В имени этого города есть украинское слово "коло" - "круг". Но Коломыя скорее центр круга, круга древних обычаев и традиций, духовный центр Гуцульщины и Покутья.
Если коротко: Коломыя - город значительно интереснее и изысканнее Ивано-Франковска, немного сдержаннее Львова, и совсем отличный от Черновцов. И, конечно же, намного уютнее их всех. Такой себе обычный галицкий город в лучшем смысле этого слова. Я бы даже сказала «Коломыя - эталон галицкого города».
Тех, кто приезжает сюда впервые, Коломыя удивляет размерами и вполне современным темпом жизни. Шестьдесят тысяч жителей - цифра внушительная. Гуцульский колорит в глаза не бросается. Но туристов сюда приводит желание увидеть замечательную архитектуру, вобравшую в себя разные стили от модерна до сецессии, спокойно отдохнуть вдали от суеты и пыли крупных городов, познакомиться с народным искусством, благодаря которому главным культурным центром Покутья испокон веков считается именно Коломыя.
Сердцем любого галицкого города является площадь Рынок с ратушей. Коломыя, как «эталон», - не исключение. Разве что площадь, где расположена ратуша, называется не рынок, а площадь Шевченко.
Старый городской центр с башней ратуши застроен домами начала прошлого века. Много цветов, уютно и чисто.
Ратуша здесь необычная, но одна из лучших. Здание коломыйской ратуши расположено в углу рыночной площади вполоборота к остальным домам.Трехэтажное здание городского магистрата Коломыи построено в 1877 г. на месте сгоревшей деревянной ратуши. Выполнено в стиле неоренессанса. На башне размещен герб города и куранты с тремя циферблатами. Как и в прежние времена, помещение сейчас занимают городские власти.
Возраст города над Прутом весьма солидный. Однако ничего, напоминающего о нём, здесь нет.
Трудно поверить, что первые исторические свидетельства о Коломые относятся к 1240 году.
Город располагался на пересечении важных торговых путей, которые вели в Прагу, Вену, Регенсбург и Майнц. В середине XIII века Коломыя и её околицы были важным центром добычи соли, что приносило большую прибыль княжеской казне.
В Галицко-Волынской летописи упоминается всеми цитируемая фраза: не можеши отдати ю сима, яко велиции князи держать сию Коломию на роздавание оружникам. В то время здесь уже существовала крепость, защищавшая южные границы Древнерусского государства.
Выгодное географическое положение города способствовало активной торговле с Польшей, Венгрией, Византией, генуэзскими и венецианскими факториями Причерноморья, Литвой, странами Западной Европы.
Территориально Коломыя входила во владения Галицко-Волынского государства, выполняя функции торгового и фортикационного центра юго-восточной границы Галицкой Руси. Тогда на берегах Прута стояли 4 крепости: в Коломые, Олешко, Снятине и Черновцах.
Все эти укрепления были разрушены по воле татаро-монголов, которые потребовали этого от многовекторного Даниила Галицкого. Позже коломыйский замок восстанавливают на новом месте. А уже в 1405-м году Коломыя получает Магдебургское право.
В рассказах о городах такой факт всегда является исторически важным. Магдебургия означала право на самоуправление почти в классическом, современном их значении. Город переставал руководствоваться волей его владельца, а получал преимущество выбирать магистрат, осуществлять судопроизводство и так далее.
Но это не помешало в 1411 году Коломыю ... продать. А точнее сдать в аренду на 25 лет молдавскому господарю Александру. Условием стало его союзничество с Польшей (в то время это были уже польские земли) против Венгрии.
Для Коломыи наступали тяжелые времена. В 1490 году замок захватили повстанцы Ивана Мухи. А с 1502-го года город и замок неоднократно захватывают и жгут турки и румыны. Так проходит еще сто лет.
Лишения Коломыи в XVI в. не закончились. Румыны с татарами разоряли Покутье и дальше.
В 1630-х годах Коломыйский замок снова восстанавливают, хотя и на новом месте, на холме. Замок окружают земляные валы и ров с водой. Отстраивают и уничтоженный турками Доминиканский монастырь (ныне на его месте церковь святого Михаила, построенная в 1855 году).
Коломыю и уничтожали, и восстанавливали в результате ее выгодного для торговли расположения. Одним из главных продуктов для реализации была соль. Ее добывали не в самом городе, но именно сюда съезжались солеторговцы, отсюда чумаки возили соль аж в Киев.
После первого раздела Польши в 1772 году Покутье становится Австрийским. Правительство проводит административную реформу и Коломыя теряет статус уездного центра. До 1811-го года город входит в состав Станиславской округа. В городе активно строятся казармы, а в окрестностях появляются немецкие колонии. Императорское правительство призвало к активному заселению Галиции немцами. Через так называемый "патент заселения" из Южной Германии на Коломыйщину переезжали купцы и промышленники, что сильно изменило как этнический, так и религиозный состав края.
В 1789 году император Австро-Венгрии Иосиф II издает "Патент толерантросты". Документ предусматривал уравнивания в правах разных конфессий (до того римо-католическая церковь считалась фактически государственной), в том числе протестантских.
Особое внимание документ уделял делам еврейских общин. Имперское правительство считало, что нельзя накладывать на народ обязанности, не предоставляя ему равных с другими народами прав, а также нельзя ожидать преданности от людей, находящихся вне общества.
Австро-Венгрию за такую национальную толерантность, которая способствовала развитию различных народов многонациональной империи и до сих пор с уважением вспоминают в Галиции. В Коломые открываются школы, типография, общество "Просвита" и музыкально-хоровое общество "Коломыйский боян"
В Коломыйской гимназии учились Василий Стефаник, Марко Черемшина, Мирослав Ирчан, Петро Козланюк.
В 1866 году через город строят железную дорогу со Львова на Черновцы. Ею в Коломыю в 1880 году и прибывает вечный революционер Иван Франко.
В Коломые поэт бывал несколько раз, в том числе в полиции, суде и местной тюрьме. Трехмесячное пребывание поэта за решеткой имело следствием целый сборник стихов, написанных в столице Покутья.
А это тот самый комплекс здания суда и тюрьмы. Здесь когда-то был заключен Иван Франко.
Литературно-художественная жизнь в Коломые не ограничивались бояном и тюрьмой. Еще в 1848 году местным священником Иваном Озаркевичем основывается первый на Западной Украине театр. Интересно, что театр будет работать и во время Второй мировой. Причем с украинским репертуаром.
В сентябре 1914 года с началом Первой мировой войны в Коломыю вступают российские войска. Первым делом уничтожается только что открытый памятник Шевченко. Закрываются украинские библиотеки и книжные магазины, общество "Просвита", запрещается преподавание на украинском в школе, притесняется греко-католическая церковь...
В ноябре 1918 года провозглашается создание ЗУНР. Власть переходит к украинской уездной администрации. Многие коломыйцы вступают в армию в составе гуцульского куреня УГА, Второй (Коломийской) бригады УГА, полка имени гетмана Ивана Мазепы. Но уже в мае 1919-го года город оккупируют румынские и польские войска. Галичина переходит под власть Польши.
Во время Второй мировой город оккупируют венгерские и немецкие войска. Образуется гетто, гестапо проводит массовые аресты.
В марте 1944 года в Коломыю входят советские войска. Начинается советский период истории города.
А это самое старое и самое ценное сооружение города - деревянная Благовещенская церковь, срубленная в 1587 году. Её смело можно назвать эталоном гуцульского деревянного храма.
Современная Коломыя вообще мало похожа на провинциальный райцентр. Отреставрированные каменные дома никак не наводят на мысль о веках пустоты, многочисленные пожары, уничтожения военных периодов, неслыханный размах репрессий фашистов против еврейского населения, а советской власти - против местных священников и интеллигенции.
Каменные здания вместо деревянных начали активно строить в городе после пожара 1865 года. Тогда и построили новую ратушу, которая стоит на углу площади (а не в ее центре, как когда-то).
Началом прошлого века датировано и здание народного дома. Сейчас здесь расположен просто роскошный музей народного искусства Гуцульщины и Покутья. Тому, кто ищет гуцульский колорит, - сюда. Здесь можно пробыть не один час, причём время пролетит незаметно (не иначе как колдуны-мольфары стараются)
Старый музей народного искусства знаменит, однако символом города является не он, а довольно новая необычная постройка, появившаяся в центре Коломыи в 2000 году. Тринадцатиметровое здание, выстроенное в форме яйца, быстро стало не только самой известной постройкой Коломыи, но и брендом всей Ивано-Франковщины.
Давняя гуцульская легенда гласит, что как только будет забыт людьми обычай расписывать писанки, то страшное чудище освободиться от сковавших его оков и уничтожит жизнь на планете… В тот год, когда писанок расписывается немного, цепи ослабевают, и зло распространяется по земле, если же писанок много – то любовь и добро одерживают верх над злом, а чудовище остается неподвижным…
Не утратить древнюю и прекрасную традицию расписывать к Пасхе писанки и призван этот уникальный музей – единственный подобный в мире – Музей Писанки в Коломые.
Здание музея было построено в рекордные сроки – всего за 90 дней. Все помещение изготовлено из цветного стекла – общая площадь виражей составила более 600 кв.м! К тому же, в музее нет крыши.
Коллекцию для Музея начали собирать более ста лет назад, когда по инициативе местного духовенства был создан музей народного искусства Гуцульщины – этнографического горного региона, расположенного на территории современных Ивано-Франковской, Черновицкой, Закарпатской областей, а также прилегающих украинских селений соседней Румынии.
Позже он стал называться музеем народного искусства Гуцульщины и Покутья, поскольку экспозиция пополнилась также материалами со здешнего предгорного региона Покутье. Коллекция пасхальных яиц послужила поводом для создания отдельного музея «Писанка».
На нижнем этаже установлена скульптура матери и новорожденного ребенка, помещенных в яичную скорлупу. Автор назвал эту композицию «Рождение жизни». Дело в том, что по замыслу архитекторов весь музей является воплощением материнства ..
Сам же обычай росписи яиц пришел к нам из глубокой древности. Ведь писанка – это своеобразный оберег, тайнопись, известная сегодня не многим. Каждый символ, написанный на яйце, имеет свое значение и название. Каждому приписывалась большая магическая сила.
Мастерица бралась за работу в Страстной Четверг, будучи чистой и физически, и духовно (ни в коем случае нельзя было пребывать с кем-либо в ссоре), да и расписывать писанки нужно было так, чтобы никто этого не видел и не «сглазил» магический оберег.
Превращать обычное куриное яйцо в волшебное молодильное яблочко - писанку в старину умела каждая славянская женщина. Хранительница домашнего очага должна была из года в год «обновлять мир». Для этого святого дела ей, кроме яиц, нужны были: непочатая вода, непочатый огонь, новые горшки, новая полотняная салфетка, пчелиный воск, свеча, краски, разломанная надвое косточка-вилка, взятая из петушиной грудки.
Непочатый огонь добывал хозяин дома, непочатую воду хозяйка брала в полночь из семи родников (причем ее никто не должен был видеть, а если кто и встречался – женщина не имела права с ним здороваться). Краски добывали из лепестков цветов, коры, кореньев и листьев деревьев. Узор мастерицы не придумывали, а списывали с прошлогодних писанок. А к предметам, причастным к приготовлению писанок, никто, кроме самой хозяйки, не имел право даже прикасаться.
Так писали писанки наши далекие предки, наши прабабушки. Этой традиции насчитывается уже около 8 тыс. лет. Конечно же, со временем правила писания писанок упростились. Вода простая, кипяченая, писачок - специально изготовленный в виде небольшой металлической воронки, а краски берутся как «от Бога, так и от людей». Но традиция прошла все трудности и смогла выжить.
С приходом христианства на Русь писанка стала пасхальным яйцом.
Вот и в наши дни, так же как и сотни лет назад, перед светлым праздником Воскресения Христова, берут в руки мастерицы «писачок», растапливают на огне свечи душистый воск, и вновь из-под его золотых капель проступает загадочная тайнопись старины, передаваемая из поколения в поколение, неся в дом мир, здоровье, любовь и счастливую весть: «Христос воскрес!»
А в уникальном музее писанки каждый посетитель с помощью писачка и растопленного воска может попробовать создать свою писанку и хоть на миг прикоснуться к древней магии.
Когда-то на Руси были хранильники, которые занимались изготовлением оберегов. Писанка - один из таких оберегов. К ней было такое же почтение, как сейчас к иконе и крестику.
Писанка - символ мира, его устройства, символ возрождения, символ жизни, весны, любви. В глубине столетий наши предки праздновали великий весенний праздник пробуждения природы после долгого зимнего сна, победы добра над злом, света и тепла над тьмой. И все это выражено в узорах писанок.
«Бесконечник», или «ужик», ограждал дом от любой негативной энергии – она словно навсегда попадала в бесконечную дорогу «ужика» и уже не могла выбраться на волю…
Гроздь винограда помогала в делах сердечных – если на третий день Пасхи девушка дарила такую писанку парню – это расценивалось как молчаливое признание в любви, в ответ на которое юноша должен был обязательно пригласить девушку на танец.
Рисуя «клинья», мастерица загадывала желание. На яйце должно быть обязательно 40 клиньев (кстати, такую писанку рисовали на День 40 святых, а не в Страстной Четверг) – и к концу работы над писанкой желания должны были сбыться.
Рыбка, дубовые листья, «окошечки», «бараньи рожки», «дерево жизни» — символов на писанках огромное количество! Но не только значению и количеству символов уделялось внимание. Сам ритуал росписи писанок нес в себе заряд положительной энергетики.
Писанки писались и дарились любимым людям, детям, родственникам. Хозяин дома весной под главный улей клал две писанки, чтобы они охраняли пчел, и чтобы год был плодородным, писанку закапывали на поле перед тем, как его вспахать, писанку катали по телам животных, когда тех выводили впервые на пастбище.
Девушки дарили парням платок с писанками, и если парню нравилась девушка, то он писанки забирал себе, а платок наполнял угощениями и подарками. Страдающие бесплодием женщины дарили писанки детям в надежде, что Господь пошлет им ребенка.
В настоящее время музей владеет коллекцией свыше 6000 писанок, представленных различными областями Украины: Тернопольской, Львовской, Винницкой, Черкасской, Кировоградской, Одесской. Некоторые экспонаты были изготовлены еще на границе ХIХ-ХХ веков.
В отличие от сувенирных яиц, здесь всё настоящее. Каждое яйцо было бережно разделено пополам, очищено, вымощено внутри сухой бумагой и склеено снова.
Самые красивые украинские пысанки – космацкие – от названия села – Космач. Здешние народные художники пользуются восковой техникой. Сложнейший метод, сродни ювелирной работе. Воск на яйцо наносится тонкой палочкой, на конце которой – миниатюрная металлическая леечка. В нее закапывают растопленный воск, который наносят на яйцо, создавая узоры. Стоит такая писанка около двадцати пяти гривень.
Среди экспонатов есть и особенная коллекция – писанки с автографами почетных посетителей музея: художников, политиков, дипломатов. В музее существует традиция – первые лица страны во время посещения музея получают белое яйцо, растопленный воск и «писачек», которым оставляют свой автограф на поверхности яйца, а потом и вовсе расписуют писанку. Таких писанок уже больше 70.
Целая серия яиц была расписана представителями украинской диаспоры из таких стран как Пакистан, Шри-ланка, Беларусь, Польша, Чехия, Швеция, США, Канада, Франция и Индия.
А вообще, музей уникальный, других подобных нет.
Полная коллекция, кстати, значительно больше, чем представленная, поэтому экспозицию периодически обновляют.
Выйдя из музея, я абсолютно новыми глазами посмотрела на его декор и "прочла": моему роду (треугольник вершиной вниз) желают счастья (восьмиугольная звезда) и духовного роста (треугольник вершиной вверх)...
Вечером гигантское яйцо начинает сиять, словно напоминая о том, что именно оно тысячелетиями служило символом Вселенной...
Если вам посчастливится побывать в Коломые, то обязательно посетите музей писанки - вам понравится !.