• Авторизация


может понадобится 11-09-2012 11:15 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Roman_FRF Оригинальное сообщение

5. Перчаточная кукла - Вася

 

Технология создания перчаточной куклы 
(technology of creation of a manual doll)
 
Предыдущая страница по ссылке
http://www.liveinternet.ru/users/roman_frf/post127049258/

Вася

 Чтобы избежать общих слов, рассмотрим устройство
конкретной куклы. Её голова выполнена из папье-маше
по гипсовой форме с детской скульптуры, и надета
не на палец, а на гапит, а вместо рук и ног сделаны
культяпки. Кукла соответствует всем профессиональным
требованиям, и предназначена для работы педагога
совместно с детскими перчаточными куклами.


 Гапит

[показать]

Нижняя подвижная часть конструкции упирается
в ладонь руки, а указательный и средний пальцы
согнуты на проволочном крючке. Они могут своими
движениями поворачивать головку в стороны и
наклонять ее вперед. На гапите свободно висят плечики,
к которым крепится перчатка.
 Так как голова на гапите удерживается двумя пальцами,
ее размер может быть значительно больше той, что
на фотографии. И, что очень важно, гапит поворачивает
голову в стороны (голова на пальце может только
наклонять голову).

 

[показать]

[показать]

Плечики выпилены лобзиком из двух дощечек с прорезями
на противоположных сторонах. Отверстия на концах
сверлятся после склейки дощечек на шейке гапита.
Один сантиметр равен двум клеткам.
Деревянная ось нижней детали гапита покрыта графитовой
смазкой и входит в отверстие торца рукоятки. Через
отверстие в нижней части «подпятника» продет шнур
его фиксации.

 
 
Деревянные детали выточены стамеской на токарном
станке.
[показать]

Гапит в разобранном виде.


[показать]

Показаны плечики к которым крепится перчатка.

Как ни странно, но детям легче управлять куклой с гапитом.
Для них гапит делается с ручкой на один сантиметр короче,
и без плечиков.
 Разработана масса различных конструкций гапитов.
Самая популярная состоит из двух коротких палок
соединенных резиновым шлангом. Наклонив голову
вперед, кукла может одновременно поворачивать ее
во все стороны (один недостаток, такой гапит управляется
второй рукой кукловода).


 Руки
Перед тем, как проектировать костюм, необходимо сделать
патронки на пальцы, управляющие руками куклы.
Они сворачиваются из тонкого картона с клеем ПВА
шириной в 7 см. В сыром состоянии один конец трубки
слегка сплющивается. Углы «ладошки» желательно
закруглить ножом или напильником.

[показать]
 
 Ручки обтягиваются тканью сшитой из двух деталей
(мерку удобнее снять по месту).



[показать]

Для мизинца надо сшить фетровый колпачек-вставку,
чтобы он не болтался в патронке.

 

[показать]

Диаметр входного отверстия для двух патронок одинаков,
и рассчитан на большой палец. 


[показать]

Выверните подкладку швами вовнутрь. Вставьте в рукава
обтянутые тканью патронки, так, чтобы их «ладошки»
были внутри (для мизинца длинный рукав) и перетяните
рукава ниткой по линии пунктира на выкройке. Выверните
подкладку лицом наружу. Из рукавов будут торчать ручки.



[показать]

Обратите внимание, патронка большого пальца слегка
развернута относительно мизинца по часовой стрелке.
Но когда пальцы соединяются вместе, они поворачиваются
одинаково.

Рукава верхней одежды не зафиксированы на руках,
они плотно подогнаны по месту сборками и тесьмой.


Снятие мерки с руки кукловода


[показать]
 

Когда кукла сомкнет свои ручки, перчатка вытянется на спине
максимально. В этом положении кисти руки и снимайте мерку
для спинки. Оберните портновский метр вокруг распрямленной
на столе ладони и получите размер талии (25 см.)

 Тем же метром определите ширину спинки от кончиков
сложенных вместе большого пальца и мизинца через
тыльную сторону кисти руки, под костяшками пальцев.

( 29 см). Ширина сшитой из двух кусков грудки меньше
спинки на 3.5 см.
Если вы запутались во всех этих замерах, то приложите
кусок бязи к кисте руки со сложенными впереди пальцами
(мизинец и большой палец). Отметьте на ткани расположение
шеи, и окончания пальцев. На выкройке они соответствуют
красным меткам. Так вы определитесь с общими габаритами
перчатки. Посмотрите, если они сильно отличаются от
предложенной выкройки, внесите свои изменения.
Это особенно важно, если вы шьете на детскую руку.

 


 

Подкладка перчатки-костюма 
 

Спинка подкладки.

[показать]

Подкладка для перчатки шьется из бязи. Она должна легко
отделяться от костюма для стирки.

 

 Левая часть грудки с длинной рукой

Правая часть грудки с короткой рукой

[показать]
 
Две детали грудки сшиваются друг с другом по зеленой
линии, образуя центральный шов. Полученная деталь
сшивается со спинкой по красным линиям (длинная рука
с длинной, короткая с короткой).

 
[показать]

Готовая подкладка выворачивается швами вовнутрь, и
в таком виде на нее будут монтироваться руки и верхняя
одежда куклы.



[показать]

Так выглядит подкладка на изнанке костюма нашей куклы
(вид передней части).



Верх рубашки 

 
 
Спинка и грудка рубашки одинаковые, но ассиметричные
(правая рука длиннее левой). Спинка пришивается к грудке
по красной линии. Места подгиба и крепления рукавов
указаны пунктиром.

  
 

[показать]



 

Нижняя часть рубашки 



Низ рубашки (подол) в виде круга диаметром 28 см.

 

Внутреннее отверстие 8 см.
Подрубить края по красной линии. Подол обшит
декоративной золоченой каймой. Та же кайма скрывает
швы на рукавах рубашки.


[показать]

Требуется найти место линии талии на рубашке, она выше
ее нижнего края. Все это делается на перчатке с рукой.
После примерки, юбка окончательно пришивается к талии.
  

 


Штаны

Верх штанов в виде прямой юбки из двух деталей.


Две штуки. Длинна 20 см, ширина 8 см.


[показать]


[показать]

Штанина из одной детали сшитой в трубку, которая
присборивается на ноге. Предусмотрен вырез для
пальца кукловода.


 Верх штанов


[показать]
 
Верхняя часть штанов и места крепления рубашки и ног куклы.
_________________________________________________________ 

Ножка 
 
Выкройка ноги для ткани и сентипона.

[показать]

[показать]

Слой сентипона короче ткани, которая будет
подгибаться вовнутрь.



[показать]
 
Схема показывает порядок вшивания ноги в присборенную
штанину. Желтым цветом указан сентипон.


 


[показать]


[показать]
 
Показана задняя сторона штанины с отверстием для пальца.

 

 
 

Белую подкладку надо вывернуть швами вовнутрь.
Вид сзади. Перчатка вывернута наизнанку. Показаны
ноги в штанинах.

Костюм смонтирован на подкладке.



Шея головки


[показать]

В простейших перчатках голова надевается на указательный
палец руки кукловода. Отверстие имеет фетровый переходник,
позволяющий подгонять диаметр под разные руки.


[показать]
 
Так выглядят фетровые вставки для картонных патронок
рук и шеи. Их размер подгоняется точно по руке актера.

Подобные вставки вшиваются в мягкие набивные ручки
и головы. Конус вдавливается в ватную или сентипоновую
набивку, края его входного отверстия приметываются
к ткани с набивкой.


[показать]
 
Фетровый наконечник на пальце.



Парик


[показать]

Парик сделан из витков пряжи, прошитых по центру
и разрезанных между строчек. Получившееся подобие
бахромы уложено на голове и зафиксировано клеем ПВА.



[показать]

Практика показывает, что одна и та же головка может
использоваться для создания нескольких кукол
(сменные головки). В таких случаях, удобнее парик
с головным убором цеплять за два-три крючка,
укрепленных на голове.


 
Роспись

[показать]
 

Голова расписана масляными красками. Если у краски
появится неприятный блеск, дуньте на свежую роспись
белой пудрой. Пудру можно добавлять в краску и в
процессе росписи.

Обратите внимание на известные приемы росписи,
усиливающие рельефность скульптуры. В одном случае
выступающие места головы можно сделать темнее, а все
углубления оставить светлыми (эффект загара). В другом
случае все делается наоборот, впадины затеняются,
а выпуклости высветляются (эффект потертости). Надо
помнить, яркие краски и тусклые, так же, как теплые
и холодные, зрительно расслаивают поверхность.
Яркие и теплые цвета «выступающие»
(красные щеки и нос),
а тусклые и холодные «удаляющиеся»
(периферия лица, шея).

Объем с любой росписью надо ясно представлять
в условиях сценического освещения. Световая среда
способна преобразовывать форму до неузнаваемости.
Роспись куклы, играющей в условиях рыжего света
рампы, будет смотреться вульгарно при дневном
освещении. Но, стоит вам переписать лицо так, чтобы оно
хорошо смотрелось при дневном свете, и при свете рампы
оно поблекнет.

 Расстояние, отделяющее зрителя от куклы, диктует не только
степень детализации росписи, но и ограничения на толщину
линии. Если усы кота нарисовать тонкими линиями, то на
расстоянии от зрителя они пропадут. Если зрачки меньше
того размера, который способны рассмотреть дальние
зрители, то их надо увеличить. Зрачки кукол театра окружены
светлым белком, так, чтобы они легче замечались с
расстояния (вытаращенные). Это все те преувеличения,
которые пугают обывателя, рассматривающего театральную
куклу на выставке в упор, «они такие страшненькие!». 
Понятно, что с большого расстояния воспринимаются только
ясные силуэты форм, в противном случае, все смажется.




Глазки


[показать]

Глазки выточены из дерева, покрыты белой нитроэмалью
и приклеены к лицу головки. Зрачки удобней расписать
цветной нитрокраской на месте после установки глаз.


Покраска шаров
 
Перед окраской шаров белой нитрокраской, опустите их в ацетон, и не вынимайте до тех пор, пока из дерева не выйдут все пузырьки воздуха . Теперь, когда вы будете окунать шары в белую нитрокраску, воздушные пузырьки не испортят гладкую поверхность. Дайте краске подсохнуть, и окуните еще раз. Следите, чтобы подтеки собирались на невидимой стороне глаз.




Головной убор

[показать]

Полосатый колпак подшит к волосам. Во многих случаях он
имеет зафиксированную форму (каркас, подкладка и т. п.).




О тканях ничего не говорю, надеюсь, фотографии подскажут
вам их названия. Понятно, материал толстый и грубый
малопригоден для работы с костюмом миниатюрного размера.
Мне нравится трикотаж, батист, тюлевые сетки, все, что
создает мелкие складки. Они хорошо сочетаются с жесткими
гладко обтянутыми вставками (различные толщинки костюма
в виде горбов, животов, поясов). Фактуры в театре, тема для
отдельного разговора.

Уровень сложности конструкции куклы, ее художественное
оформление выбираются автором. Сделать этот выбор
осознанным помогают знания техники и технологии
изготовления куклы театра, и если эта серия статей окажется
кому-то полезной, мне будет интересно ее продолжить.
Можно подготовить разделы о фактурах и о механизации
кукол театра (минимум).  возможно, подготовлю  авторские
эскизы кукол.

Мне все так надоело, что глаза ни на что не смотрят.
Никогда бы не подумал, что я такой умный. Одно утешет, 
после подготовки этих страниц в голове у меня не осталось
ни одной извилины, мозги круглые, как бильярдный шар.
Ссылки на страницы с описанием технологии изготовления
театральных масок и кукол: лино, формовка гипсом,
папье-маше, резьба по дереву, лепка из пластилина и глины, 
дам позже.
 

 

Серия сообщений "Перчаточные куклы":
Часть 1 - 2. Куклы и дети (куклы пальчиковые)
Часть 2 - 4. Куклы и дети (пластика дерева)
Часть 3 - 2а. Куклы и дети (пальчиковые куклы)
Часть 4 - 5. Перчаточная кукла - Вася
Часть 5 - 3. Перчаточная кукла - формовка
Часть 6 - 2. Перчаточная кукла - скульптура
...
Часть 10 - Балаган с куклами
Часть 11 - Куклы на запястье
Часть 12 - Мимирующая кукла
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник может понадобится | Мария-_Ноэль - Дневник Мария-_Ноэль | Лента друзей Мария-_Ноэль / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»