• Авторизация


Леонардо да Винчи. Тайная вечеря 16-02-2018 19:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Томаовсянка Оригинальное сообщение

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря

565 лет назад родился Леонардо да Винчи. Итальянский художник, ставший символом эпохи Возрождения, добился высот во многих сферах искусства.
Ученые, искусствоведы, любители теорий заговоров и живописи многие столетия ломают копья по поводу того,что именно и зачем написал художник на одной из стен трапезной церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане. На всемирной любви к загадке «Тайной вечери» заработан не один миллион долларов. Чего только стоит пресловутый«Код да Винчи» Дэна Брауна (не говоря уже об экранизации бестселлера). Написанная канадцем Россом Кингом книга «Леонардо да Винчи и «Тайная вечеря» шума наделала несравнимо меньше. А зря: достоверной информации и занимательных фактов о творении Леонардо в ней куда больше, чем в романе американца.
Канадский писатель Росс Кинг (Ross King,р. 1962), живущий сейчас в Великобритании, сделал имя на книгах, объясняющих отдельные шедевры или события в истории искусства. В его библиографии — издания о флорентийской живописи, о Микеланджело, расписывающем потолок Сикстинской капеллы, о рождении импрессионизма.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря
Тайная вечеря Леонардо да Винчи

   Специфика нанесения красок на свежую штукатурку при создании фресок связывала художников по рукам. Они могли использовать лишь те пигменты, что выдерживали влияние известковой штукатурки. И это были не самые яркие оттенки — например, умбры или охры. Леонардо не желал мириться с ограничениями, ему во что бы то ни стало хотелось добиться яркости, которую давали минеральные пигменты, не способные противостоять извести: ультрамарин, азурит и киноварь. 

Эксперименты с составом красок для «Тайной вечери», по сути, стали началом конца настенной росписи да Винчи.

Любопытнее то, что в поисках способа сделать цвета максимально яркими художнику удалось открыть закон дополнительных цветов. За несколько столетий до того, как в 1839 француз Мишель-Эжен Шеврёль изобрел цветовой круг, на примере которого изучают азы рисования, Леонардо рассуждал о том, как насыщенность тех или иных оттенков меняется в зависимости от расположенных рядом с ними цветов.
Да Винчи писал, что особенно ярко выглядят цвета, «окруженные своими прямыми противоположностями». Так, согласно его теории, красный выигрывает в соседстве с желтым или белым, но никак не фиолетовым. Более того, его можно в некотором роде считать предтечей импрессионизма благодаря утверждению: «Поверхность всякого теневого тела причастна цвету противолежащего ему предмета».

То, что тени не черные и не серые, но приобретают оттенки в зависимости от разных условий — революционная по тем временам мысль, недоступная пониманию современников. Но Леонардо пошел еще дальше, разработав состав для изображения синей тени: смесь шеллака (смолы оранжевых оттенков, выделяемой самками некоторых насекомых-червецов) и яри-медянки — сине-зеленых кристаллов ацетата меди. Присутствуют цветные «импрессионистские» тени и на «Тайной вечере».
 
Фрагмент "Тайной вечери" с синими тенями.
 
И у импрессионистов тени стали цветными, даже снег у них не белый
Игорь Эммануилович Грабарь. Зимнее утро
 Игорь Грабарь. Зимнее утро, 1907

Часто исследователи пытаются объяснить гармонию пространства и композиционных решений работ да Винчи применением принципа золотого сечения, или, как его еще называют, «божественной пропорции». Одним из доказательств считают то, что художник был в дружеских отношениях с математиком-францисканцем Лукой Пачоли, автором трактата «О божественной пропорции». К тому же Леонардо да Винчи нарисовал иллюстрации к этой работе.

Только создание «Тайной вечери» было окончено за 10 лет до того, как он работал над ними. Да и сам Пачоли нигде не упоминал о том, что золотое сечение — ключ к безотказно работающему приему композиционного построения для произведений искусства. Кроме того, в многочисленных заметках да Винчи полностью отсутствует всякое упоминание о божественной пропорции. Разве не упомянул бы он о ней хотя бы раз, рассуждая о пропорциях в своем «Трактате о живописи», если бы он действительно усматривал в золотом сечении формулу идеальной композиции?

Леонардо да Винчи. Иллюстрация к трактату Луки Пачоли "О божественной пропорции"
 
 
Леонардо да Винчи. Иллюстрация к трактату Луки Пачоли "О божественной пропорции", 1498
 
Леонардо да Винчи. Витрувианский человек (пропорции человеческого тела)
Леонардо да Винчи. Витрувианский человек, 1492
Росс Кинг приводит два примера подтасовок, когда исследователи выдают желаемое за действительное. Действительное соотношение роста «Витрувианского человека» да Винчи с расстоянием от его пупка до ступней (что иногда считается доказательством наличия золотого сечения в построении человеческого тела) составляет 1, 512. Это число куда меньше, чем значение божественной пропорции — 1,61803.
 
Леонардо да Винчи. Святой Иероним в пустыне
 
Так же неубедительно выглядят выкладки о том, что художник вписал фигуру святого Иеронима в «золотой прямоугольник» на неоконченной картине, датируемой 1480-ми годами. Как ни старались исследователи построить прямоугольник так, чтобы подтвердить свою теорию, фигура святого не вписывается в него
 
Леонардо да Винчи. Святой Иероним в пустыне, 1482
Попытка втиснуть святого в прямоугольник. Иллюстрация из книги Росса Кинга.

Музыкальная гармония «Тайной вечери»

Итак, Леонардо да Винчи не был приверженцем теории «божественной пропорции». Но все же пространство «Тайной вечери» подчиняется определенной закономерности. Создание музыкальных инструментов было одним из многочисленных увлечений художника, и он верил, что принципы музыкальной гармонии можно воплотить и в архитектуре.
В этом первопроходцем он не был: еще Пифагор выдвигал подобные идеи. Не чужды были они и кумиру да Винчи, итальянскому ученому-гуманисту Леону Баттиста Альберти, считавшему, что музыкальные гармонии «способны заполнить взгляд и разум несказанным восторгом» и деятелям искусства стоит воспользоваться ими. Более того, надгробный памятник Козимо Медичи авторства
Верроккьо, одного из учителей Леонардо, создан в соответствии с музыкальным ладом.

Надгробный памятник Козимо Медичи,созданный Верроккьо. Его симметричные геометрические формы воспроизводят музыкальные созвучия.
На одном из набросков к «Тайной вечере» записаны в столбик несколько чисел: 3.4.6.-6.3−6-4 = 32. Росс Кинг считает, что эти расчеты указывают на планы Леонардо рассчитать параметры пространства картины по принципам музыкальной гармонии. Дело в том, что ноты и тональные интервалы можно передавать числами, исходя из того, как будет меняться высота звука в зависимости от длины струны. Если разрезать струну пополам, то ее звучание изменится на октаву, поэтому октаву можно обозначить соотношением 1:2. Две трети от целой струны дадут интервал в пятую долю (2:3), а три четверти струны — четвертую долю (3:4).

Леонардо да Винчи. Набросок к "Тайной вечере"
Набросок к "Тайной вечере" Леонардо да Винчи. 1494
Предположительно, числа на эскизе да Винчи отображают соотношение между четвертой и пятой частями октавы (3:4:6), октавой (3:6) и пятой частью (4:6). Если стену трапезной в пространстве «Тайной вечери» разделить на 12 частей, то потолок на первом плане содержит шесть таких отрезков, что дает соотношение 1:2 (октава). Дальняя стена содержит 4 таких части, а ширина между центрами боковых окон — 3. Таким образом, получается пропорция 12:6:4:3 — такое же соотношение, как между шпалерами на стене. Возможно, Леонардо да Винчи действительно пытался превратить ноты в музыку, которую можно увидеть.
 

С религией у Леонардо да Винчи все обстояло сложно. Обладая привычкой не принимать на веру буквально ничего, он подвергал пристальному изучению все, что попадало в его поле зрения. Приступив к работе над «Тайной вечерей», он тщательно штудировал Священное писание. Об этом свидетельствуют его заметки, сделанные по ходу чтения Библии. Так он задается вопросами: могли ли сорок дней и сорок ночей проливных дождей полностью покрыть поверхность Земли до того уровня, на котором находят ракушки, и если да, куда потом ушла вода, и так далее.
   В попытках ответить на свои вопросы да Винчи заходит в тупик: «Здесь естественные причины отсутствуют, потому необходимо для разрешения таких сомнений призвать на помощь чудо». И это не единственный случай, когда результатом научных изысканий художника становилось убеждение в том, что к мирозданию причастны высшие, непостижимые эмпирическим путем, силы. 

Славой еретика Леонардо обязан Вазври, который в первом издании своих «Жизнеописаний» 1550 года представил живописца чудаковатым безбожником, не чуравшимся еретических рассуждении. Но 18 лет спустя, во втором издании своего бессмертного хита, Вазари не только благополучно «забывает» о ереси да Винчи, но вносит существенное дополнение о том, что «чувствуя приближение смерти, <Леонардо да Винчи> стал усердно изучать все, что касалось религии, истинной и святой христианской веры».

Возможно, такая резкая смена позиции была связана со знакомством Вазарив 1566 году
с Франческо Мельци. Любимый ученик и главный наследник художника познакомился с Леонардо еще в детстве и был близок с ним до самой смерти. Видимо, ему удалось развеять заблуждения составителя летописи Ренессанса.

Насколько странно это ни звучит, в особенности укрепляли веру Леонардо анатомические опыты. Расчленяя трупы с целью досконально изучить строение человеческого тела, он описывал его с поистине религиозным чувством как «чудесное орудие, изобретенное верховным художником», отмечая, что стоит «славить первого создателя этой машины». Также он считал, что при всем своем совершенстве тело — «ничто по сравнению с душой, которая живет в таком обиталище».

Леонардо да Винчи. Рисунок расположения органов в теле женщины

Рисунок расположения органов в теле женщины

Леонардо да Винчи. Хребет. Анатомический эскиз

Хребет. Анатомический эскиз

Леонардо да Винчи. Анатомические зарисовки плеча

Анатомические зарисовки плеча

Согласно да Винчи, тело человека можно расчленить, а вот душу — нельзя, как невозможно постичь чудеса силой одного ума. Да-да, один из наиболее ученых художников своего времени верил в иррациональное, и даже считал, что наука — один из путей созерцания и понимания сущности Творца. Защищая своих коллег-живописцев, которые работали в церковные праздники вопреки уставу, он писал: «Подлинное понимание всех форм, какие есть в творениях Природы,<…> есть способ постичь суть создателя всех этих удивительных вещей и способ возлюбить столь великого изобретателя».

Кто все-таки сидит рядом с Христом на «Тайной вечере» да Винчи?

Фра Беато Анджелико. Цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, сцена: Причастие апостолов, Тайная вечеря

Цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, сцена: Причастие апостолов, Тайная вечеря Фра Беато Анджел. 1437
 
В те времена присутствие Марии Магдалины в этой сцене никого не могло удивить, так как в Средние века ее почитали наравне с другими апостолами. Радикально заблуждался Дэн Браун и приписывая одному из своих персонажей реплику: «Леонардо был достаточно мастеровит, чтобы отобразить разницу между полами». Точнее, художник, безусловно, был способен отобразить эту разницу, только вот не всегда хотел.

Напротив, гораздо больше ему по душе было изображать андрогинных персонажей, которых легко отнести и к женскому, и мужскому полу. В этом контексте можно вспомнить юного ангела на картине «Мадонна в скалах» и еще одного Иоанна — Крестителя. Некоторые исследователи, например, искусствовед Сильвано Винчети, обнаруживший в 2010 останки Караваджо, выдвигали предположения, что признанный идеал женственности — Мону Лизу — Леонардо писал с Салаи.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря, Иоанн Евангелист

Тайная вечеря, Иоанн Евангелист

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах (фрагмент)

Мадонна в скалах. Фрагмент

Леонардо да Винчи. Святой Иоанн Креститель

Святой Иоанн Креститель

Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда)
При желании можно найти определенное сходство и между Джокондой, и давинчиевским Иоанном Крестителем  и апостолом Иоанном с «Тайной вечери». Их всех объединяет та самая загадочная улыбка. 
Но даже в придании Иоанну Богослову женственных черт Леонардо не был революционером. Поскольку тот считался самым молодым среди апостолов, его часто изображали хрупким, гладколицым и женоподобным юношей. Так что для современников художника его версия апостола Иоанна не выходила за рамки сложившейся живописной традиции.
Юный и женоподобный Иоанн Богослов на картинах Ганса Мемлинга, Давида Гирландайо, Пьетро Лоренцетти.

Да Винчи был по сути первым, кто изображал набор явсв на известной евангельской сцене. Чаще всего последнюю трапезу Христа живописали аскетичной, тем более что первоисточник не дает особых подробностей. Предшественники, помещали на картину главным образом необходимые для причастия хлеб и вино (в лучшем случае прибавляя к ним маленького ягненка).
Одно из трех больших общих блюд в центре стола уже стоит пустым, за исключением ломтика фрукта (возможно,граната) на краю. Зато перед апостолом Андреем стоит блюдо, наполненное рыбинами. Появление рыбы не так неожиданно, поскольку она неоднократно упоминается в Евангелии, да и некоторые из апостолов сами трудились рыбаками до того, как их призвал Христос. К тому же рыба — один из древних символов самого Христа. По-гречески первые буквы слов Jesus Christos Theou Uios Soter (Иисус Христос — Божий Сын Спаситель) составляют слово ichthus — «рыба».
Последняя реставрация позволила разглядеть еще одно блюдо: нарезанного кусками угря, поданного с ломтиками апельсина. Во время написания «Тайной вечери» подобное лакомство могло украсить стол в самых знатных домах, и Росс Кинг выдвигает две версии, почему художник мог поместить столь нетрадиционное для сюжета Тайной вечери блюдо.
Согласно одной из них, поскольку картина была частью тщеславного плана Лодовико Сфорца, то, возможно, Леонардо хотел отобразить роскошные хлебосольные приемы своего покровителя. А второе предположение ссылается на рассказ писателя 15 века Джентиле Сермини, где именно блюдо из угрей с апельсинами выступает символом чревоугодия. В произведении высмеивается священник, который спешит поскорее окончить богослужение, чтобы попасть домой к ужину и отведать угря, приготовленного по особому рецепту. 
Антиклерикальный дух рассказа был близок взглядам Леонардо. Но, с другой стороны, он написал изысканные яства на стене трапезной монастыря, члены ордена которого большую часть года могли принимать лишь хлеб и воду, а в остальное время — максимально простые блюда. Так что вполне возможно, что да Винчи все-таки не ставил цель издеваться над голодающей братией.



  Двумя ключевыми моментами последней трапезы Христа, согласно Евангелию, были установление Таинства причастия и весть о том, что один из учеников предал Его. Долгое время была популярной теория, что Леонардо сосредоточился сугубо на эмоциональных реакциях апостолов в ответ на сообщение о предательстве. В этом был убежден и Гёте, такой трактовки придерживалось и большинство американских искусствоведов прошлого века.
Гёте не причислял себя к христианам, а в художественных школах США в ХХ столетии считалось прогрессивным отбрасывать религиозную составляющую картины Леонардо и относить его к «самым глубоко мыслящим ученым» своего времени (хотя одно другому не мешает, если вспомнить рассуждения художника о роли Творца в создании человеческого тела). Но усилиями американских же исследователей этот односторонний взгляд начал постепенно пересматриваться.
Вслед за Лео Стейнбергом, посвятившему обширную статью разбору аргументов в пользу сакрального компонента «Тайной вечери» да Винчи, эту теорию поддержал его соотечественник Хорст Янсон, автор известного учебника «История искусств: Обзор изобразительного искусства от начала времен до наших дней». Он заметил, что внимание да Винчи занимала не только психологическая драма, а жесты Христа, которым художник уделял самое пристальное внимание, свидетельствуют об одновременном установлении им обряда причастия.
Леонардо был настолько озабочен точным отображением замысла, что для рук Христа он подыскивал отдельную модель. «Алессандро Кариссими да Парма — рука Христа» — значится в одной из его записных книжек. Никто прежде не был так озабочен жестами как средством выражения: среди эскизов его «Поклонения волхвов» есть два листа, исписанные всевозможными положениями рук в разных ракурсах. Помимо прочего, неспроста руки Христа являются центром композиции,  образуя равносторонний треугольник в самом центре росписи.

Леонардо да Винчи. Зарисовки рук в разных положениях (иллюстрации из книги Росса Кинга):
 
 
Пристальнее внимание рукам Леонардо уделяет не только в «Тайной вечере»:
Леонардо да Винчи. Рука в движении

Рука в движении

 
   
Леонардо да Винчи. Благовещение (фрагмент)

Благовещение (фрагмент)

 
 
В то время как правая рука Иисуса тянется к тому же блюду, что и рука Иуды, иллюстрируя слова из Евангелия от Матфея «опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня», левая направлена к хлебу. Ладонь раскрыта таким образом, что замысел Леонардо выглядит довольно однозначно: Христос простирает руку не затем, чтобы взять хлеб со стола, а будто благословляет его для причастия: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое».
Леонардо да Винчи. Голова Христа (этюд к Тайной вечере)
О том, что кульминацией сюжета «Тайной вечери» да Винчи является не реакция апостолов на слова Иисуса о предательстве Иуды, а все-таки учреждение Таинства Евхаристии, красноречиво говорит и его взгляд, направленный на хлеб. В этом эмоциональном контрасте и состоит драматический эффект, который производит роспись: посреди шквала возмущения, недоумения, смущения и прочих смешанных чувств апостолов мы видим спокойное, сосредоточенное на молитве лицо Христа.
Только при большом желании можно проигнорировать настолько очевидную идею художника совместить в одной сцене одновременно два ключевых момента Тайной вечери. Тем более что подобное нетривиальное решениевполне в духе Леонардо.

Муки, в которых произведение рождалось на свет, ни в какое сравнение не идут с тем, что ожидало его в будущем. К неудачному эксперименту художника с составом красок, из-за которого разрушение росписи началось уже через 20 лет после ее завершения, добавились всевозможные несчастья и стихийные бедствия.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря
В 1652 году насельники монастыря зачем-то решили проделать в стене дверь, «отрезав» Христу ступни и грубо нарушив целостность картины. Потом последовали попытки реставраций бездарными художниками. Один из них почти полностью переписал «Тайную вечерю», оставив без изменений лишь головы Матфея, Фаддея и Симона. А в результате другой реставрации нога апостола Варфоломея сделалась ножкой стула, а рука Фомы превратилась в булку хлеба.
Во время нашествия войск Наполеона в 1796 из трапезной монастыря сделали конюшню, а 4 года спустя она была затоплена на полметра в результате наводнения. За две недели вода впиталась в стены, а роспись покрылась плесенью. В 1821 очередной реставратор, думая, что перед ним фреска в истинном понимании слова, пытался перевести живопись на холст. Когда идея потерпела крах, ему оставалось лишь попытаться приклеить краску обратно на стену. Неудивительно, что еще полвека спустя помещение трапезной отвели под сеновал.

Во время Второй мировой войны «Тайная вечеря» спаслась лишь чудом: 16 августа 1943 в церковь Санта-Мария делле Грацие попала бомба Британских королевских ВВС. Роспись, уцелевшая только благодаря защите из мешков с песком, на протяжении нескольких месяцев оставалась под открытым небом, пока трапезную не восстановили.
Развалины трапезной церкви Санта-Мария делле Грацие после бомбардировки. «Тайная вечеря» скрыта защитной конструкцией (фото из книги).
А так «Тайная вечеря» выглядела в 1975-м.
 
В 1977 началась последняя реставрация длиной в 22 года. Какие только технологии не участвовали: система жизнеобеспечения из датчиков температуры и влажности,  диагностика при помощи сонаров, радаров, инфракрасных камер. Все наслоения грязи и красок от прошлых реставраций снимали при помощи японской бумаги, пропитанной растворителем. Оставив краски, нанесенные самим да Винчи и его помощниками, утраченные фрагменты заполнили акварелью нейтрального оттенка.

«Тайная вечеря» стала всемирно известной благодаря критическому состоянию. Писатель Генри Джеймс назвал ее «печальнейшим произведением искусства в мире, трудолюбивым калекой, к которому заходят посмотреть, как там у него дела, а удаляются со вздохами, будто отходят на цыпочках от смертного ложа». 

В то же время именно она сделала Леонардо признанным гением: другие его произведения были недоступны для массового обозрения практически до начала 19 века, когда из спальни Наполеона Мона Лиза попала в Лувр. На протяжении трех веков после смерти художника лишь «Тайная вечеря», по сути, была единственным общедоступным свидетельством его таланта.
Автор: Наталья Азаренко
 


 
Хорошее суждение родится от хорошего понимания, а хорошее понимание происходит от основания, извлеченного из хороших правил, хорошие же правила — это дочери хорошего опыта, общего отца всех наук и искусств.
Леонардо да Винчи

На момент смерти в 1519 году Леонардо да Винчи владел лишь тремя своими живописными работами. И все три картины – «Мадонна с Младенцем и Святой Анной», «Джоконда» и «Святой Иоанн Креститель» - художник никак не мог закончить. Леонардо постоянно дорабатывал их, нанося все новые и новые тончайшие слои краски, добавляя детали и доводя до абсолютного совершенства дымчатый эффект сфумато. Картина «Святой Иоанн Креститель», которую принято считать последней работой да Винчи, признана большинством искусствоведов вершиной мастерства художника в этой технике.

«Иоанн Креститель», как, впрочем, и большинство работ художника, по сей день остается предметом множества споров, предположений и теорий. Нет у экспертов сомнений лишь в одном – в авторстве Леонардо. А вот о том, кто изображен на картине, спорят. Претендент номер 1 - "дьяволенок"...

Продолжение:
https://artchive.ru/arti…/467~Leonardo_da_Vinchi/works/17328

Ровно 565 лет тому назад родился великий изобретатель, ученый, инженер и художник Леонардо да Винчи. Масштаб его гения до сих пор вызывает восхищение. В рисунках мастера легко распознаются привычные нам (а для людей эпохи Возрождения — инновационные) изобретения: от водных лыж и костюма водолаза до парашюта и планера. Многие его замыслы остались «в проекте»: в виде изображений на бумаге всевозможных механизмов, приспособлений и построек. Эти рисунки — надёжное хранилище авторских идей и изысканий. Посмотрим на них вместе?

Проекты будущего в рисунках Леонардо да Винчи

NKJ.RU
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Леонардо да Винчи. Тайная вечеря | Люба-пчелка - Дневник Люба-пчелка | Лента друзей Люба-пчелка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»