундук покрывали клеем, сваренный из овечьей кожи.
Сразу же наносили рисунок, а сверху еще один слой клея.
Шугозерская роспись.
Появилась она на территории современного Тихвинского района Ленинградской области.
Считается возрожденным художественным промыслом.
Рисовали на прялках, не отказывались от использования трафарета, вертикализировали растительный орнамент.
На вершине веточки могла сидеть птица с ягодками в клюве.
В 2018 году большой коллектив специалистов, преподавателей, музейных работников и инвесторов провел огромную исследовательскую работу.