Множество советских фильмов уже давно стали классикой, их любят и пересматривают по несколько раз, а сюжет и слова героев знают наизусть. Однако есть среди образцов советского кинематографа и те, которые оказались незаслуженно забыты, а телеканалы словно игнорируют их существование. Тем не менее эти фильмы достойны не меньшего внимания зрителей, чем, примеру, та же «Зимняя вишня» или «Отпуск за свой счёт».
«Позови меня в даль светлую», 1977 год, режиссёры Герман Лавров и Станислав Любшин
«В небольшом русском городке, где-то на окраине, в аккуратном домике из трёх комнат жила женщина. Звали женщину красиво - Агриппина Игнатьевна Веселова, попросту Груша. Было ей 34 года от роду, и были у неё сын Витька двенадцати лет да брат Николай Игнатьевич, главный бухгалтер пригородного совхоза, да где-то был муж» - так начинается киноповесть Шукшина о судьбе русской женщины.
Муж оставил её с сыном три года назад, потому что семья ему «мешала пить». Но у Груши есть старший брат, который стремится сестру выдать замуж. Однажды он приводит к ней давнего приятеля, который давно уже пережил страсть к водке и вроде стал положительным и благополучным человеком… Однако Груша не испытывает к этому человеку никаких чувств - он кажется ей совершенно неинтересным и «серым». Сватовство не состоялось. По простой причине, о которой скажет сама героиня: «Не лежит душа - и всё. Хоть ты что».
Фильм получил Гран При XXVI Международного кинофестиваля в Мангейм - Хайдельберге (ФРГ) в 1977 году.
«Впервые замужем», 1979 год, режиссёр Иосиф Хейфиц
Для главной героини фильма в исполнении Евгении Глушенко в 40 лет жизнь действительно только начинается. Она родила дочь в 20-летнем возрасте, всю себя посвятила ребёнку, поставив на собственной личной жизни крест. Но судьба дала ей ещё один шанс стать счастливой, правда, взрослая дочь никак не желает принимать право матери на личное счастье.
«Осень», 1974 год, режиссёр Андрей Смирнов
История двух влюблённых окончилась расставанием, но давние чувства, как оказалась, не хотят отпускать обоих. И всё же они попытались во второй раз войти в одну реку, несмотря на наличие семей у обоих. Получится ли у двух некогда близких людей вернуться во времена безусловного счастья и всепоглощающей любви, или семь счастливых дней, которые проведут они в деревне, полностью избавят их от призраков прошлого?
«Законный брак», 1985 год, режиссёр Альберт С. Мкртчян
Этот фильм стал лучшим в 1986 году согласно опросу журнала «Советский экран». Он повествует о том, как ведущий актёр эвакуированного в Ташкент театра принимает решение помочь тяжело больной девушке вернуться в столицу и вступает с ней в фиктивный брак.
Правда, даже после того, как девушка оказалась в Москве, ни один из супругов не стал торопиться в ЗАГС за разводом. Но вскоре влюблённым предстоит разлука: молодого мужа забирают на фронт.
«Каждый вечер в одиннадцать», 1969 год, режиссёр Самсон Самсонов
Можно ли наугад позвонить по телефону и сразу же попасть «в яблочко», узнав по голосу женщину, которая станет женой героя? При том, что главный герой ещё до того, как набрал телефонный номер, уже дал слово: жениться на женщине, ответившей ему. Впрочем, обладательницу столь приятного голоса герою предстоит ещё найти.
«Двое в пути», 1979 год, режиссёр Леонид Марягин
Желание отомстить молодому человеку, ранившему главную героиню, выливается в изображение романа с водителем грузовика. Правда, придуманный роман вскоре перерастает во влюблённость девушки. Но удастся ли ей построить своё счастье с человеком, у которого за плечами есть неудачный опыт семейной жизни, и завоевать сердце его маленькой дочери?
«Кто поедет в Трускавец?», 1977 год, режиссёр Валерий Ахадов
Потрясающая лирико-драматическая зарисовка о любви, где герои уже перешагнули 30-летний рубеж и видят в представителях противоположного пола уже не только достоинства, но ещё и недостатки. А ещё это фильм, которому веришь с первого до последнего кадра, ибо люди в нём настоящие, а их чувства - неподдельные и искренние.
«Дождь в чужом городе», 1980 год, режиссёры Владимир Горпенко и Михаил Резникович
Наверное, таких историй было множество, поэтому так подкупает картина «Дождь в чужом городе». Простой инженер, приехавший в командировку в город Лыков, неожиданно влюбляется в бойкую красавицу. И всё бы ничего, но в Ленинграде его ждёт жена, а возлюбленная всё чаще заявляет о своём желании создать настоящую семью.
«Без свидетелей», 1983 год, режиссёр Никита Михалков
Удивительно сильный в эмоциональном плане фильм снят по мотивам пьесы Софьи Прокофьевой «Беседа без свидетеля». Здесь всего два героя, а всё действие происходит в стенах одной квартиры. Когда-то они любили друг друга, а потом мужчина предал чувства женщины, предпочтя карьеру и благополучное будущее жене и сыну. А теперь будущее героя зависит от того, насколько хорошо помнит бывшая жена их общее прошлое.
«Поздняя встреча», 1978 год, режиссёр Владимир Шредель
Эта встреча оказалась слишком поздней для героев фильма. И всё же у них был целый день, чтобы любить и мечтать, верить, надеяться и быть счастливыми. В этот день вместилась целая жизнь, а дальше влюблённым предстоит хранить теплые воспоминания о счастье. Или же они всё-таки смогут, отбросив условности, встретиться ещё хотя бы раз?
«Время отдыха с субботы до понедельника», 1984 год, режиссёр Игорь Таланкин
Фильм, снятый по мотивам рассказа Юрия Нагибина «Терпение», повествует о двух пополнениях одной ленинградской семьи.
Супружеская пара состоявшихся и обеспеченных немолодых учёных с двумя взрослыми детьми отправляется на круизном теплоходе «Дмитрий Фурманов» по маршруту выходного дня Ленинград—Валаам—Ленинград. Во время экскурсии по острову Валаам супруги ссорятся, и Анна одна отправляется на попутной лодке в бывший монастырь.
Когда же главная героиня, роль которой исполняет Алла Демидова, встречает мужчину, некогда любимого, пропавшего без вести и, по сути, давно похороненного, она начинает понимать, насколько несправедлива оказалась к ней судьба.