Санкт-Петербург - город федерального значения Российской Федерации, второй по величине город страны, расположенный на северо-западе страны, на берегу Финского залива. Санкт-Петербург был основан в 1703 году Петром I и с 1712 по 1918 год являлся столицей Российской империи.
Сегодня население города составляет около 4,5 миллионов человек, это важный экономический, политический, транспортный и культурный центр державы. Санкт-Петербург является одним из красивейших городов мира, привлекая к себе ежегодно множество туристов.
Центр города и дворцово-парковые ансамбли объявлены ЮНЕСКО объектами Всемирного наследия. В городе размещается свыше 200 музеев и около 70 театров.
[показать]
Город, безусловно, является культурной жемчужиной человечества. Неслучайно вокруг него, его истории крутится большое количество историй, легенд и мифов, некоторые из которых мы и рассмотрим.
Исконными жителями Петербургских земель были финны. Этот миф часто используется финскими историками, что и неудивительно. Якобы исконными жителями приневских земель являются вовсе не русские, а финны-ингерманландцы. В прессе этой скандинавской республики, да и у нас часто можно встретить информацию о том, что некоторые топонимы в Петербурге и его окрестностях были переименованы с исконно финских форм. Однако исследователи отмечают несовпадение финских названий мест с якобы переименованными русскими. На местности вдоль русла Невы еще задолго до основания города существовали русские деревни, тогда как число финских поселений было незначительным. Считается, что финны появились тут в массовых количествах лишь после Столбовского мира в 1617 году, когда эта территория стала принадлежать Швеции. Исследуя шведские переписи населения, историк С. Семенов обнаружил, что на 1623 год русских в Ингрии было почти 90%, а вот спустя 70 лет их доля уменьшилась до 26%. Очевидно, что местное население постепенно мигрировало в Россию, не желая жить под шведским правлением. Ранее же это даты население было смешанным, помимо русских здесь проживали карелы и ижоры, доля же финнов была небольшой.
Санкт-Петербург был построен на болотах в нежилой местности. Во многом благодаря Пушкину, который написал про возникновение города "из тьмы болот, из топи блат", возник этот миф. На самом деле в этой местности издревле существовал довольно крупный город Ниен, а также не менее тридцати деревень. Там, где сейчас начинается Литейный проспект, раньше была деревня Фроловщина, у истоков Фонтанки - поселение Кандуя, Спасское располагалось на месте Смольного и так далее. Были деревни на Крестовском острове, на реке Карповке, а на берегах Охты поселений было аж 12. Поэтому неудивительно, что вся эта инфраструктура активно задействовалась при строительстве города. Неудивительно, что казармы Семеновского полка находились вдали от центра построенного города, ведь они были фактически пристроены к существовавшей деревне, которая обслуживала солдат и офицеров, предоставляя тем питание и кров.
[показать]
Санкт-Петербург фактически построен на костях. Бытует мнение, что при строительстве города широко использовался труд крепостных крестьян, которых особо никто не берег, поэтому в условиях тяжелого климата среди строителей было много жертв. Однако источником такой информации являются иностранцы, которые особо не вникали в реальное положение дел, а строили свои умозаключения на основе неприязни к царю-реформатору. Но должны же были тогда остаться следы массовых захоронений! Не могли же бесследно исчезнуть останки погибших крестьян, которых по скромным оценкам погибло от 30 тысяч, а по самым смелым и до 300 тысяч. И вот в 50-х годах 20 века археолог А. Грач проводил систематические раскопки с целью обнаружения массовых захоронений. Каково же было его удивление, когда вместо братских могил он обнаружил обычные выгребные ямы, в которых закапывались пищевые отходы от скотины, которой и питались строители. Изучив документы, историки пришли к выводу, что Санкт-Петербург строили вовсе на крепостные, а вольнонаемные работники, при этом существовал гуманный вахтовый метод, согласно которому работы велись 3-5 месяцев в году. Зимовать же артели и вовсе уходили домой. Самой массовой гибелью строителей можно считать смерти нескольких сотен человек, которые строили Ораниенбаум, но это было вызвано не зверствами властей, а разразившейся эпидемией. К тому же строительство велось под начало Меньшикова, частным порядком, так что государство и не контролировало всего процесса. Естественно, труд крепостных использовался, во многом благодаря помещикам, которые стоили свои дома с помощью труда подданных, да и государство пользовалось услугами каторжников, однако не стоит преувеличивать масштабы этого явления.
Во время войны на Дороге жизни были понесены огромные потери. Многие западные авторы, да и отечественные приводят следующую статистику - по Дороге жизни успешно проходил лишь один грузовик из трех. Впрочем, цифры разнятся, но этот миф их объединяет. Но, учитывая то, что ежедневно в город приходило более 280 грузовиков, следует, что потери составляли 560, а значит, только за одну блокадную зиму страна потеряла бы 88 тысяч машин. Для сравнения - в СССР по ленд-лизу было поставлено намного меньше машин. Так что не стоит преуменьшать значимость и эффективность Дороги жизни.
[показать]
Санкт-Петербург - большой по площади город. Горожане, простаивая часы в пробках и тратя значительное время на проезд, считают, что Санкт-Петербург большой город. Тем более это мнение утверждается, если сравнивать Питер с близлежащими городами Финляндии. Однако стоит сравнить площадь города с действительно гигантами - Берлином. Парижем, той же Москвой. Оказывается, что площадь Санкт-Петербурга сравнительно невелика, центр занимает гигантскую площадь, так как это историческая застройка, и она не допускает переделок. Количество же жителей значительно превышает разумные нормы. Помимо центра же есть кольцо спальных районов, которые фактически изолированы от него промышленными зонами. Планировка города совершенно не приспособлена тому числу жителей, которые в нем обитают. Площадь же самого города в 5 раз меньше площади Москвы, в 8 раз - Лондона и Парижа. Зато такую же площадь, к примеру, имеет и Саратов с населением в 4 раза меньше. Таким образом, инфраструктура города приспособлена для проживания 1, максимум 2, миллионов человек. Такое несоответствие и вызывает дискомфорт у горожан, что проявляется в трудности с транспортом, нехватки мест отдыха, проблем с жильем, плохой работой коммунальных служб и так далее. Решение есть либо в развитии инфраструктуры, либо в постепенном оттоке горожан в более благоприятные места, тенденция к чему и наблюдается.
Санкт-Петербург - крупнейший портовый город. Вот только у туристов, которые пребывают в Санкт-Петербург по суше, такого впечатления не возникает. Дело в том, что город нельзя назвать портовым в традиционном понимании этого слова. Действительно, в архитектуре обильно присутствуют морские мотивы, однако порт ютится близко к центру, при этом его причалы и краны спрятаны от глаз туристов. В горле нет присущей портам набережной с кафе и яхтами у причала. А грузовой порт не является значимым по европейским меркам, по грузообороту он сравним с Хельсинки - портовыми задворками Европы. Уже в петровские времена было известно, что средняя глубина участка Финского залива до Кронштадта была равно 3 метрам, что явно мало для прохождения торговых судов. Поэтому по дну залива был сооружен канал глубиной 12-14 метров, однако и этого недостаточно для прохождения судов до 100 тысяч тонн. Сегодня потребность в грузообороте составляет около 150 миллионов тонн в год, тогда как фактически она в пять раз меньше. Да и в порту просто не смогут развернуться суда длиной более 200 метров, что автоматически исключает город из числа тех, которых можно посетить на круизном лайнере. Одним этим ограничением город теряет большое число туристов. Да и нет в Петербурге никакой развитой инфраструктуры для туристических судов или яхт. Оказалось, что получив выход к морю через Прибалтику в СССР порт тогда еще Ленинграда практически не развивался, плоды чего мы пожинаем сегодня - город не является крупным европейским портом.
[показать]
Санкт-Петербург - крупный туристический центр. Для возникновения туризма необходимо, прежде всего, создать условия для гостей. Развитый туристический центр должен отвечать всем требованиями даже самых требовательных приезжих. В случае с Петербургом же город, несмотря на привлекательность, сопоставимую с Парижем, находится далеко позади по туристическим возможностям. К примеру, город способен удержать туриста чуть ли не больше всех в Европе, только вот гостиничных номеров всего 31 тысяча. По этому показателю и смысла нет тягаться с Парижем или Берлином, а вот со скромным финским Турку, в котором на 180 тысяч населения 45 тысяч гостиничных место - вполне можно. Санкт-Петербург практически лишен экскурсионного транспорта, который развозил бы туристов по достопримечательностям, да и муниципальный транспорт слабо развит. В городе нет достойного центра развлечений - аквапарка или Дисней-лэнда, аквариума или же SPA-отеля. Иностранный турист заведомо подвергается дискриминации, так как платит за все туристические услуги дороже, а это отталкивает, нанося вред престижу города. В Европе принято, что основными путешественниками являются люди пенсионного возраста, которые в случае приятных впечатлений посоветуют это место и более богатым детям. Но что увидят пенсионеры в Петербурге? Что за посещение Эрмитажа с них берут в 5 раз больше? Над развитием туризма городу еще работать и работать, к примеру, в Лондоне 70% городского бюджета наполняется именно за счет этой статьи.
Санкт-Петербург - культурная столица. Несомненно, город богат своими культурными корнями, количество музеев и образованностью жителей. Но разве все это сделает внешнее кольцо жилых массивов культурнее? Сегодня подавляющее число жителей не могут нормально отдохнуть, посещать культурные мероприятия, так как практически все места культуры и развлечения находятся на территории исторического центра. В спальных же районах индустрия отдыха не развивается. Выйти в центр, "благодаря" транспортной сети выдается нечасто, к тому же такое удовольствие оказывается и недешевым. Неслучайно большинство горожан редко покидает пределы своего микрорайона. Сегодня постоянно уменьшается число детских творческих коллективов, театров-студий и других организаций, коими так славился город. Конечно, в прошлом Санкт-Петербург действительно являлся культурной столицей, но это звание при нынешних тенденциях развития города быстро может потеряться.