На днях мне прислали ссылку на сайт «Архитектура Одессы». Там я нашел фотографии моего двора. Вот решил показать его Вам
Великолепная по архитектуре городская усадьба на Жуковского, 32, являющаяся несомненным украшением не только квартала, но и Одессы в целом, примечательна тем, что с момента постройки и до самой революции оставалась собственностью одной семьи.
Фасад
Общий вид усадьбы с улицы
Слева три окна Приват банка - моя квартира, а справа три окна - квартира где жила семья заслуженного артиста РСФР Сергея Мигицко
Общий вид
Параскева — фамилия для дореволюционной Одессы весьма значимая. Ее представители были купцами греческого происхождения, и среди их деловых начинаний был, например, «Привилегированный кожевенный завод Апостоли Параскева» на Пересыпи, на Московской улице, основанный в 1858 году. Впоследствии завод был удостоен серебряной медали на олимпийской выставке в Афинах. Известно также, что представители данной фамилии занимались производством крахмала.
Впрочем, и до того, как во второй половине XIX века в Российской империи начал ускоренно набирать ход и развиваться промышленный капитализм, Параскева располагали весьма немалыми средствами и владели большим количеством недвижимости в черте городского центра.
Однако самым известным и презентабельным из принадлежавших им строений, наравне с дачей на Французском бульваре, 40, несомненно является изысканный двухэтажный дом на Жуковского, 32, вместе со служебными флигелями образующий обширный курдоньер, отделенный от улицы высокохудожественной по исполнению оградой.
Архитектор И. О. Даллаква, которому в первой половине 1850-х годов был заказан проект усадьбы, разместил элементы застройки отведенного под это участка весьма нетипично для Одессы. Служебные флигели по сторонам вышли пышно оформленными торцами на красную линию, главный дом разместился в глубине двора, замкнув участок с тыльной стороны. Таким образом Даллаква фактически поставил с ног на голову все традиции по застройке тех времен в Одессе, так как обычно на красную линию выходило основное, как правило изысканно декорированное здание, своим массивом скрывавшее все служебные сооружения в глубине двора.
Такое решение, вероятно, было продиктовано самими заказчиками проекта, желавшими жить в центре города, находясь при этом как можно дальше от уличной суеты.
Исторические фотографии
Подобные по компоновке городские усадьбы можно встретить, например, на улице Маразлиевской или в районе Отрады, но все они возводились значительно позже, ввиду чего усадьбу Параскевы можно уверенно назвать старейшим среди архитектурных ансамблей такого типа.
Как уже было упомянуто выше, представители семьи Параскева владели данным участком до самой революции, однако неизвестно, проживали ли они здесь же. Многие помещения по данному адресу сдавались под жилье и коммерческую деятельность уже к концу XIX века, то есть усадебные здания начали выполнять функции обыкновенных доходных домов.
По адресным данным за 1893 год, здесь среди прочих квартиросъемщиков жил преподаватель русского языка Одесской городской 2-й женской гимназии Василий Николаевич Полунин, который служил в Одессе по ведомству Министерства народного просвещения.
В 1901 году по этому адресу работало персидское консульство.
В те же времена здесь можно было приобрести белье и полотно торгового дома «Мей и Эдлих» у представителя Меера (Максимилиана) Борисовича Ловицкого в торговом доме его имени. Он же был известен как представитель фирмы «Ляндау и Вейле», реализующей войлок.
В 1900 годы на Жуковского (тогда — Почтовой), 32 числились представительства еще двух торговых домов. Торговый дом купца 2 гильдии З. Я-Ш. Вейцера, поставлявшего изделия из камыша и бамбука, соседствовал с торговым домом З. Я. Вейде.
Азиатские и кавказские вещи можно было приобрести у М. Брагинского.
Среди выдающихся людей того времени, живших по этому адресу стоит в первую очередь упомянуть гражданского инженера и архитектора Маврикия Германовича Рейнгерца.
Существуют так же сведения и о практиковавших здесь частных специалистах: нотариус Степан Исидорович Гофф; зубные врачи С. А. Гальперин и С. А. Голдин; хирург Исаак Лазаревич Гурфинкель. Кто-то из родственников или однофамильцев последнего, Н. Гурфинкель, в 1909 году держал здесь прачечную и красильню.
Согласно данным о домовладельцах, на рубеже веков зданиями владеет М. Параскева, с 1908 года — В. А. Параскева, с 1914 года — М. В. Параскева. За оставшиеся до революции три года данные отсутствуют, что позволяет предположить М. В. Параскева в качестве последнего дореволюционного владельца участка и усадьбы.
Как уже отмечалось ранее, усадьба состоит из трех двухэтажных (с полуподвалами) зданий. Боковые флигели, возможно, изначально были зеркальны друг другу. В нынешние времена со стороны улицы их ансамбль в общих чертах сохраняется, однако в глубине двора они были перестроены в совершенно разном ключе, и разница эта здесь легко заметна.
Боковой флигель (левосторонний)
Общий вид с улицы
Общий вид со двора
Боковой флигель (правосторонний)
Общий вид с улицы
Общий вид со двора
Торцы флигелей, выходящие на красную линию, имеют ширину в три оси. Лучковые окна обоих этажей декорированы мощными наличниками, которые на первом этаже дополнены тонкими лепными навершиями (в левостороннем флигеле утрачены), а на втором — сандриками в стиле строгого барокко. Простенки первого этажа отделаны глубоким, сдержанным по исполнению рустом. На втором этаже простенки заполнены изящными сдвоенными пилястрами коринфского ордера.
Отделка первого этажа боковых флигелей
Общий вид верхней части оконного наличника (правосторонний флигель)
Ограждения веранды (правосторонний флигель)
Отделка второго этажа боковых флигелей
Сандрик окна центральной оси, общий вид (правосторонний флигель)
Балкон, общий вид (правосторонний флигель)
Капители пилястр подчеркнуты крупными триглифами, придающими зданиям более классический облик.
Это впечатление усиливается благодаря массивным аттикам, венчающим лицевые фасады и две крайние (ближайшие к красной линии) оси дворовых фасадных плоскостей. Эти оси декорированы аналогично лицевым фасадам (если не считать отсутствие пилястр в простенках) и заметно отличаются от остальных, занимаемых огромными лучковыми проемами остекленных галерей, которыми оба флигеля уходят в глубину двора.
Галереи со стороны двора
Фрагмент одной из галерей, общий вид отделки обоих этажей
Таким образом обе постройки выглядят как бы составленными из двух разнящихся по оформлению объемов, которые, благодаря масштабной соразмерности, воспринимаются как единое целое.
Главное здание замыкает участок с тыльной стороны и повернуто строго перпендикулярно боковым флигелям. Его архитектура стилистически более близка ко второй половине XIX века, нежели к его середине. Высока вероятность того, что строение перестраивалось через два-три десятилетия после возведения, когда и сформировался его облик, дошедший до нынешних времен.
Главное здание
Общий вид
По всем качествам здание представляет собой презентабельный и изысканный городской особняк, оформленный заметно пышнее служебных флигелей, что является главным фактором, подчеркивающим его статус среди застройки участка.
На первый взгляд строение кажется симметричным, три центральных оси выделены глубоким развитым ризалитом, в центре которого устроен портал главного входа в виде двухколонного портика, увенчанного разорванным барочным фронтоном.
Центральный ризалит главного здания
Портал главного входа
Общий вид до реставрации двери
Дверь до реставрации
Если условно разделить двор надвое центральной осью, проведенной параллельно боковым флигелям, портал не совпадет с ней, поскольку по неизвестным причинам главное здание слегка сдвинуто влево. К тому же левое крыло дома имеет дополнительную крайнюю ось, выделенную лопатками, что нарушает строгую симметрию его фасадной композиции.
Простенки центрального ризалита на первом этаже оживляются лопатками из чередующихся плоских и алмазных блоков.
Остальная плоскость стены отделана строгим рустом с использованием алмазных блоков в обрамлении окон. На втором этаже оборудован балкон во всю ширину ризалита. Проемы боковых осей второго этажа — дверные, все — полуциркульной формы. Такую же форму имеет и проем главного входа, тогда как окна по сторонам от него — лучковые. Проем центральной оси выше и шире боковых. Его фланкируют изящные полуколонны, поддерживающие строгий треугольный фронтон с лепным картушем в тимпане. Композиция дополнена крупной люкарной без декора, а сам ризалит увенчан четырехгранным шатром в виде сильно усеченной пирамиды.
Боковые проемы имеют массивные рустованные наличники, завершающиеся разорванными треугольными сандриками. Портал главного входа и композиция центральной оси второго этажа создают единый и неразрывный акцент, которому так или иначе подчинены остальные элементы фасада.
Крылья по сторонам ризалита декорированы значительно сдержаннее.
Простенки первого этажа лишены отделки, окна классической прямоугольной формы обрамлены выразительными рустованными наличниками. Наличники лучковых окон второго этажа заметно строже. Они практически лишены руста, но увенчаны строгими замковыми камнями и сдержанными барочными сандриками. В простенках помещены условные прямоугольные филенки и столь же схематичные тяги. Крайняя левосторонняя ось оформлена предельно просто. Здесь схематичен также и сандрик на втором этаже.
Лестничная клетка размещена в центральном ризалите и освещается большим окном центральной оси второго этажа. Внешняя входная дверь сохранилась и оформлена в ключе архитектуры здания, с использованием сходных элементов и композиционных решений. Осенью 2013 года она была отреставрирована с частичным воссозданием утраченных деталей, однако ее нынешнее цветовое решение оставляет желать лучшего.
Лестничная клетка
Общий вид
Общий вид
Одна из многочисленных изюминок дома — великолепно сохранившиеся перила лестничной клетки, не относящиеся к типовым и, возможно, существующие в Одессе в единственном экземпляре.
Перила
Входная секция
Общий вид перил с междуэтажной площадки
Фрагмент
Горизонтальная секция перил на площадке второго этажа сохранила также огромный вензель «М.П.», значение второй буквы которого, разумеется, не требует разъяснений. Сопоставляя вензель со сведениями о домовладельцах рубежа XIX-XX веков, можно придти к выводу, что существующие перила либо установлены непосредственно в тот период, либо изготовлен только вензель.
Горизонтальная секция на площадке второго этажа
В жилые помещения особняка ведут по две двери на каждом этаже, причем все они прекрасно сохранились до нынешних времен.
Двери жилых помещений
Следует отметить полное отсутствие таких либо новодельных элементов в парадном интерьере дома (что, к сожалению, в Одессе — редкость), хотя вероятны утраты в виде росписей и витражей в окнах.
Потолок лестничной клетки оформлен в виде строгого глубокого плафона без лепного декора.
Общий вид потолка лестничной клетки
Камерность и обособленность усадьбы подчеркивается сильно испорченной временем и вандалами чугунной оградой с двумя проходными калитками по сторонам и широкими въездными воротами в центре.
Ограда
Левосторонняя часть
Элемент декора с львиным маскароном
Из всех построек ансамбля жилым в наши дни является только главный дом, тогда как боковые флигели заняты офисами различных организаций, включая туристическую компанию «Тартус-Тур». Несмотря на это весь комплекс сохранил высокую степень аутентичности в декоре и убранстве и является одним из старейших и ценнейших образцов презентабельной городской усадьбы в Одессе.
Использованная литература и архивы
Авторы