Часами наблюдая за балеринами, прачками, прислугой, завсегдатаями кафешантанов, Эдгар Дега искал пульс жизни. А затем используя свой новаторский склад ума и настойчивость перфекциониста, он искал способы передачи впечатлений. Это был импрессионизм в полном смысле, хотя сам художник и был во многом не согласен с теми, кто так или иначе причислял себя к этому направлению. Вихрь кружения, прозрачность текстур, динамика и мимолетность - Дега пришлось серьезно постараться, чтобы заворожить зрителя кажущейся легкостью.
«Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение», — признавался Дега, когда его в очередной раз называли поклонником танцовщиц. Их невесомые полупрозрачные фигурки предстают на картинах то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Логично было бы заподозрить Дега в сексуальной связи художника с танцовщицами, однако никаких свидетельств об этом не сохранилось, как и об отношениях художника с женщинами или с кем-либо еще.

Ballet at the Paris Opers - 1877 - The Art Institute of Chicago (United States) - Drawing - pastel
Сам Дега говорил: «Надо иметь высокое представление об искусстве; не о том, что мы делаем в настоящий момент, а о том, чего бы хотели в один прекрасный день достичь. Без этого не стоит работать».
Огюст Ренуар сказал о своем друге: «Дега был прозорлив. Не скрывался ли за черным сюртуком, твердым крахмальным воротничком и цилиндром самый революционный художник во всей новой живописи?»

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897
Бумага, пастель. 65 × 65 см
Музей искусств им. А. С. Пушкина, Москва, Россия. Викисклад
Кликабельно - 2124px × 2073px
Сюжет
Четыре балерины кружатся в танце. Мы не знаем, что это за партия. Не знаем мы и того, находятся они на сцене или в классе, выполняя упражнения. Есть версия, что Дега изобразил одну модель в разных ракурсах, стараясь передать образ кружащейся танцовщицы.
«Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение», — признавался Дега, когда его в очередной раз называли поклонником танцовщиц. Их невесомые полупрозрачные фигурки предстают на картинах то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Логично было бы заподозрить Дега в сексуальной связи художника с танцовщицами, однако никаких свидетельств об этом не сохранилось, как и об отношениях художника с женщинами или с кем-либо еще.

Эдгар Дега. Урок танцев (1873−1875)
Масло, холст, 85 × 75 см
Музей Орсе, Париж, Франция. Викисклад
Фигуры на картине крупные. Причина довольно прозаична: художник терял зрение и был вынужден работать с более масштабными образами. Пастель, которую использовал Дега, была его любимым материалом в поздний период творчества. Свежесть тонов, вибрация штриха, бархатистая фактура привлекали мастера.
Чтобы придать краскам особое «звучание», Дега придумал обрабатывать картины паром — пастель размягчалась и её можно было растушевывать. А чтобы заставить пастель «светиться», художник растворял ее горячей водой и наносил на холст, как масляную краску.
Контекст
Каждое произведение Дега при кажущейся воздушности — результат длительных наблюдений и кропотливой работы. Экспромт был категорически несовместим с перфекционизмом художника. Наблюдательность и феноменальная зрительная память позволяли ему с поразительной точностью улавливать нюансы, создающие ощущение мгновенного и случайного.
К концу сеанса модели Дега всегда были не только смертельно уставшими от долгого позирования. Они были еще и размечены полосками, которые помогали художнику выверять пропорции.

Эдгар Дега. Абсент, 1876
Масло, холст, 92 × 68 см
Музей Орсе, Париж, Франция. Викисклад
Вдохновение же художник черпал в театрах, опере, кафешантанах. Последние были крайне популярны в Париже на протяжении последней трети XIX века — до появления кинематографа. Эти заведения встречались всюду и были ориентированы на клиентов с разным достатком. Демократичность и вульгарность кафешантанов притягивали Дега. Его забавляли фрики, которых можно было встретить там: чревовещательницы, крестьянки, сентиментальные дамочки и т. п. Здесь, под светом электрических фонарей, Дега находил новые способы для передачи привычного — к чему, собственно, и стремились импрессионисты.
Судьба художника
Эдгар Дега был старшим сыном в аристократической семье. Чтобы скрыть свое благородное происхождение, он изменил свою фамилию де Га на более простую — Дега.
Не нуждаясь в деньгах, начинающий художник предпочитал писать ради искусства и тратить бесконечные часы на доработку. Была даже шутка, что заставить Дега закончить полотно можно только одним способом — отняв у него картину. По части перфекционизма Эдгар был маньяком. Во время обучения он так тщательно копировал работы старых мастеров в Лувре, что оригинал был трудно отличим от штудии.

Автопортрет, 1854−1855
Масло, холст,81,3 × 64,5 см
Музей Орсе, Париж, Франция. Викисклад
Дега дружил с импрессионистами. Он не разделял многое из их принципов, но сходился с ними в одном из основополагающих для стиля: сюжеты брались из повседневности. Пленэрам Дега предпочитал театр, оперу и кафешантаны. В искусственном освещении заведений Дега часами наблюдал за тем, как движутся люди.
После смерти отца в 1870-х у семьи возникли проблемы с деньгами. Впервые Дега начал продавать свои картины и участвовать в выставках. Но как только он наладил клиентскую базу, художник отказался от экспозиции своих работ, предпочитая продавать их через нескольких торговых агентов.
Последние 10 лет Дега почти не писал. Он жил одиноко в своей холостяцкой квартире, окруженный холстами, антиквариатом и коврами.
Картина хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, в который поступила в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства; до 1918 года находился в собрании Сергея Ивановича Щукина в Москве, после создания пастель хранилась в собрании Дюран-Рюэля в Париже.
ЧТО ЗАШИФРОВАНО В ИЗВЕСТНОЙ КАРТИНЕ ЭДГАРА ДЕГА
Первое впечатление часто бывает обманчиво. Как, например, в случае с «Голубыми танцовщицами» Эдгара Дега
[1200x1183]
«Голубые танцовщицы» — пастель французского художника-импрессиониста Эдгара Дега, созданная в 1897 году. Хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, в который поступила в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства; до 1918 года находился в собрании Сергея Ивановича Щукина в Москве, после создания пастель хранилась в собрании Дюран-Рюэля в Париже.
Рисунок выполнен пастелью на бумаге размером 65×65 смПроизведение относится к позднему этапу творчества Эдгара Дега, когда его зрение ослабло, и он стал работать большими цветовыми пятнами, придавая первостепенное значение декоративной организации поверхности картины.Тематика танцовщиц была очень близка художнику и неоднократно повторялась в технике пастели, масляной живописи и рисунка. По мнению некоторых критиков по красоте цветовой гармонии и композиционному решению пастель «Голубые танцовщицы» может считаться лучшим воплощением этой темы у Дега, который добился в ней предельного богатства фактуры и цветовых сочетаний.
Манеру и тематику живописи, которые кажутся результатом напряженного творческого поиска художника, иногда определяют более прозаичные обстоятельства. Эдгара Дега еще его современники прозвали живописцем балерин. Он был завсегдатаем театров, однако тема балета затмила в творчестве Дега прочие далеко не сразу. В 1874 году умер его отец, оставив огромные долги, уничтожившие семейное дело — банк. Безбедное существование сына состоятельного банкира закончилось, и Дега пришлось всерьез задуматься о заработке живописью. Британский историк искусства Джон Кир связывает с этим начало «балетного бума» в творчестве художника в середине 1870-х: изображения прелестных танцовщиц хорошо продавались.
И импрессионистскую манеру письма Дега, можно сказать, приобрел поневоле. Художник, в отличие от собратьев, не стремился бросать на холст мимолетные впечатления. Но зрение, подводившее Дега еще в молодости, с годами катастрофически ухудшалось. Прорабатывать линии и мелкие детали на холсте было все труднее. Живопись пятнами, размытые формы, яркие тона — в 1890-е, спустя годы после распада группы импрессионистов, манера слепнущего Дега стала по-настоящемублизкой их «канону».
1 Позы. На первый взгляд балерины движутся по кругу в танце. На самом деле девушки стоят на месте, поправляя одежду перед выходом на сцену. Художник предпочитал рисовать и писать балерин не во время выступления, а в обыденной обстановке: на репетициях, в гримерной, за кулисами.
2 Девушки. Точнее, девушка: позировала, скорее всего, одна натурщица, а не четыре. И вовсе не для картины. После смерти Дега среди его вещей были найдены три негатива фотографий балерины. Девушка — вероятно, одна и та же — снята в разных положениях, совпадающих с позами трех «голубых танцовщиц».
3 Палитра. «Цвета Дега стали последним и величайшим даром современному искусству», — восхищался американский исследователь Джордж Херд Гамильтон. Однако сам художник как-то заявил арт-дилеруАмбруазу Воллару, что охотнее ограничился бы черно-белой палитрой, но приходится учитывать вкусы публики: «Все наседают, требуют цвета…»
4 Костюмы. По словам Дега, в моделях-танцовщицах его как художника привлекала не столько девичья краса: «Балерины всегда были для меня предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение».
5 Пастель. В старости Дега предпочитал пастель маслу не только ради художественных возможностей этого материала, но и из-за слабеющего зрения. Пастель не требует высокой точности, ею удобно рисовать, стоя вплотную к холсту, — так глаза художника меньше напрягались.
6 Свет. В отличие от собратьев-импрессионистов, Дега не любил работать на пленере. Он предпочитал выписывать эффекты, создаваемые искусственным освещением. Возможно, оттого что глаза художника болели от яркого солнца.
7 Граница кадра. Фигуры девушек как будто произвольно обрезаны границами картины, и изображение кажется спонтанно выхваченным из жизни моментом. Однако Дега всегда тщательно продумывал композицию работ. «Нет искусства менее непосредственного, чем мое», — утверждал он.
Художник
Эдгар Дега
[340x300]
1834 — родился в Париже в семье банкира.
1855–1856 — посещал Школу изящных искусств.
1862 — познакомился с Эдуаром Мане и другими будущими импрессионистами.
Около 1870 — создал «Оркестр Оперы»; на картине — одно из первых изображений балерин в творчестве Дега.
1870–1871 — добровольцем участвовал во Франко-прусской войне; у Дега выявили проблему со зрением — отслоение сетчатки.
1881 — создал из подкрашенного воска, волос и ткани статуэтку «Четырнадцатилетняя танцовщица» — единственную скульптуру художника, выставлявшуюся при его жизни. Она произвела фурор.
1908 — почти потеряв зрение, не смог больше писать картины и переключился на скульптуру.
1912 — перестал работать окончательно: здоровье художника подкосил вынужденный переезд из дома, в котором он прожил более 20 лет (здание подлежало сносу по распоряжению властей).
1917 — умер от инсульта. Похоронен на кладбище Монмартр в Париже.

История одного шедевра: «Голубые танцовщицы» Дега - Дилетант
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2017
Картины Дега, фото работ и все картины художника Эдгар Дега
[показать]